Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Бухгалтерский учет - Резерв предстоящих расходов бюджет какие проводки

Резерв предстоящих расходов бюджет какие проводки

Резерв предстоящих расходов бюджет какие проводки

Резервы предстоящих расходов. Как организовать бухгалтерский учет?

Анонсы 8 сентября 2021 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца. 24 августа 2021 Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ».

Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

26 декабря 2014

Достаточно часто в результате событий хозяйственной жизни, а также принятия руководителями организаций госсектора и иными уполномоченными должностными лицами тех или иных управленческих решений у этих организаций возникают определенные расходные обязательства. Однако в момент возникновения этих обязательств далеко не всегда есть возможность точно определить сумму предстоящих расходов и период выплат. Например, согласно трудовому законодательству с каждым отработанным месяцем увеличивается число календарных дней отпуска, которые «заработал» сотрудник (, , ).

Эти дни отпуска необходимо будет оплатить при любых обстоятельствах или путем начисления «отпускных», или при выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск, но в момент возникновения у работника соответствующего права невозможно точно определить размер обязательств и время их исполнения.

Дело в том, что точная сумма «отпускных» или денежной компенсации может быть определена только при издании соответствующего приказа. До недавнего времени применяемая организациями госсектора методология бухгалтерского учета не предусматривала учетных инструментов, позволяющих обобщать информацию по отложенным обязательствам – обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения.

До недавнего времени применяемая организациями госсектора методология бухгалтерского учета не предусматривала учетных инструментов, позволяющих обобщать информацию по отложенным обязательствам – обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения.

Соответственно, на основании данных бухгалтерского учета и отчетности невозможно было планировать доходы и расходы организаций госсектора с учетом объема этих обязательств.

Ситуация изменилась после внесения изменений в Инструкцию по применению Единого плана счетов (далее – Инструкция) (). Поправки действуют чуть больше месяца – они вступили в силу 16 ноября.

Их суть заключается в следующем. Во-первых, введен новый счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов» для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных по отложенным обязательствам ().

Во-вторых, одновременно с отражением операций с резервами на балансовых счетах сумма отложенных обязательств будет учитываться на счетах санкционирования расходов. Для этого предусмотрены новые счета, позволяющие отразить в учете в оценочном (расчетном) значении принятое обязательство, период исполнения которого на день отражения в учете определить не представляется возможным: 500 90

«Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)»

и 502 09 «Отложенные обязательства».

Однако новые положения Инструкции дают ответы далеко не на все вопросы, которые возникают у организаций госсектора в связи с появлением новых объектов учета – резервов предстоящих расходов и отложенных обязательств. До выхода федерального стандарта по учету отложенных обязательств и каких-либо методических рекомендаций (указаний) Минфина России многие проблемы организациям госсектора придется урегулировать непосредственно в своей учетной политике.

Разберем основные вопросы, связанные с формированием и учетом резервов предстоящих расходов.

Вопрос 1. Для чего формируются резервы предстоящих расходов?

На сегодняшний день можно выделить следующие цели формирования резервов в бухгалтерском (бюджетном) учете: 1Экономически обоснованное формирование себестоимости (финансового результата). 2Отражение информации по объему отложенных обязательств, требования по которым с высокой степенью вероятности будут предъявлены организации госсектора. 3 Сближение российских стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора с положениями Международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора (МСФО ОС).

В параграфе 16 МСФО ОС 19 «Резервы, условные обязательства и условные активы» дано определение резерва как обязательства, неопределенного по величине или времени исполнения, а в параграфе 22 этого же стандарта указаны условия признания резервов. При этом следует отличать резервы предстоящих расходов, отражаемые в бухгалтерском учете, от резервов, создаваемых в целях налогового учета. Последние, как правило, создаются в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в том периоде, в котором у организации «не хватает» расходов.

Вопрос 2. Должен ли остаток резерва быть полностью обеспечен остатком денежных средств на лицевом счете или в кассе? Такого требования действующее законодательство не содержит.

Однако отражение в учете и отчетности объема резервов (отложенных обязательств) позволит руководителям организаций госсектора более качественно и эффективно планировать финансово-хозяйственную деятельность.

В организации должно быть понимание, за счет какого «доходного» источника будет исполняться то или иное отложенное обязательство. Например, возможно принять решение о «резервировании» остатков средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания по итогам года, а также средств от приносящей доход деятельности в каком-либо процентном соотношении к объему принятых отложенных обязательств.

Кроме того, информация об отложенных обязательствах позволит главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств (органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей) более качественно планировать объемы лимитов бюджетных обязательств и субсидий, которые будут доводиться до подведомственных организаций. Вопрос 3. Обязательно ли создавать резервы предстоящих расходов?

Прямого ответа на этот вопрос в новой редакции Инструкции нет – согласно виды формируемых резервов учреждение устанавливает самостоятельно, в рамках учетной политики. Более того, положения позволяют сделать вывод о том, что по ряду расходов резервы могут не создаваться.

Вместе с тем, отсутствие в отчетности информации об отложенных обязательствах, подлежащих учету в качестве резервов предстоящих расходов, в случае их существенности делает эту отчетность неполной. Поэтому, учитывая позицию специалистов Минфина России, по согласованию с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств (органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя) уже в 2014 году организациям госсектора желательно создать и отразить в годовой отчетности резервы:

  1. на оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, включая платежи на обязательное социальное страхование;
  2. по расходам, связанным с проведением реорганизации (резерв может отражаться в учете в момент принятия решения о реорганизации).
  3. по предъявленным организации исковым требованиям, а также по оспариваемым организацией обязательствам по уплате налогов;

В 2015 году работа по формированию резервов может быть продолжена. В частности, во многих организациях достаточно остро стоит вопрос о необходимости создания резервов по расходам, связанным с утилизацией различного оборудования.

Вопрос 4. Как определить сумму резерва? Методы оценки отложенных обязательств определяются учетной политикой организации госсектора ().

Сумма резерва (отложенного обязательства) всегда является оценочной величиной – ее невозможно точно определить, то есть она признается в предполагаемой оценке. Поэтому на сегодняшний день организация вправе разработать любую методику расчета резерва. Главное, чтобы эта методика, как бы проста или сложна она ни была, являлась экономически обоснованной.

При этом размер резерва ничем не ограничивается. Рассмотрим несколько вариантов расчета резерва на оплату отпусков.

При большой численности работников или если разница между начислениями отдельным категориям работников несущественна, возможен вариант расчета исходя из общего фонда оплаты труда за 12 месяцев. Тогда величину оценочного обязательства можно определить по формуле: ФОТ / (12 х 29,3 х Ч) х N, где: ФОТ – общая сумма (фонд) оплаты труда за предшествующие 12 месяцев; Ч – среднесписочная численность сотрудников; N – общее количество причитающихся сотрудникам дней отпуска (такая информация может быть предоставлена кадровой службой).

Тогда величину оценочного обязательства можно определить по формуле: ФОТ / (12 х 29,3 х Ч) х N, где: ФОТ – общая сумма (фонд) оплаты труда за предшествующие 12 месяцев; Ч – среднесписочная численность сотрудников; N – общее количество причитающихся сотрудникам дней отпуска (такая информация может быть предоставлена кадровой службой).

Другой вариант – ежемесячное «отчисление средств» в резерв. В этом случае средний заработок определяется исходя из фактически начисленного ФОТ за месяц и количества календарных дней в нем, умноженного на количество причитающихся работнику дней отпуска за отработанный месяц.

Например, при определении оценочного обязательства по отпускам за декабрь 2014 года формула будет следующей: ФОТ / 31 день х n, где: n — число причитающихся работнику дней отпуска за отработанный месяц.

Вопрос 5. Чем отличается резерв предстоящих расходов от расходов будущих периодов? В составе расходов будущих периодов отражаются уже осуществленные (начисленные) учреждением затраты – их сумма точно определена, но эти затраты относятся к одному или нескольким периодам, следующим за отчетным, поэтому они не признаются единовременно.

Сумма резерва, напротив, является оценочной величиной, и в результате погашения (исполнения) отложенного обязательства учреждению только предстоит понести затраты (убытки). Например, при начислении «отпускных» за счет резерва предстоящих расходов могут быть списаны расходы на оплату только той части отпуска, право на которую уже «заработано» сотрудником.

Расходы по оплате части отпуска, предоставляемой «авансом», желательно списывать в дебет счета 401 50 «Расходы будущих периодов» (). Вопрос 6. Как отражать операции с резервами предстоящих расходов и отложенными обязательствами в учете и отчетности? Дата признания резервов в учете устанавливается в учетной политике организации госсектора ().

При этом возможно применение, в частности, следующих корреспонденций. Таблица 1. Отражение в учете операций по формированию и использованию резервов Дебет Кредит Содержание операции 0 109 00 200 0 401 20 200 0 401 60 200 Формирование резерва 0 401 60 000 0 302 00 000 Признание расходов за счет резерва Одновременно на счетах санкционирования расходов должно отражаться увеличение (уменьшение) объема отложенных обязательств (приведен вариант корреспонденций, предусмотренный проектами новых редакций Инструкций по применению Планов счетов казенных, бюджетных и автономных учреждений). Таблица 2. Отражение в учете отложенных обязательств Дебет Кредит Содержание операции 0 501 93 000 0 503 93 000 0 506 90 000 0 502 99 000 («Отложенные обязательства») Суммы принимаемых учреждением бюджетных обязательств (обязательств) в сумме сформированных резервов предстоящих расходов 0 501 13 000 0 503 13 000 0 506 10 000 0 502 11 000 В общеустановленном порядке учтены обязательства, принятые за счет резерва 0 501 93 000 0 503 93 000 0 506 90 000 0 502 99 000 («Отложенные обязательства») Способом «Красное сторно» Отражена корректировка величины отложенных обязательств в связи с принятием обязательств за счет резерва В отношении сформированных резервов предусмотрены следующие ограничения:

  1. признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва ().
  2. резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан;

БЛАНКИ о принятых бюджетных обязательствах (ф.

0503128) об обязательствах, принятых учреждением (ф.

0503738) Данное правило применяется с учетом того обстоятельства, что формирование резервов осуществляется в рамках определенных видов финобеспечения. Например, для работников, получающих заработную плату за счет видов финобеспечения «2» и «4», резервы на оплату отпусков должны создаваться по видам финобеспечения «2» и «4», и расходы должны списываться за счет обоих резервов. В настоящее время резервы предстоящих расходов отражаются в учете и отчетности в составе финансового результата.

Такое решение не совсем корректно, поэтому в перспективе весьма вероятно введение в Баланс (ф.ф. 0503130, 0503730) отдельной обособленной строки для отражения отложенных обязательств. Следует также помнить, что с 2015 года информацию об обязательствах, принятых на иные очередные годы (за пределами планового периода), планируется учитывать при формировании Отчетов (ф.ф.

0503128, 0503738). Вопрос 7. Необходимо ли проводить инвентаризацию резервов предстоящих расходов? Учитывая то обстоятельство, что суммы резервов отражаются в учете в оценочном значении, а остаток резерва может быть перенесен на следующий год, организации должны проводить ежегодную инвентаризацию резервов.

При необходимости, по результатам такой инвентаризации в учете может быть отражена корректировка величины резервов и отложенных обязательств. Ольга Монако, эксперт направления «Бюджетная сфера» службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор Теги: , , Источник: Документы по теме:

  1. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «»
  2. Приказ Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н «»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021.

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г.

Москва, ул. Ленинские горы, д.

1, стр. 77, . 8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок) Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), . Реклама на портале. Если вы заметили опечатку в тексте,выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Актуальные вопросы по формированию резерва предстоящих расходов

На вопросы отвечает Станислав Сергеевич Бычков, государственный советник РФ 3-го классаВопросСоздание резерва предстоящих расходов – это право или обязанность учреждения?

Из положений п. 302.1 Инструкции № 157н[1] следует, что резерв предстоящих расходов создается в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения.

Данный документ не обязывает учреждения создавать такие расходы.

Он предоставляет возможность путем формирования резерва предстоящих расходов, списывать их равномерно в течение года на финансовый результат учреждения. Таким образом, с точки зрения норм Инструкции № 157н формирование резерва предстоящих расходов является правом, а не обязанностью учреждения. В то же время орган исполнительной власти, выполняющий функции учредителя, своим ведомственным нормативным актом может установить в отношении подведомственных учреждений обязанность по формированию резерва предстоящих расходов.

В то же время орган исполнительной власти, выполняющий функции учредителя, своим ведомственным нормативным актом может установить в отношении подведомственных учреждений обязанность по формированию резерва предстоящих расходов.

Например, Приказом Минздрава и ТФОМС Нижегородской области от 20.05.2014 № 1109/128-о

«О реализации пилотного проекта по внедрению принципа финансирования скорой медицинской помощи по подушевому нормативу в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи»

установлено, что учреждение, оказывающее скорую медицинскую помощь или имеющее в своем составе структурное подразделение скорой медицинской помощи, финансируемое по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи на застрахованных лиц, проживающих (имеющих постоянную регистрацию) в зоне его ответственности обязано за счет средств положительного финансового результата формировать резерв средств на предстоящие расходы на случай возникновения отрицательного финансового результата. ВопросСтатьей 324.1 НК РФ установлен порядок формирования резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет в налоговом учете. Можно ли в учетной политике учреждения прописать, что такой же порядок действует при формировании резерва в бухгалтерском учете?

Пунктом 302.1 Инструкции № 157н установлено, что порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.

д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. Таким образом, учетной политикой учреждения может быть установлен любой порядок формирования такого резерва, включая порядок, утвержденный НК РФ.ВопросМожет ли на конец финансового года иметься остаток средств на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов»?
Таким образом, учетной политикой учреждения может быть установлен любой порядок формирования такого резерва, включая порядок, утвержденный НК РФ.ВопросМожет ли на конец финансового года иметься остаток средств на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов»?

Все зависит от того, на какой период в учреждении формируется резерв. Если резерв предстоящих расходов формируется на год (например, резерв на оплату отпусков), то по состоянию на 1-е число года, следующего за отчетным, резерва быть не должно.

В случае если период предстоящих расходов формируется на период превышающий год, то на отчетную дату по счету 0 401 60 000 будет иметься показатель, который подлежит отражению в отчетных формах. Возможность наличия показателя по этому счету в отчетных формах рекомендуем согласовать с учредителем. Как показывает практика, нередко учредитель дает рекомендации об отсутствии показателей по отдельным счетам, строкам форм отчетности.

В качестве примера приведем Письмо Федерального казначейства от 19.01.2015 № 42-7.4-05/8.5-26

«О направлении письма Минфина России № 02-07-07/68722, Казначейства России № 42-7.4-05/2.1-823 от 29.12.2014»

, в котором сообщается, что в отчете по состоянию на 1 января 2015 года формирование данных по счету 1 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» не требуется. Это говорит о том, что подведомственные Федеральному казначейству учреждения были вправе не формировать резерв предстоящих расходов в 2014 году.

ВопросЕсли в нашем учреждении принято решение о формировании резервов предстоящих расходов, что следует прописать в учетной политике? Рекомендуем саму методику формирования резервов предстоящих расходов оформить как приложение к учетной политике учреждения. А в учетной политике указать следующее: В целях равномерного отнесения предстоящих расходов и платежей на финансовый результат учреждения в соответствии с п.

302 Инструкции № 157н учреждение создает резерв предстоящих расходов:

  1. на оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения;
  2. на предстоящую оплату по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки.
  3. Формирование резерва предстоящих расходов производится в порядке, утвержденном Положением, действующем в учреждении и являющемся приложением к учетной политике (см. Приложение № __).

В Положении о методике формирования резервов предстоящих расходов учреждение устанавливает:

  1. порядок корректировки резерва в случае недостаточности средств или их излишества;
  2. возможность наличия резерва в конце финансового года.
  3. методы оценки обязательств;
  4. дату признания в учете резервов;

ВопросНе могли бы вы привести пример расчета резерва предстоящих расходов на оплату отпускных?

Как мы уже говорили, учреждение вправе выбрать любой метод формирования резерва предстоящих расходов, включая тот метод, который установлен НК РФ, и применять его при формировании резерва в бухгалтерском учете. Ниже приведем один из методов формирования резерва предстоящих расходов на оплату отпускных.

В методике, определяющей порядок формирования такого резерва, учреждение вправе прописать следующее: Учреждение формирует резерв предстоящих расходов на оплату отпускных. Величина резерва (величина оценочного обязательства) определяется расчетным путем с учетом выбора вероятности наступления события (уход работника в отпуск), равного 100%.

Такой показатель вероятности наступления этого события выбран в силу норм ст. 114 – 127 ТК РФ, согласно которым работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней.

В случаях, установленных ТК РФ и иными федеральными законами, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска может быть увеличена. Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. При суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.

При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Резерв предстоящих расходов на оплату отпускных и страховых вносов, начисляемых на эти суммы, формируется по каждому виду деятельности, при этом используются нормы Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922

«Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»

, которым установлен порядок расчета среднего заработка для оплаты отпускных. Резерв предстоящих расходов, определяется по следующим формулам: Среднедневная заработная плата работников учреждения = ФОТ по виду деятельности, по которому производится расчет / Количество рабочих дней в году, по которому производится расчет резерва предстоящих расходов Резерв расходов на оплату отпуска на конец месяца = Средняя дневная заработная плата работника х Количество дней отпуска, на которые работник имеет право в году, по которому производится расчет резерва Резерв расходов на уплату страховых взносов с отпускных на конец месяца = Средняя дневная заработная плата работника х Тариф страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет х Количество дней отпуска, на которые работник имеет право в году, по которому производится расчет резерва Резерв предстоящих расходов формируется путем ежемесячных начислений в сумме, равной 1/12 части резерва, 1-го числа каждого месяца или первого рабочего дня каждого месяца, в случае если 1-е число месяца приходится на нерабочий день. В случае недостаточности в резервах средств для выплаты отпускных и сумм страховых вносов данные расходы отражаются как текущие.

Недоиспользованные на последнее число текущего финансового периода суммы указанного резерва подлежат включению в финансовый результат учреждения.ВопросКак в бухгалтерском учете отражаются операции по начислению и использованию резервов предстоящих расходов?Пунктом п. 302.1 Инструкции № 157н предусмотрено формировать резервы предстоящих расходов на счете 0 401 60 000. Корреспонденция счетов по формированию такого резерва в инструкциях № 162н[2], 174н[3], 183н[4] отсутствует.

Поскольку в данные нормативные акты не были внесены изменения, которые так пока и находятся на стадии проектов, приведем корреспонденцию счетов по формированию резервов предстоящих расходов в соответствии с п. 5 Методических рекомендаций[5]:Содержание операцииДебетКредит Начислен резерв расходов на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время) 0 109 60 211 0 401 20 211 0 401 60 211 Начислен резерв расходов на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенных обязательств по перечислению страховых взносов) 0 109 60 213 0 401 20 213 0 401 60 213 Начислен резерв по понесенным расходам, по которым на отчетную дату не поступили расчетные документы (на основе оценочных значений) 0 109 00 000 0 401 20 200 0 401 60 000 Начислен резерв расходов для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке 0 401 20 200 0 401 60 000 Начислены расчеты по оплате обязательств при поступлении расчетных документов 0 401 60 000 0 302 00 000 Начислены расчеты по оплате обязательств, в том числе признанных в судебном порядке, за счет резерва, созданного по судебным разбирательствам 0 401 60 000 0 302 00 000 0 303 00 000 Приведем пример формирования в учете учреждения резерва предстоящих расходов.ПримерУчетной политикой бюджетного учреждения на 2015 год установлено, что резерв предстоящих расходов формируется путем ежемесячных начислений, производимых бухгалтером на последнее число каждого месяца. Определенная расчетным путем ежемесячная сумма отчислений в резерв предстоящих расходов составила:

  1. в части сумм отпускных – 100 000 руб.;
  2. в части страховых взносов, подлежащих начислению с отпускных, – 30 200 руб.

В феврале 2015 года (09.02) работник ушел в отпуск и ему были начислены отпускные в сумме 10 000 руб.

и страховые взносы в сумме 3 020 руб.

Все начисления произведены за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания. Цифры в примере условные. Страховые взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для упрощения примера в расчет не взяты.В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:Содержание операцииДебетКредитСумма,руб.
Цифры в примере условные. Страховые взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для упрощения примера в расчет не взяты.В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:Содержание операцииДебетКредитСумма,руб.

Произведены начисления в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков (100 000 руб. в январе и 100 000 руб. в феврале) 4 109 60 211 4 401 60 211 200 000 на уплату страховых вносов с отпускных (30 200 руб. в январе и 30 200 руб. в феврале) 4 109 60 213 4 401 60 213 60 400 Начислены отпускные работнику 4 401 60 211 4 302 11 730 10 000 Начислены страховые взносы 4 401 60 213 4 303 00 730 3 020 [1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв.

Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. [2] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв.

Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв.

Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н. [4] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв.

Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н. [5] Методические рекомендации по переходу на новые положения Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв.

Письмом Минфина РФ от 19.12.2014 № 02-07-07/66918.Источник: Журнал Рубрика: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

Формирование резервов на оплату отпусков

Важное 03 декабря 2018 г.

12:20 Автор: Сизонова О., эксперт информационно-справочной системы «» Обязательно ли создавать резервы на оплату отпусков в автономном учреждении?

Как правильно формировать и отражать в бухгалтерском и налоговом учете такие резервы? Как проводить инвентаризацию резервов? Что предусмотреть в учетной политике?

Ответы на эти вопросы вы найдете далее. Согласно трудовому законодательству работодатели обязаны предоставлять работникам ежегодные оплачиваемые отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (ст. ТК РФ). В силу данной нормы у государственного (муниципального) автономного учреждения возникает обязательство по предоставлению работнику ежегодных оплачиваемых отпусков.

Но при этом отсутствует определенность по времени исполнения предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время, поскольку возможен перенос запланированных дат отпусков и, кроме того, величина такого обязательства не может быть точно определена. Помимо этого, основная часть отпусков выпадает на весенне-летний период, что влечет увеличение расходов на оплату труда в данное время. В целях равномерного отнесения рассматриваемых расходов на финансовый результат учреждения по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения, в бухгалтерском учете создаются резервы предстоящих расходов.

Одновременно обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов, отражаются на счетах санкционирования расходов как отложенные обязательства. Исходя из вышесказанного резервы на оплату отпусков за фактически отработанное время целесообразно создавать в целях отражения полной и достоверной информации об отложенных обязательствах учреждения, а также для равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения. О необходимости формирования таких резервов также сказано в письмах Минфина РФ от 07.03.2018 № 02-07-10/14688, от 05.06.2017 № 02-06-10/34914, от 09.11.2016 № 02-06-10/65506.

Согласно п. 302.1 Инструкции № 157н учреждением в учетной политике самостоятельно устанавливаются методы оценки обязательств по создаваемым видам резервов предстоящих расходов.

Оценочное обязательство в виде резерва на оплату отпусков за фактически отработанное время может определяться ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) на последний день месяца (квартала или года) исходя из данных о количестве дней неиспользованного отпуска по всем сотрудникам на указанную дату, предоставленных кадровой службой. Резерв при этом рассчитывается ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) как сумма оплаты отпусков работникам за фактически отработанное время на дату расчета и сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Далее приведем методы расчета сумм резерва на оплату отпусков в соответствии с рекомендациями Минфина, данными в Письме от 20.05.2015 № 02-07-07/28998.

Метод 1. Расчет производится персонифицированно по каждому сотруднику: Резерв отпусков = К х ЗП, где: К – количество не использованных сотрудником дней отпуска за период с начала работы на дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года); ЗП – среднедневной заработок сотрудника, исчисленный по правилам расчета среднего заработка для оплаты отпусков на дату расчета резерва. Метод 2. Расчет производится по учреждению в целом: Резерв отпусков = К х ЗПср, где: К – общее количество не использованных всеми сотрудниками дней отпуска за период с начала работы на дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года); ЗПср – средняя заработная плата по всем сотрудникам учреждения в целом. Метод 3. Расчет производится по отдельным категориям сотрудников (группам персонала): Резерв = К1 х ЗПср1 + К2 х ЗПср2 + К3 х ЗПср3, где: К1, К2, К3 – количество всех дней неиспользованного отпуска каждой категории работников (группы персонала); ЗПср1, ЗПср2, ЗПср3 – средняя заработная плата, рассчитанная по каждой категории работников (группе персонала).

Резерв на оплату страховых взносоврассчитывается с учетом методики расчета резерва на оплату отпусков. Метод 1. Сумма страховых взносов при формировании резерва рассчитывается по каждому работнику индивидуально: Резерв стр.

взн. = К х ЗП х С, где: С – ставка страховых взносов.

Метод 2. Сумма страховых взносов при формировании резерва исчисляется в среднем по учреждению: Резерв стр.

взн. = К х ЗПср х С. Метод 3. Сумма страховых взносов при формировании резерва рассчитывается по каждой категории работников (группе персонала): Резерв стр. взн. = (К1 х ЗПср1 + К2 х ЗПср2 + К3 х ЗПср3) х С.

При этом сумма страховых взносов может быть рассчитана с учетом предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании информации за предшествующий период, а также применяемого к нему повышающего коэффициента.

Пример 1. В автономном учреждении принято решение о создании на 2021 год резерва на оплату отпусков за фактически отработанное время. Оценочное обязательство определяется на последний день года исходя из данных о количестве дней неиспользованного отпуска и средней заработной платы по всем сотрудникам в целом по учреждению, в дальнейшем – ежегодно. Кадровая служба представила данные по состоянию на 31.12.2018 по количеству дней неиспользованного отпуска всеми сотрудниками: – 885 дней за прошлые периоды; – 2 800 планируемых дней отпуска в 2021 году.

Средняя дневная заработная плата по всем сотрудникам в целом составляет 833,39руб. Ранее резерв не начислялся. Сумма резерва по неиспользованным отпускам в 2018 году равна 737 550 руб.

(833,39 руб. х 885 дн.). Размер ежемесячных отчислений в резерв в 2021 году составит 194 458 руб. ((833,39 руб. х 2 800 дн.) / 12 мес.).

Для обобщения информации о состоянии и движении сумм зарезервированных средств применяется счет 040 160 00 000 «Резервы предстоящих расходов» (п. 302.1 Инструкции № 157н). При этом согласно п. 308 названной инструкции при совершении операций в отношении резервов предстоящих расходов одновременно отражаются бухгалтерские записи по санкционированию расходов на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 502 99 000

«Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)»

.

Обратите внимание: когда осуществляется оплата отпускных за неотработанное время в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, применяется счет 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов».

В дальнейшем, при наступлении окончания периода, за который работник уже получил отпускные, расходы будущих периодов относятся на расходы текущего года.

Такие разъяснения даны в письмах Минфина РФ от 07.03.2018 № 02-07-10/14688, от 05.06.2017 № 02-06-10/34914, от 09.11.2016 № 02-06-10/65506. Аналитические счета по учету резервов на оплату отпусков необходимо предусмотреть в рабочем плане счетов.

Номер счета Наименование счета 0 401 61 211 Резерв на оплату отпусков за фактически отработанное время в части выплат персоналу 0 506 90 211 Право на принятие обязательств на иные очередные годы (за пределами планового периода) в части выплат персоналу 0 502 99 211 Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода) в части выплат персоналу 0 401 61 213 Резерв на оплату отпусков за фактически отработанное время в части оплаты страховых взносов 0 506 90 213 Право на принятие обязательств на иные очередные годы (за пределами планового периода) в части оплаты страховых взносов 0 502 99 213 Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода) в части оплаты страховых взносов Для отражения в бухгалтерском учете операций по формированию и использованию резервов применяются следующие корреспонденции счетов (с учетом вышеприведенной детализации счетов): Содержание операции Дебет Кредит Сформирован за фактически отработанное время: – по выплатам работникам 0 109 60 211 0 401 20 211 0 401 61 211 – по страховым взносам 0 109 60 213 0 401 20 213 0 401 61 213 Отражены в учете отложенные обязательства по формированию резервов на оплату отпусков: – по выплатам работникам 0 506 90 211 0 502 99 211 – по страховым взносам 0 506 90 213 0 502 99 213 Начислена оплата отпускных за отработанное время () за счет резерва: – по выплатам работникам 0 401 61 211 0 302 11 000 – по страховым взносам 0 401 61 213 0 303 хх 000 Начислена оплата отпускных за отработанное время (компенсация за неиспользованный отпуск) в случае, если сумма резерва меньше суммы начисленных отпускных (на сумму превышения начисленных отпускных над суммой резерва): – по выплатам работникам 0 109 61 211 0 401 20 211 0 302 11 000 – по страховым взносам 0 109 61 213 0 401 20 213 0 303 хх 000 Отражены в учете принятые обязательства за счет ранее сформированных отложенных обязательств: – по выплатам работникам 0 502 99 211 0 502 11 211 – по страховым взносам 0 502 99 213 0 502 11 213 Корректировка (уменьшение) начисленных резервов и отложенных обязательств по оплате отпусков (выплате компенсации за неиспользованный отпуск) отражается методом «красное сторно».

Пример 2. Воспользуемся данными примера 1: сумма начисленного резерва по неиспользованным отпускам в 2018 году равна 737 550 руб., размер ежемесячных отчислений в резерв в 2021 году составит 194 458 руб.

При этом изменим некоторые условия. В автономном учреждении на конец отчетного периода (на 31.12.2018) имеется неиспользованный остаток резерва на оплату отпусков в сумме 798 332 руб.

Все расчеты произведены в отношении приносящей доход деятельности. В целях упрощения примера операции по страховым взносам не приводятся. Поскольку остаток резерва, не использованного в 2018 году, больше начисленного (исходя из расчета), в бухгалтерском учете необходимо сторнировать сумму превышения, а именно 60 782 руб.

(798 332 — 737 550). В бухгалтерском учете отражены следующие операции: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. На 31.12.2018 Скорректирован (уменьшен) резерв на оплату отпусков за фактически отработанное время (методом «красное сторно») 2 109 60 211 2 401 61 211 -60 782 Скорректированы (уменьшены) обязательства по формированию резервов на оплату отпусков (методом «красное сторно») 2 506 90 211 2 502 99 211 -60 782 На 31.

01.2019 (и далее на последнее число месяца) Начислен резерв на оплату отпусков за фактически отработанное время 2 109 60 211 2 401 20 211 2 401 61 211 194 458 Отражены отложенные обязательства по формированию резервов на оплату отпусков 2 506 90 211 2 502 99 211 194 458 Автономные учреждения при определении базы по налогу на прибыль вправе создавать резервы предстоящих расходов, связанных с ведением приносящей доход деятельности.

Порядок создания таких резервов для некоммерческих организаций установлен НК РФ.

Согласно указанной норме самостоятельно принимает решение о создании резерва предстоящих расходов и определяет в учетной политике для целей налогообложения виды расходов, в отношении которых формируется соответствующий резерв.

Размеры резервов предстоящих расходов определяются на основании разработанных и утвержденных налогоплательщиком смет расходов на срок, не превышающий три календарных года. Обратите внимание: предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов не может превышать 20% от суммы доходов отчетного (налогового) периода, учитываемых при определении налоговой базы. Если в учетной политике в целях налогообложения предусмотрено несколько видов резервов предстоящих расходов, налогоплательщик самостоятельно распределяет сумму отчислений в резерв между сметами расходов.

В налоговом учете сумма отчислений в резерв включается в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. Списание расходов, в отношении которых сформирован указанный резерв, осуществляется за счет суммы созданного резерва. Пример 3. В целях исчисления прибыли в учетной политике учреждения на 2018 год принято решение создавать резервы предстоящих расходов: 1) на оплату отпусков – 9 800 000 руб.; 2) на ремонт основных средств – 16 000 000 руб.

При этом должен соблюдаться следующий порядок: – сумма резерва на оплату отпусков начисляется в последний рабочий день каждого квартала в размере, равном 1/4 части от годового объема названных расходов, но не более 15% от суммы доходов, учитываемых при определении налоговой базы; – сумма резерва на ремонт основных средств начисляется в последний рабочий день каждого квартала в размере, равном 1/4 части от годового объема указанных расходов, но не более 20% от суммы доходов, учитываемых при определении налоговой базы, за вычетом начисленной суммы резерва на оплату отпусков. По данным налогового учета за I, II, III, IV кварталы 2018 года, в налоговую базу включены следующие суммы доходов: I квартал II квартал III квартал IV квартал 30 800 000 руб.

36 000 000 руб. 35 000 000 руб. 48 000 000 руб. В целях начисления резервов предстоящих расходов произведены следующие расчеты: Расчетные данные I квартал II квартал III квартал IV квартал Доходы, руб. 30 800 000 36 000 000 35 000 000 48 000 000 Предельный размер отчислений по всем видам резервов, руб.

(20% от суммы доходов) 6 160 000 7 200 000 7 000 000 9 600 000 Размер отчислений в резерв на оплату отпусков, руб.

(не более 15% от суммы доходов) 2 450 000 2 450 000 2 450 000 2 450 000 Размер отчислений в резерв на ремонт, руб. (не более 20% от суммы доходов за вычетом начисленных резервов на оплату отпусков) 3 710 000* 4 000 000 4 000 000 4 000 000 * За I квартал 2018 года размер отчислений на ремонт основных средств был уменьшен с 4 000 000 руб.

до 3 710 000 руб., чтобы избежать превышения предельного размера отчислений за квартал.Данная сумма получена путем следующего расчета: (6 160 000 — 2 450 000) = 3 710 000 руб. В конце отчетного года обязательно проводится инвентаризация созданных резервов.

В бухгалтерском учете по результатам инвентаризации в зависимости от ситуации отражается либо сторнирование неиспользованных сумм резервов (отложенных обязательств), либо корректировка величины резервов (отложенных обязательств) до оценочного значения предстоящих расходов, рассчитанного на очередной отчетный период (текущий отчетный период). Например, если сумма резерва переносится на следующий год, в конце года остаток на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» в части указанных расходов списывать не нужно.

Этот резерв надо скорректировать исходя из расчета оценочного значения предстоящих расходов на очередной отчетный период с учетом остатка аналогичного резерва на конец текущего отчетного периода. Если резерв формируется в начале года (квартала, месяца), сумма резерва корректируется на сумму разницы между расчетом резерва на текущий период и остатком по счету 0 401 60 000 на конец прошлого периода. Обратите внимание: при проведении инвентаризации резервов предстоящих расходов необходимо помнить, что кредитовое сальдо счета 0 401 60 000 должно быть равно кредитовому сальдо счета 0 502 99 000

«Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)»

.

В налоговом учете, если по результатам инвентаризации выявлена сумма резерва, не полностью использованная налогоплательщиком для осуществления расходов, для которых резерв создавался, такой остаток подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика на последнее число налогового (отчетного) периода, на который приходится дата окончания сметы расходов. В случае, если сумма созданного резерва оказалась меньше фактических расходов, в отношении которых сформирован резерв, разница между указанными суммами включается в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы.

В учетной политике учреждения для целей бухгалтерского учета резервов предстоящих расходов, как правило, устанавливаются:

  1. порядок отражения операций в бухгалтерском учете (при необходимости);
  2. порядок расчета оценочных значений (сумм резервов);
  3. порядок инвентаризации резервов и отражение ее результатов в учете.
  4. перечень (виды) резервов и цели их создания;
  5. аналитические счета по учету резервов предстоящих расходов (в рабочем плане счетов);
  6. момент признания резервов в бухгалтерском учете;

Для наглядности приведем примерные положения учетной политики в отношении создания и использования резервов предстоящих расходов на оплату отпусков за фактически отработанное время. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков создается в отношении предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника учреждения. Резерв формируется исходя из оценочных значений.

Величина оценочного обязательства определяется расчетным путем по отдельным категориям сотрудников (группам персонала)исходя из данных о количестве неиспользованных дней отпуска за прошлые периоды и среднего дневного заработка. Расчет оценочного значения оформляется по установленной форме (приложение № __) и является основанием для принятия к бухгалтерскому учету сумм резервов предстоящих расходов.

При первом создании резерва (а также при корректировке суммы резерва на конец отчетного года) расчет производится на последнее число года в отношении неиспользованных отпусков за прошлые периоды.

Одновременно исчисляется сумма резерва на очередной финансовый год. В бухгалтерском учете операции по формированию резерва в указанных целях отражаются:

  1. при первом создании и при корректировке остатка – в последний день финансового года (в общей сумме за неиспользованные отпуска прошлых периодов);
  2. в дальнейшем – в последний день месяца (в сумме равной 1/12 годовой расчетной величины резерва текущего года).

Признание в бухгалтерском учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется только за счет суммы созданного резерва. В случае если выплаты отпускных превысили сумму начисленного резерва, сумма превышения относится на затраты (расходы текущего отчетного периода) учреждения в общеустановленном порядке.

Если на конец отчетного года расходы, для которых формировался резерв, произведены, а сумма резервов израсходована не полностью, она корректируется исходя из новых расчетов.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

One thought on “Резерв предстоящих расходов бюджет какие проводки

Comments are closed.

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+