Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Виды правоохранительной и правозащитной деятельности

Виды правоохранительной и правозащитной деятельности

Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность.

Понятие правоохранительной деятельности означает тот вид деятельности , который реализуется специальными уполномоченными правоохранительными органами с целью охраны и защиты права путем применения . В Российской Федерации на предусмотрена вероятность того, что в процессе осуществления этого вида деятельности могут быть частично ограничены права и свободы правоохраняемых субъектов (например, ). Основные признаки правоохранительной деятельности:

  1. строгое соответствие с законом;
  2. установленный законом порядок исполнения;
  3. юридические меры воздействия;
  4. реализация специально-уполномоченными органами.

Главная цель правоохранительной деятельности – пресечение , поиск и наказание правонарушителей. Правоохранительные органы – это отдельная группа государственных органов, которые уполномочены выполнять деятельность по охране законности и правопорядка, а также защите прав и свобод человека.

Разные виды правоохранительных органов выполняют одну или несколько функций. В совокупности в их деятельности можно выделить 9 основных функций правоохранительных органов:

  • Юридическая помощь и консультирование.
  • Обеспечение безопасности.
  • Прокурорский надзор.
  • Предупреждение правонарушений.
  • Охрана общественного порядка.
  • Исполнение решений суда.
  • .
  • Конституционный контроль.
  • Расследование нарушений права.

Система правоохранительных органов в России состоит из 12 простых и сложных (по структуре) органов:

  • Адвокатура.
  • Федеральная таможенная служба.
  • Министерство юстиции РФ:
    • Федеральная служба исполнения наказаний;
    • Федеральная служба судебных приставов.
  • Федеральная служба судебных приставов.
  • .
  • МЧС России – поисково-спасательная, горноспасательная, противопожарная деятельность, а также гражданская оборона, защита населения и экстренная психологическая помощь.
  • Федеральная служба безопасности (ФСБ) – федеральный орган исполнительной власти, деятельность которого направлена на обеспечение безопасности Российской Федерации (контрразведка, борьба с терроризмом и особо опасными формами преступности, разведка, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности, борьба с коррупцией).
  • Федеральная служба исполнения наказаний;
  • Прокуратура РФ – надзор за соблюдением Конституции, ее законов, надзор за осуществлением оперативно-розыскной деятельности и исполнением законов судебными приставами.
  • Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.
  • Нотариат.
  • Следственный комитет РФ – независимый от других органов, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность особо серьезных правонарушений.
  • – федеральный орган исполнительной власти, занятый выработкой и реализацией политики государства, и правовым регулированием в сфере внутренних дел.

    Ключевая составная часть МВД – полиция, имеющая сложную структуру, каждое ее подразделение занято узкоспециализированной деятельностью.

  • Суды (общей юрисдикции и конституционные) – осуществление правосудия и конституционного контроля.

Все эти органы (также и в других странах) можно разделить на три вида правоохранительных органов:

  • Органы выявления и расследования правонарушений.
  • Органы обеспечения правопорядка и безопасности.
  • Органы юридической помощи.

Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

Аспирантура и докторантура 40.06.01. Юриспруденция специальность Телефоны: +7 (499) 956-91-20 Email: Поступление Описание Содержанием специальности 12.00.11 «» является исследование научных, правовых, организационно-структурных, методологических основ деятельности органов судебной власти и прокуратуры, органов исполнительной власти в сфере правоохранительной и правозащитной деятельности, а также правоохранительных и правозащитных институтов гражданского общества – т.е.

деятельности, которая имеет целью обеспечение непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, верховенства и прямого действия Конституции и закона, единства и укрепления законности, законных интересов общества и личности. Области исследований 1. Судебная деятельность 1.1. Судебная деятельность, ее понятие и значение в системе других видов юридической деятельности, а также сущностные отличительные черты.

1.2. История судебных систем.

Генезис и историческое развитие судопроизводства и его видов. 1.3. Социально-правовое предназначение правосудия в современном правовом государстве; обеспечение правосудием непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина – в соответствии с конституционными и международно-правовыми стандартами.

1.4. Суд как государственный орган, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть. 1.5. Полномочия органов судебной власти, их содержание и пределы – в конституционной системе разделения властей.

1.6. Осуществление правосудия как исключительное полномочие судебной власти, понятие и основные признаки правосудия; принципы правосудия; юридическая сила актов правосудия и обеспечение их исполнения принудительной силой государства. 1.7. Судебный контроль за содержанием нормативного регулирования как сущностное полномочие судебной власти, реализуемое во всех видах юрисдикции; судебное толкование применимого права.

1.8. Понятие, содержание и принципы судебного контроля в конституционном правосудии; юридическая сила актов конституционного правосудия в соотношении с правоприменительными актами других органов судебной власти; взаимодействие судов в осуществлении конституционного судебного контроля.

1.9. Иные полномочия органов судебной власти, их цели, содержание, пределы, обусловленность задачами по обеспечению независимого и полного осуществления правосудия.

1.10. Понятие и виды судопроизводства, их развитие и связь с развитием судебной системы; формы специализации в судебной деятельности; значение и перспективы внесудебного и досудебного урегулирования правовых споров применительно к отдельным видам судопроизводства.

1.11. Конституционное и законодательное регулирование судебной системы Российской Федерации, ее понятие, основные черты и структура. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, пути совершенствования их организации и функционирования.

Соотношение и взаимодействие национальной и наднациональной юрисдикций. 1.12. Статус судей — его правовые и этические основы. Статус присяжных и арбитражных заседателей. Участие в отправлении правосудия как конституционное право и обязанность гражданина; значение участия граждан в правосудии в качестве одной из его конституционных гарантий.
Участие в отправлении правосудия как конституционное право и обязанность гражданина; значение участия граждан в правосудии в качестве одной из его конституционных гарантий. 1.13. Правовые и социальные гарантии независимости судей, их несменяемость и неприкосновенность; виды и социальная обусловленность иммунитетов судьи; процедуры привлечения судьи к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности; механизмы обеспечения независимого статуса судей, а также самостоятельного и независимого осуществления деятельности судов.

1.14. Формирование судейского корпуса.

Развитие моделей профессиональной подготовки, отбора и пополнения судейского корпуса: социально-правовые и сравнительные аспекты.

1.15. Правовые, организационные, ресурсные и иные условия функционирования органов судебной власти. Организационное обеспечение деятельности судов. 1.16. Судейское сообщество и его органы, их роль в совершенствовании судебной деятельности и защите статуса судей.

1.17. Осуществление в предусмотренных законом процессуальных формах надзора за судебной деятельностью и другие механизмы формирования судебной практики. 2. Прокурорская деятельность 2.1. Прокурорский надзор, его понятие, задачи и соотношение с другими правоохранительными функциями.

2.2. История возникновения и развития прокуратуры. 2.3. Законодательство о прокурорском надзоре, его история и перспективы развития. 2.4. Прокуратура в законодательстве и правовой практике зарубежных государств.

2.5. Основные задачи и направления прокурорского надзора. 2.6. Система прокуратуры Российской Федерации и структура ее органов, принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации, взаимодействие органов прокуратуры с другими правоохранительными органами.

2.7. Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за соблюдением Конституции и законов, действующих на территории Российской Федерации, предмет и пределы данного направления прокурорского надзора. 2.8. Прокурорский надзор за исполнением законов в деятельности органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. 2.9. Прокурорский надзор за законностью в процессуальной деятельности органов дознания и органов предварительного следствия, за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

2.10. Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. 2.11. Прокурорский надзор за исполнением законов органами и должностными лицами в сфере административной юрисдикции. 2.12. Задачи и полномочия прокуратуры в области уголовного преследования лиц, совершивших преступления.

2.13. Задачи прокуратуры по координации борьбы правоохранительных органов с преступностью. 2.14. Участие прокуроров в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел.

2.15. Правовоспитательная (праворазъяснительная) деятельность органов прокуратуры. 2.16. Полномочия прокуратуры в организации международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью. 2.17. Взаимодействие органов прокуратуры с государственными и общественными контрольными механизмами в системе мер обеспечения законности.

2.18. Служба в прокуратуре как вид государственной службы и правовой статус ее работников. 3. Правозащитная и правоохранительная деятельность 3.1.

Понятие правозащитной деятельности, ее место среди других видов юридической деятельности –судебной, прокурорской и правоохранительной деятельности; система организаций и институтов, осуществляющих правозащитную деятельность, их взаимоотношения с государственными органами.

3.2. Понятие правоохранительной деятельности в системе других видов юридической деятельности. Органы публичной власти, осуществляющие правоохранительную деятельность. Роль общественных советов в деятельности правоохранительных органов.

3.3. Цели, задачи, принципы и отличия правозащитной и правоохранительной деятельности – в связи с обеспечением частных и публичных интересов.

3.4. Исторический, национальный и зарубежный опыт организации правозащитной и правоохранительной деятельности. 3.5. Правозащитные аспекты в деятельности государственных институтов власти. Правозащитные аспекты в деятельности судов. Правозащитные аспекты в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
Правозащитные аспекты в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

Правозащитная деятельность органов прокуратуры. Правозащитная деятельность правоохранительных органов.

3.6. Международные правозащитные организации: правовые основы деятельности, цели, задачи. 3.7. Адвокатура, понятие, цели и задачи адвокатуры, роль в обеспечении конституционного права каждого на квалифицированную юридическую помощь и в реализации других прав физических и юридических лиц.

3.8. Основные функции адвокатуры и виды оказываемой адвокатами юридической помощи; регулирование и организация деятельности адвокатуры по оказанию юридической помощи, субсидируемой государством. 3 .9. Правовые основы и принципы организации и деятельности адвокатуры. Порядок образования адвокатских палат, устройство органов самоуправления.

Взаимоотношения адвокатуры с государственными органами, с правозащитными и иными общественными организациями. 3.10. Организационные формы деятельности адвокатов: их развитие, социальная обусловленность и отличительные черты. 3.11. Статус адвоката: его основные характеристики, порядок приобретения, приостановления и прекращения.

Требования, предъявляемые к адвокату. Профессиональные права и обязанности адвоката.

Конституционные и процессуальные гарантии деятельности адвоката при осуществлении судопроизводства на началах состязательности и равноправия сторон.

3.12. Квалификационные комиссии адвокатских палат, их состав, функции и порядок деятельности. 3.13. Адвокатская этика. Кодекс профессиональной этики адвоката.

Основания и процедуры дисциплинарной ответственности адвоката.

3.14. Международные связи российской адвокатуры. 3.15. Исторический и зарубежный опыт правовой организации и деятельности адвокатуры.

3.16. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации как институт парламентского контроля в сфере защиты прав и свобод. Развитие института омбудсмена в России и зарубежных государствах.

3.17. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Функции, основные направления и порядок деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. 3.18. Взаимодействие Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с судом и правоохранительными органами государства. Особенности его процессуального статуса в судопроизводстве.

Особенности его процессуального статуса в судопроизводстве.

3.19. Неправительственные правозащитные организации. Их общая правая характеристика, формы деятельности, взаимосвязь с институтом адвокатуры.

3.20. Формы оказания юридической помощи свободно практикующими специалистами (аудиторами, медиаторами). 3.21. Нотариат, понятие, цели и задачи нотариата и нотариальной деятельности, его роль в обеспечении прав физических и юридических лиц.

3.22. Основные функции нотариата, виды и формы нотариальных действий.

3.23. Правовые основы и принципы организации и деятельности частного нотариата, устройство органов самоуправления (нотариальных палат), взаимоотношения нотариата с государственными органами. 3.24. Статус нотариуса, особенности его получения, профессиональные права и обязанности нотариуса, нотариальная этика.
3.24. Статус нотариуса, особенности его получения, профессиональные права и обязанности нотариуса, нотариальная этика.

3.25. Исторический и зарубежный опыт организации и деятельности нотариата. 3.26. Организация и правовые основы функционирования служб, органов и подразделений системы МВД РФ, непосредственно выполняющих правоохранительные функции и обеспечивающих их исполнение.

3.27. Полиция и ее роль в выявлении, предупреждении, пресечении и расследовании преступлений, борьбе с иными правонарушениями. 3.28. Организация и правовые основы функционирования подразделений, выполняющих правоохранительные функции в системе других органов исполнительной власти. 3.29. Организация предварительного следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности, ее правовые основы и принципы.

3.30. Служба в органах, выполняющих правоохранительные функции, и профессиональная этика их работников. Компетенции и преимущества Решение исследовательских задач осуществляется на основе общеметодологических подходов в соответствии с современными тенденциями и закономерностями развития Российской Федерации как демократического правового государства.

Заведующий отделением «Высшая школа правоведения» Доктор юридических наук. Декан «Высшая школа правоведения». Профессор кафедры правового обеспечения рыночной экономики.

Председатель диссертационного совета Доктор юридических наук. Профессор. Заслуженный юрист Российской Федерации.

Действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса.

Директор ИГСУ РАНХиГС. Председатель приёмной подкомиссии ИГСУ. Главный редактор журнала «Государственная служба».

Заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин. Председатель ученого совета. Информация для поступающих Перечень документов для поступления в аспирантуру Перечень документов для прикрепления к аспирантуре без освоения основных образовательных программ Объявления для поступающих Сетевая программа по направлению подготовки «Юриспруденция» РАНХиГС — ВАВТ Другие программы направления Гражданский процесс, арбитражный процесс Административное право, административный процесс Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право Конституционное право, муниципальное право, конституционный судебный процесс Корпоративное право, энергетическое право

  1. 4 курс
  2. 3 курс
  3. 2 курс
  4. 1 курс
  5. 5 курс

О международных программах бакалавриата ИГСУ РАНХиГС по направлениям «Государственное и муниципальное управление» и «Юриспруденция». Рассказывает директор института Игорь Барциц Август 3, 2021 Дни открытых дверей по программам бакалавриата по направлению «Юриспруденция» ИГСУ Июль 22, 2021 Дни открытых дверей по программам бакалавриата по направлению «Юриспруденция» ИГСУ Июль 15, 2021 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов посвящается Июль 10, 2021 Пред.

»

Образовательный портал — все для студента юриста.

Понятие правоохранительных органов: Правоохранительные органы — система государственных и негосударственных субъектов правоотношений, осуществляющие деятельность по охране, обеспечению прав и свобод человека и гражданина, правопорядка, законности.

Виды правоохранительных органов: 1.

Органы, относящиеся к судебной власти а) Верховный суд РФ б) Высший арбитражный суд РФ в) Конституционный суд РФ г) Нижестоящие суды 2. Органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительную деятельность. а) Министерство внутренних дел б) Федеральная служба по контролю над оборотом наркотиков (ФСКН) в) Министерство юстиции РФ г) Федеральная служба охраны (ФСО) д) другие 3.

Прокуратура РФ 4. Органы юридической помощи.

Задачи правоохранительных органов: 1. Конституционный контроль 2. Поддержание режима законности и конституционной законности 3.

Защита прав человека 4. Охрана общественного порядка 5.

Обеспечение безопасности 6. Недопущение осуществления противоправных деяний Понятие правоохранительной деятельности: Правоохранительная деятельность — деятельность конкретных субъектов правоотношений по поддержанию законности, правопорядка, соблюдения прав человека и гражданина. Виды правоохранительной деятельности: 1. Предупреждение, выявление и раскрытие преступлений 2.

Осуществление правосудия 3. Обеспечение деятельности судов 4. Правоохранительная деятельность 5. Оперативная деятельность 6. Прокурорский надзор 7.

Правозащитная деятельность Законодательство о правоохранительных органах и правоохранительной деятельности Законодательство о правоохранительных органов и правоохранительной деятельности — это совокупность нормативной правовых актов действующих на всей территории РФ, содержащие в себе правовые нормы, призванные регулировать деятельность системы правоохранительных органов и осуществляемой ими правоохранительной деятельности.

К системе законодательства о правоохранительных органах и правоохранительной деятельности можно отнести следующие акты, содержащие нормы права: 1. Конституция РФ — нормативный правовой акт высшей юридической силы. 2. Федеральные конституционные законы — нормативные правовые акты, принимаемые по вопросам, указанным в Конституции.

Расширяет и развивает основные положения действующей конституции. 3. Федеральные законы — нормативные правовые акты раскрывающие и детализирующие положения и нормы, изложенные в Конституции РФ 4.

Конституции и уставы субъектов РФ — нормативные правовые акты принимаемые субъектами РФ по предмету своего ведения. Не могут противоречить Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ и международным договорам РФ.

5. Подзаконные нормативные акты — нормативные правовой акт, обладающий меньшей перед законом силой. К видам подзаконных нормативных правовых актов в сфере правоохранительной деятельности можно отнести следующие нормативно-правовые акты: — Указы и распоряжения Президента РФ.

— Постановления и распоряжения Правительства РФ. — Акты (приказы, распоряжения) конкретных министерств и ведомств (МВД, Министерство юстиции и т.д.) — Постановления и заключения Конституционного суда РФ.

— Акты Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.
Следующие статьи:

Правоохранительная и правозащитная политика в современной России

 Статья рассматривает понятие и содержание правозащитной политики в Российской Федерации.

Основное внимание автор акцентирует на укреплении законности как её необходимом элементе.

Проводится авторское определение правозащитной политики, проведен анализ правоприменительной практики, в том числе Европейского суда по правам человека, касающиеся нарушений прав и свобод человека и гражданина должностными лицами государственных органов Российской Федерации. Автор делает вывод о необходимости введения персонифицированной ответственности для государственных служащих, своими деяниями допустивших нарушения прав и свобод человека и гражданина при исполнении должностных обязанностей.

Ключевые слова: правозащитная политика, принцип законности, правоприменение, правовая политика государства, правовое государство Основные вехи последних лет, которые произошли в Российской Федерации, например, трагедии в Казани, станице Кущевской, коррупционные скандалы в Подмосковье и «первопрестольной», показывает на то, что эти события показывали несовершенство в деятельности правоохранительных органов.

Соответственно мы видим неспособность правоохранительных органов действовать своевременно и эффективно, что не мало, важно в настоящее время.

В силу этого больше всего необходимо соответствующая правоохранительная политика, сумевшая бы направить ныне действующие правоохранительные органы в правильное русло. Обозначенное направление уже принимает определенные решения.

Во-первых, это реформирование в который раз судебной системы. Во-вторых, из органов прокуратуры выделен отдельный институт — Следственный комитет.

В третьих, органы милиции преобразуются в органы полиции. Зато вместе с правоохранительной необходимо исследовать и создавать активными усилиями правозащитную политику, выступающая одной из особых разновидностей правоохранительной политики.

Если под правоохранительной политикой понимается научно обоснованная, последовательная и комплексная деятельность государственных и негосударственных структур по повышению эффективности охранительной функции права, совершенствованию правоохраны, выстраиванию правоохранительной системы, то под правозащитной политикой можно понимать научно обоснованную, последовательную и комплексную деятельность государственных и негосударственных структур по оптимизации защиты прав человека, совершенствованию средств и способов правозащиты, выстраиванию полноценной правозащитной системы.

[11] На мой взгляд, целесообразно поддержать мнение Ю. Ю. Ветютнева об активном использовании термина «правозащитная политика», которую он определяет как особую область правовой политики, целостную систему мер, направленных на защиту прав человека.

Основное требование к правозащитной системе и правозащитной политике — их эффективность, то есть способность выполнять свои социальные задачи, которые непосредственно проявляются в фактически достигнутом уровне защищенности прав человека. [12] Так же, по мнению Рассохиной А. А. подчеркивается, что

«гармонизация правозащитной системы выступает одним из неотложных направлений правозащитной политики.»

Выступающие взаимосвязанными и взаимозависимыми институтами современной правовой жизни правоохранительная и правозащитная политика являются разновидностями правовой политики.

Представленные главные виды правовой политики находятся в постоянном взаимодействии, поэтому для этого нужно защищать, необходимо указать на то, что обозначенная сфера общественных отношений находится под охраной. Вполне обоснованно отмечается в литературе, что

«в деятельности государственных органов и иных государственных, а также не государственных институтов могут наблюдаться элементы как правозащиты, так и правоохраны, причем соотношение их может быть различным: могут существенно преобладать либо правозащитные, либо правоохранительные начала, или же правозащита и правоохрана осуществляются приблизительно в равной степени»

. [4] Ветютнев Ю. Ю. Несколько замечаний о теории правозащитной системы// Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации/ под ред.

В. М. Баранова. Н.Новгород, 2003.

— С. 64. Однако, несмотря на такую тесную взаимосвязь и глубокое взаимодействие, между данными видами правовой политики есть и отличия, которые базируются, в том числе, и на имеющихся различиях в понятиях «правовая охрана» и «правовая защита».

Я считаю, что понятие «правовая охрана» — более широкое, охватывающее собой и «правовую защиту». Правильно подмечено Н. И. Матузовым, что «защита есть момент охраны, одна из ее форм». Защита — частная форма охраны, воплощающая фокусирование охранительного правового режима на конкретных случаях нарушений или посягательств на те объекты, которые выступают предметом юридического обеспечения [9] Следует в этой связи согласиться с Л.

В. Саенко в том, что «потребность в защите права возникает только после его непосредственного нарушения, либо при существовании угрозы такого нарушения. Охрана же прав начинается с установления общего правового режима. с обозначения гарантий и другой деятельности, осуществляемой до нарушения прав и свобод» [10] Отсюда, как верно подчеркивается в литературе, «предмет правозащитной деятельности значительно уже, чем правоохранительной» [13] Однако правозащитную деятельность нельзя понимать слишком узко, то есть как деятельность только правозащитников и правозащитных неправительственных организаций.

Это меры, как верно подчеркивает А.

С. Автономов, позволяющие воспрепятствовать нарушению субъективного права и / или восстановить нарушенное субъективное право [Автономов А. С. Указ. соч. С. 35]. Другими словами, правозащитной деятельностью могут заниматься самые различные субъекты– от государственных (суды, прокуратура, полиция, уполномоченные по правам человека и т.

д.) до негосударственных структур (неправительственные организации, граждане и т.

п.). К тому же, нужно иметь в виду, что содержание правозащитной политики не исчерпывается только вопросами защиты прав и свобод личности.

Правозащитная политика призвана создавать соответствующие условия и предпосылки для защиты конституционного строя, нравственности, других жизненно важных интересов и ценностей современного общества.

В основном, верно, указано, что основной задачей правозащитной политики в рамках политической системы российского общества выступает образование соответствующих политико-правовых и организационно-управленческих условий, гарантий, механизмов для лучшей и эффективной реализации и защиты важнейших конституционных ценностей нашей страны. Кроме всего прочего, если правоохранительная политика ориентируется на выстраивании правоохранительной системы, то правозащитная политика — на выстраивании правозащитной системы.

Последняя, как известно, опять же выступает составной частью первой. Поэтому правозащитная политика, в конечном счете, «работает» и на правоохранительную политику, содействует повышению эффективности в целом охранительной функции государства и общества [14] Следовательно, всякая правозащитная политика выступает правоохранительной, но не всякая правоохранительная — правозащитной. Необходимость формирования правозащитной политики связана с тем, что в правозащитной деятельности существует немало проблем: 1) ей недостает системности, последовательности, научной обоснованности; 2) правовая основа правозащитной деятельности оставляет желать лучшего, правовое регулирование названной сферой не отлажено в полной мере, в том числе и на конституционном уровне; 3) субъекты правозащиты зачастую действуют разрозненно, несогласованно, без достаточной координации друг с другом, слабо взаимодействуют между собой (в частности, государственные и негосударственные структуры, внутригосударственные и международные); Только поэтому правозащитная политика позволяет видеть нам в единстве все институты и инструменты, связанные с правами человека и их защитой, исследовать их взаимодействие между собой и с другими социальными явлениями.

Важнейшей задачей правозащитной политики выступает формирование полноценной правозащитной системы, под которой в литературе понимают структурированную, иерархически выстроенную совокупность тех правовых явлений, характеризующую направления, средства, способы и эффективность защиты прав человека в обществе, единый комплекс взаимосвязанных государственных и негосударственных организаций и отдельных лиц (правозащитников) и юридических явлений (права, правосознания, правовой культуры, разнообразных видов юридической практики), с помощью которых эффективно и качественно осуществляется защита прав и законных интересов людей и их объединений [8] Карташов В. Н. Правозащитная система: понятие, основные типы и принципы // Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации.

Н.Новгород, 2003. С. 12. Основная и главная суть правозащитной политики заключается в выработке и реализации правозащитных идей и целей стратегического свойства.

В практическом деятельности эта политика представляет собой разностороннюю деятельность многих субъектов, направленную на решение следующих задач: 1) оптимизация правового регулирования обозначенной сферы; 2) повышение гарантированности механизмов правозащиты; 3) улучшение координации правозащитных государственных и негосударственных структур; 4) углубление взаимодействия внутригосударственных и международных институтов правозащиты; 5) формирование правозащитной культуры у государственных и муниципальных служащих. Кроме того, требуется дальнейшее совершенствование специализированных институтов, связанных с защитой прав личности: уполномоченных по правам человека, адвокатуры, нотариата. Образовательная форма может проявляться как при разработке и чтении спецкурсов для студентов и магистрантов «Правозащитная деятельность» [7].

или «Правозащитная политика», так и при преподавании иных предметов, которые так или иначе «выходят» на правозащитную проблематику.

Кроме того, важно постоянно обучать искусству пользования юридическими защитными инструментами различные слои граждан.

Таким образом, правозащитную деятельность необходимо переводить на новый уровень более системного использования ее ресурсов на уровень правозащитной политики, что только повысит качество и эффективность защиты прав личности в современной России, в целом правозащиты, а значит соответственно повысит качество и эффективность всей правоохранительной деятельности.

Все преобразования в обществе не возможно успешно осуществить без четкой продуманной и правозащитной политики [6] Определение наиболее важных приоритетов правозащитной политики и приведение их в соответствующую систему позволит установить новые подходы по совершенствованию правозащитной системы российского общества. Что может способствовать целесообразному использованию полученных результатов, как в научной деятельности при разработке новых теоретических взглядов, так и в практическом применении и реализации правозащитной политики в российском общества. Считаем, что ряд предложений изложенных в данной работе может способствовать совершенствованию правозащитной политики Российской Федерации, как основополагающей части правовой политики в целом.

Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России, проект

«Правозащитная политика: отечественный и зарубежный опыт»

в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы (мероприятие 1.1., очередь 1).

Литература:

  • А. В. Малько, В. В. Нырков Концепция правозащитной политики в современной России: проблемы и необходимость формирования. // Право и политика. Правозащитная политика.
  • В. С. Нерсесянц Правовая политика Российской Федерации: основные направлени и задачи: монография. М., 2006.326 с.
  • Пермяков Ю. Е. Программа курса «Правозащитная деятельность» (разработана для студентов юридического факультета Самарского государственного университета) (2005–2010 гг.) // Юриспруденция в поисках идентичности / под ред. С. Н. Касаткина. Самара, 2010. С. 326–329.
  • И. Г. Сердюкова Международно-правовая политика современной России в сфере осуществления прав и законных интересов человека: общетеоретический аспект: автореф. на. канд. юрид. наук. Краснодар, 2008.18 с.
  • Баранов В. М. Предисловие // Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации. Н.Новгород, 2003. С. 7–8.
  • А. А. Максуров Правозащитная деятельность: проблемы координации.// Гражданское общество в Росии и за рубежом. 2013.№ 4.32–39 с.
  • Саенко Л. В. Конституционно-правовые основы охраны и защиты семьи в Российской Федерации: автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 11.
  • Рассохина А. А. Справедливое правосудеи как актуальная проблема правозащитной политики // Тамбов: Грамота, 2014. № 5 (43): в 3-х ч. Ч. II. C. 151–153. ISSN 1997–292X.
  • Пономаренков В. А., Пономаренкова И. А. Правоохранительная и правозащитная деятельность: содержание и соотношение понятий //Актуальные проблемы право.
  • В. А. Александров Формирование законопослушного гражданина — приоритетное направление правовой политики// Правоведение 1998.№ 1.233с.
  • А. В. Малько. Правозащитная политика как особая разновидность правоохранительной политики в современной России // Современное право№ 8 2011 г. Стр. 5–8.
  • Рассохина А. А. Проблемы укрепления законности в реализации правозащитной политики в Российской Федерации // Тамбов.: Грамота, 2015. № 8 (58): в 3-х частях. Ч. 2. С. 168–170.
  • Карташов В. Н. Правозащитная система: понятие, основные типы и принципы // Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации. Н.Новгород, 2003. С. 12.
  • Малько А. В., Субочев В. В., Шериев А. М. Права, свободы и законные интересы: проблемы юридического обеспечения. М., 2010. С. 31.

Правоохранительная и правозащитная деятельность: соотношение понятий

  • /
  • /
  • /
  • Юридические науки
  1. Александр Сергеевич Каинов Прокуратура Краснодарского края

На основе научных исследованийправоохранительная и правозащитная деятельности определяются как самостоятельные виды юридической деятельности.

Автор анализирует имеющиеся в юридической литературе мнения, выделяет общие и отличительные черты правоохранительной и правозащитной деятельности. Александр Сергеевич Каинов, Прокуратура Краснодарского края старший прокурор отдела по надзору за исполнением природоохранного законодательства управления по надзору за соблюдением федерального законодательства 1.

Пожарский Д.В. Охранительная функция государства: вопросы системности // Государство и право.

2012. № 2. С. 110–114. 2. Галузо В.Н. Теория правоохраны в Российской Федерации: pro et contra // Государство и право. 2012. № 11. С. 110–113. 3. Калнина М.Ю.

Правозащитная деятельность как вид юридической деятельности в Российской Федерации // Государственное строительство и право.

Вып. 8. М.: Юридическая литература, 2008. С. 89–95. 4. Амирбеков К.И. Правообеспечительная юридическая деятельность: теоретический подход // Государство и право. 2006. № 1. С. 88–94. 5. Беляев В.П.

Надзор как форма юридической деятельности // Известия высших учебных заведений.

Правоведение. 2004. № 3. С. 68–84. 6. Шагиева Р.В., Шагиев Б.В. Правоохранительная деятельность как разновидность юридической деятельности: проблемы теоретического обоснования // Евразийский юридический журнал.

2014. № 2. С. 166–171. 7. Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства // Советское государство и право.

1956. № 3. С. 81–91. 8. Алексеев С.С. Общая теория социалистического права.

Вып. 1. Свердловск: Сред.-Урал.

кн. изд-во, 1963. 265 c. 9. Сырых В.М. Теория государства и права. М.: Юстицинформ, 2006. 704 с. 10. Галузин А.Ф. Смена парадигмы: от понятия правоохранительные органы к понятию правоприменительные органы // Актуальные проблемы правоведения.

2011. № 1. С. 34–44. 11. Глущенко П.П. Институт правозащитной деятельности – составная часть правового государства, его правовой системы // Правозащитная деятельность правового государства: история и современность, теория и практика: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции.

СПб.: Санкт-Петербургская академия управления и экономики, 2010. С. 21–30. 12. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. М.: Норма, 2009. 259 с. 13. Тихонова Б.Ю.

Субъективные права советских граждан, их охрана и защита : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1972.

22 с. 14. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987.

294 c. 15. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения права человека и гражданина. Саратов: СВШ МВД РФ, 1996. 287 с.

Опубликован 2016-08-08 Выпуск Раздел Юридические науки Авторы, публикующие статьи в журнале «Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки», соглашаются на следующее: 1.

Автор, направляя рукопись в редакцию журнала «Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки», соглашается с тем, что Редакции переходят исключительные имущественные права на использование статьи (переданного в редакцию журнала материала, в т. ч. такие охраняемые объекты авторского права, как рисунки, схемы, таблицы и т.

п.), в том числе на воспроизведение в печати и в сети Интернет; на распространение; на перевод материалов на английский язык.

2. Автор гарантирует наличие у него исключительных прав на использование переданного редакции материала.

В случае нарушения данной гарантии и предъявления в связи с этим претензий к Редакции Автор самостоятельно и за свой счет обязуется урегулировать все претензии. Редакция не несет ответственности перед третьими лицами за нарушение данных Автором гарантий.

3. За Автором сохраняется право использования его опубликованного материала, его фрагментов и частей в личных, в том числе научных, преподавательских, целях.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

2 thoughts on “Виды правоохранительной и правозащитной деятельности

  1. Об этом надо было раньше думать, когда учиться шёл. А теперь, если некуда, то в такси. Или на рынок грузчиком или продавцом.

Comments are closed.

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+