Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Органы власти и управления в период становления абсолютизма

Органы власти и управления в период становления абсолютизма

Реформы государственного управления в период становления абсолютизма.

Стр 9 из 19 Областная реформа были созданы новые административные образования — губернии. Основной целью этой реформы было обеспечение армии всем необходимым: устанавливалась прямая связь губерний с полками армии, распределенными по губерниям. В феврале 1711 г. был учрежден Сенат.

Первоначально он состоял из 9 человек, назначаемых царем, независимо от их происхождения. Царь контролировал деятельность Сената через специально созданные органы.

Сенат учреждался в качестве коллегиального органа, в компетенцию которого входило: отправление правосудия, решение финансовых вопросов, общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства. Создан ИНСТИТУТ ФИСКАЛОВ И ПРОКУРАТУРЫ компетенцию фискалов: проведывать про все, что «ко вреду государственному интересу быть может»; докладывать «о злом умысле против персоны его величества или измене, о возмущении или бунте», «не вкрадываются ли в государство шпионы», а также борьба со взяточничеством и казнокрадством.

Основной принцип определения их компетенции — «взыскание всех безгласных дел». Сеть фискалов расширялась и постепенно выделились два принципа формирования фискальства: территориальный и ведомственный.

Создание КОЛЛЕГИЙ большинство коллегий создавалось на базе приказов и являлись их правопреемниками. Система коллегий не сложилась сразу. По указу 14 декабря 1717г. было создано 9 коллегий: Военная, Берг, Ревизион, Иностранных дел, Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс-контор, Мануфактур.

СИНОД Синод был главным центральным учреждением по церковным вопросам.

Он назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении таких преступлений как ересь, богохульство, раскол и т.д.

Особо важные решения принимались общим собранием — конференцией. Компетенция Синода ограничивалась светской властью. Система высших органов в целом получила более совершенную организацию происходила постепенная бюрократизация состава высших органов.

Преобразованный государственный аппарат был призван укрепить господство дворянства и самодержавную власть, способствовал развитию новых производственных отношений, росту промышленности и торговли. Место Верховного тайного совета в 1731 г.

занял кабинет министров,вначале выполнявший совещательные функции при императрице Анне Иоанновне. В 1735 г. кабинет получил законодательные полномочия, подписи всех трех министров заменяли подпись императрицы. Правовое положение церквей в период становления абсолютизма ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа.

В 1700г. умер патриарх Адриан и Петр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции «местоблюстителя патриаршего престола». В 1721г. патриаршество былоликвидировано, для управления церковью был создан «Святейшийправительствующий Синод», или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату.Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической ролицеркви.

Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократическогоаппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны.

Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью.

Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени «княжескую » систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию.

Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах.

Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на исповеди.

Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства.

Церковь стала послушным орудием власти. 9 

Абсолютизм в России: понятие, предпосылки возникновения, особенность, периодизация.

31 январяАбсолютная монархия — это форма правления государства, при которой власть монарха не ограничена никакими гос.

органами и законами. Предпосылкамивозникновения абсолютной монархии в России являются:экономические (развитие товарно-денежных отношений, в связи с чем в гос-ве возникла необходимость содержать многочисленный государственный аппарат и армию), социальные (разложение существовавшего крепостного права и сельской общины), политические (необходимость борьбы за экономическую и политическую независимость, а также борьбы за выход к морю).Возникновение абсолютной монархии в России было связано с общественно-экономическим развитием, зарождением буржуазных отношений, усилением классовых противоречий и положением России во внешней политике.В первой половине 18 в.

органами и законами. Предпосылкамивозникновения абсолютной монархии в России являются:экономические (развитие товарно-денежных отношений, в связи с чем в гос-ве возникла необходимость содержать многочисленный государственный аппарат и армию), социальные (разложение существовавшего крепостного права и сельской общины), политические (необходимость борьбы за экономическую и политическую независимость, а также борьбы за выход к морю).Возникновение абсолютной монархии в России было связано с общественно-экономическим развитием, зарождением буржуазных отношений, усилением классовых противоречий и положением России во внешней политике.В первой половине 18 в. в России абсолютная монархия получила законодательное закрепление.

В октябре 1721 г. Сенат и Священный синод присвоили Петру I титул «Отец Отечества Император Всероссийский». Идеологическое обоснование :«Правда воли монаршей» Феофана Прокоповича.

Император России, помимо осуществления функций главы гос-ва, также был верховным главнокомандующим, главой церкви и высшим лицом в законодательной, исполнительной и судебной власти.К кон. 17- нач.18 вв. Россия имела такие типичные признаки абсолютной монархии, как:1)централизация всей гос. власти и усиление гос. контроля монархом;2) ликвидация сословно-представительных органов;3) создание сильного профессионального бюрократического аппарата6)законодательное закрепление правового статуса различных сословий;7) появление основной опоры самодержавия (шляхетства);8)господство патриархальной идеологии.Особенности российской абсолютной монархии:1) становление абсолютизма в России в условиях развития крепостничества, а не в условиях развития капиталистических отношении и отмены старых феодальных институтов, как в Европе;2)социальная опора абсолютной монархии в России на крепостническое дворянство и служилое сословие, а отличие от того, что в Европе абсолютизм опирался на союз дворянства и городов.· первый этап – существующая во второй половине XVII века, наряду с боярской аристократией и Боярской Думой, абсолютная монархия;· второй – дворянско-чиновничья монархия XVIII века;· третий – абсолютная монархия первой половины XIX века, продолжающаяся вплоть до ре-формы 1861 года;· четвертый этап – абсолютная монархия в период с 1861 года по 1904 год, в период которой со стороны самодержавия был сделан шаг к буржуазной монархии;· пятый – в период с 1905 года по февраль 1917 года, когда со стороны абсолютизма был пред-принят еще один шаг в направлении буржуазной монархии.

Государственное и региональное управление в период утверждения абсолютизма в России (конец XVII – первая четверть XVIII в.)

Утверждение абсолютизма в России петровского времени означало радикальную перестройку системы социальных отношений, политических институтов и администрации.

Главной целью политики Петра Великого (1672–1725) было осуществление ряда важнейших преобразований, направленных на создание особого рационального государства, в котором монархическая власть с помощью развитого законотворчества осуществляет все функции управления, а воля монарха является главной движущей силой прогресса.
Главной целью политики Петра Великого (1672–1725) было осуществление ряда важнейших преобразований, направленных на создание особого рационального государства, в котором монархическая власть с помощью развитого законотворчества осуществляет все функции управления, а воля монарха является главной движущей силой прогресса.

Как показал опыт, петровский идеал рационального и справедливого государства, управляемого хорошими законами, оказался утопичным. На практике он привел к созданию полицейского государства по образцу западноевропейских абсолютистских монархий. При отсутствии каких-либо институтов социального контроля государство практически ничем не было связано в ходе проведения реформ управления.

Именно поэтому реформы неизбежно приобретали принудительный характер, поскольку инициировались властью, навязывались обществу сверху.

Апелляция к государству как единственному организатору и инициатору совершенствования общества с помощью права и управления была весьма характерна для данной эпохи и нашла выражение во многих социальных проектах этого времени.

В архиве Кабинета Петра Великого сохранилось значительное число таких проектов, поданных на высочайшее имя от представителей самых различных слоев общества – от аристократии до крестьян. Они предлагают различные модели усовершенствования существующих порядков, но общей их чертой является опора на административную власть как главный авторитет и единственный способ преобразования общества.

Из таких воззрений исходил и сам Петр, целью административных реформ которого как раз и было создание идеального исполнительского аппарата, действующего по регламентам и инструкциям высшей власти. Прежде чем переходить к анализу перестройки системы управления, рассмотрим особенности абсолютной монархии в России, в рамках которой складывалась петровское рациональное государство.
Прежде чем переходить к анализу перестройки системы управления, рассмотрим особенности абсолютной монархии в России, в рамках которой складывалась петровское рациональное государство.

С середины XVII в. сословно-представительная монархия в государстве начинает постепенно трансформироваться в абсолютную монархию.

Этот процесс протекал медленно и состоял в том, что постепенно прекращается созыв Земских соборов. Практически Собор 1653 г. был последним полноценным, который собрался в полном составе.

Соборы второй половины столетия состояли лишь из Боярской думы, высшего духовенства и выборных от столичных московских дворян и верхов посада.

Уездного дворянства и посадских, как правило, не было. Да и такие соборы в конце столетия уже не собираются. Усиливалась власть царя, а Боярская дума теряла свое значение.

Ее состав увеличивается до 94 человек (за счет думных дворян и дьяков), что уже само по себе делало весьма затруднительным ее регулярный созыв. Дума теперь собиралась редко, и царь стал решать дела или единолично, или с двумя-тремя ближними советниками («комнатой»).

Рекомендуем прочесть:  Что надо для получения формы 9

Уходит в прошлое даже традиционная формула закона как источника права: «царь указал, и дума приговорила».

Акты стали издаваться от имени одного царя. Земские и губные старосты сначала были подчинены назначенным из Москвы воеводам, а затем и эти должности вообще упразднены. Разрастался приказный бюрократический аппарат, появились первые солдатские и драгунские полки из «охочих людей» – ростки будущей регулярной армии как важнейшего атрибута абсолютизма.

Окончательное оформление абсолютизма и его идеологическое обоснование приходится уже на начало XVIII в., когда Петр I в Артикуле воинском с кратким толкованием написал, что

«его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу давать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять»

. В Уставе о наследии престола (1722 г.) установлено было даже право монарха назначать себе преемника. Иными словами, отменялось последнее еще сохранявшееся ограничение власти монарха установившимся порядком престолонаследия.

В полной мере утверждается абсолютная монархия, а власть монарха в начале XVIII в. становится неограниченной. Следует заметить, что самодержцами называли себя Иван III и Иван IV Грозный.

Однако термин «самодержец» в тот период обозначал лишь то, что московский государь «сам держал» свою землю, а не по «ярлыку» татарского хана, как это было ранее.

Иными словами, термины «самодержец», «самодержавие» обозначали государственный суверенитет Московского государства, его независимость от Орды или еще от кого-либо. Несмотря на то что власть обоих этих монархов была велика, однако не была абсолютной. Царская власть все же ограничивалась: все важнейшие решения они принимали не самостоятельно и единолично, а совместно с Боярской думой и Земскими соборами.

Именно при Иване IV Грозном собираются первые Земские соборы. Они решали вопрос о чрезвычайных налогах, сборе дворянского ополчения, без чего царь не мог продолжать Ливонскую войну. Именно Земские соборы избирали царей при пресечении династии (Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Романова). Земский собор принял Соборное Уложение 1649 г., решил вопрос о воссоединении Украины с Россией (1653 г.).
Земский собор принял Соборное Уложение 1649 г., решил вопрос о воссоединении Украины с Россией (1653 г.).

Да и Боярская дума вовсе не была безгласна. Она представляла собой действительно реальный орган верховной власти, функционировавший вместе с царем.

Более того, в руках царя в XVI в. и в первой половине XVII в. еще не было таких непременных атрибутов абсолютизма, как мощный бюрократический чиновничий аппарат, регулярные армия и полиция.

Бюрократический чиновничий аппарат сформировался лишь во второй половине XVII в., отдельные элементы регулярной армии (полки нового строя) тоже появляются лишь к концу XVII в., а регулярная полиция создается только в начале XVIII в. Наконец, самое главное – в XVI в. и первой половине XVII в. у царя не было еще достаточных денежных средств, независимых от Земского собора и Боярской думы, чтобы быть самостоятельным в принятии решений и содержать разветвленный карательный аппарат.

Все это вынуждало его идти на созыв Земского собора и терпеть Боярскую думу. По этим причинам термин «самодержавие» в XVI–XVII вв. вовсе не был синонимом термина «абсолютизм».

Эти термины стали синонимами лишь применительно к XVIII– XIX вв.

Рубрикатор

Государственный строй в период абсолютизма.

Сенат. К концу 17 столетия боярская дума практически утратила свое значение. Петр I, придя к власти, просто перестал назначать в думу новых членов.

Начиная с 1700 года Петр передает полномочия боярской думы консилии министров, в который входили люди, близкие Петру и это был не официальный орган, но боярская дума формально существовала. В 1711 году, отправляясь в прутский поход, Петр рядом своих указов учредил правительствующий Сенат.

Первоначально, Петр полагал, что Сенат создается им для того, чтобы он выполнял функции высшего государственного учреждения во время отлучек царя. Но очень быстро Петр пришел к выводу о необходимости, чтобы Сенат действовал постоянно. Таким образом, Сенат становится высшим органом власти и управления в стране.

Иногда Сенат определяют как высший законосовещательный орган.

Первоначально, в состав Сената входили 9 сенаторов, причем из 9 сенаторов только 3 входили в свое время в состав боярской думы.

Структура Сената. В Сенате было общее собрание, куда входили сенаторы, канцелярия, которая обладала значительными полномочиями в деле контроля за исполнением сенатских решений. Выделяют в составе Сената расправную палату, которая рассматривала судебные дела. Сенат иногда являлся судом первой инстанции, но чаще всего он выполнял роль высшей апелляционной инстанции.

Кроме этого, в составе Сената выделялись сенатские конторы, часть из которых находилась в Санкт-Петербурге, а часть в Москве.

В деятельности сенатских контор начинает просматриваться чисто отраслевой принцип. В Сенате так же выделялись комиссии, которые, как правило, были временные и состояли из сенаторов и других должностных лиц.

Комиссий решали проблемы, относящиеся к компетенции Сената. При Сенате действовали так называемые губернские представители (губернские комиссары) по 2 представителя от губернии. При Сенате действовал сначала обер-фискал, а потом появляется должность генерал-фискала.

В 1722 году создается должность генерал-рекетмейстера.

Это был очень высокого ранга сенатский чиновник, который ведал рассмотрением жалоб, поступающих на деятельность сенатских учреждений. В 1722 году при Сенате была учреждена должность генерал-прокурора сената, который выл поставлен во главе сената. Первый генерал-прокурор – Ягужинский.

Именно генерал-прокурор определял вопросы, подлежащие обсуждению на заседаниях Сената, созывал сенаторов на заседание и следил за должным исполнением ими своих обязанностей. Генерал-прокурор председательствовал в Сенате на его заседаниях и ему подчинялся генерал-фискал. Генерал-прокурор стоял во главе системы прокуратуры в России.

В лице генерал-прокурора Сенат обладал правом законодательной инициативы, поскольку генерал-прокурор мог обращаться к императору с предложениями, направленными на внесения изменений в законодательство. Что касается общей компетенции Сената, то и указы 1711 года, и последующие нормативные акты определяли ее достаточно расплывчато.
Что касается общей компетенции Сената, то и указы 1711 года, и последующие нормативные акты определяли ее достаточно расплывчато.

Сенат обладал полномочиями в законодательной сфере, причем в момент отсутствия царя Сенат мог вносить изменения в законодательство, иногда даже отменять царские указы. Сенат обладал определенными полномочиями в финансовой сфере, так как решал вопросы расходов и доходов государства. Сенат обсуждал вопросы, связанные с экономикой страны.

Сенат был высшим судебным учреждением страны. Сенат решал важнейшие вопросы, касающиеся международных дел (вопросы войны и мира, вопросы договоров с другими государствами и другие вопросы международных отношений).

Сенат разрешал все вопросы, касающиеся армии. Сенат осуществлял контроль и надзор за деятельностью государственного аппарата. После того, как в 1721 году Петр принял титул императора, в компетенции Сената произошли изменения.

Петр запретил Сенату «чинить генеральные дирекции», то есть издавать важнейшие указы. С 1721 по 1725 года в компетенции Сената начинает просматриваться тенденция, суть которой заключается в том, что Сенат превратился в орган надзирающий за деятельностью государственного аппарата из органа непосредственно осуществляющего работу государственного аппарата.

После смерти Петра в 1726 году был создан Верховный тайный совет, деятельностью которого руководил А. Меньшиков. С созданием этого совета произошли серьезные изменения в положении Сената, который фактически был подчинен Верховному тайному совету, ибо должен был направлять отчеты о своей деятельности в Верховный тайный совет. Коллегии, которые ранее отчитывались перед Сенатом, тоже стали направлять свои отчеты в Верховный тайный совет, минуя Сенат.

Все это говорит о резком падении значимости Сената в сфере государственной власти и управления.

В последующем, и при Анне Иоановне, и при Елизавете, и при Петре III, и при Екатерине II положение сената никогда не было таким, каким оно было при Петре I. При Екатерине I генерал-прокурор Сената был отправлен в долговременный отпуск, и Ягужинский был возвращен на свою должность в 30-е годы, незадолго до своей смерти. Все это время Сенат был без генерал-прокурора.

Екатерина II с 1964 года начинает проводить сенатскую реформу, разработанную графом Паниным. При Екатерине II Сенат был разделен на несколько департаментов, которые, по сути, являлись самостоятельными учреждениями во главе с директорами и объединялись в единое целое только должностью генерал-прокурора. При Павле I Сенат был окончательно лишен административных полномочий и становится высшим судебным органом империи, хотя должность генерал-прокурора при Павле имела исключительно важное значение, это был второй человек в империи.

Синод. Синод был центральным органом государственного управления по делам русской православной церкви.

14 февраля 1721 года была создана новая коллегия, которая называлась духовная коллегия, и был принят регламент этой коллегии. Духовный регламент содержал ряд теоретических положений, обосновывающих объективную необходимость создания институтов абсолютной монархии.

Духовная коллегия просуществовала очень недолго и в конце февраля была реорганизована в новое учреждение, которое получило название Святейшего Синода. Создание Синода свидетельствует о том, что Петр I решил одну из важнейших задач, которая стояла в повестке дня российской власти на протяжении по крайней мере двух столетий – это подчинение церкви государству. Петр I был сторонником континентальной теории, которая заключалась в том, что тот, кому принадлежит власть светская, одновременно должен контролировать и власть духовную.

Первым четким проявлением попытки поставить под контроль церковь было в 1700 году, когда после смерти патриарха Адриана, Петр I не назначил новых выборов, а учредил новую должность – место блюстителя патриаршего престола (Стефан Яворский). Члены Синода назначались императором из лиц духовного звания, и это были наиболее значимые фигуры в церковной иерархии.

Рекомендуем прочесть:  Акт формы н 1 пример

Как и все государственные чиновники того времени, члены Синода при своем назначении на должность принимали присягу, чего никогда до этого не было. Во главе Синода был поставлен обер-прокурор Синода, причем он не был лицом духовного звания, а был бюрократом.

Компетенция Синода. 1.Кадровая церковная политика.

2.Определение тематики и содержания церковных проповедей.

3.Синод являлся высшей церковной цензурой в стране. Именно он давал разрешение на публикацию тех или иных изданий, касающихся вопросов религии. 4.Синод являлся высшим церковным судом.

Он рассматривал определенную категорию дел, связанную с правонарушениями священнослужителей. В основном, Синод рассматривал дела о преступлениях чисто церковного характера, то есть дела о нарушениях внутренних церковных установлений, но помимо этой категории дел, Синод решал спорные вопросы, связанные с завещаниями и бракоразводные проблемы. 5.К компетенции Синода относилась борьба с ересью.

6.Синод ведал всеми церковными учебными заведениями.

7.Синод решал вопросы о причислении к лику святых. Страница 1 История отечественного государства и права ИОГП.

Образование древнерусского государства, власть и управление в Древней Руси, период феодальной раздробленности. Псковская судная грамота. Русское Централизованное государство, период централизации Русского государства.

период Сословно-представительной монархии в России, право России в период абсолютизма, советского государства. У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы Эта тема принадлежит разделу: История отечественного государства и права ИОГП. Образование древнерусского государства, власть и управление в Древней Руси, период феодальной раздробленности.

Псковская судная грамота. Русское Централизованное государство, период централизации Русского государства. период Сословно-представительной монархии в России, право России в период абсолютизма, советского государства.

Для дипломного проектирования был выбран 11-ти этажный сборно-каркасный жилой дом. Строительно-монтажные работы включают в себя. Виконання і оформлення дипломної роботи є заключним етапом навчання студента у вищому навчальному закладі і має за мету систематизацію, закріплення і розширення теоретичних знань.

Принцип временного разделения каналов.

Кодирующие и декодирующие устройства.

Построение оконечных станций первичных.

Кодирующие и декодирующие устройства. Генераторное оборудование (ГО) ЦСП.

Цикловая синхронизация. Регенерация цифрового сигнала. Плезиохронная цифровая иерархия ПЦИ Геохимия геосфер. Литосфера. Атмосфера. Гидросфера.

Педосфера. Факторы миграции химических элементов в земной коре. Геохимия ландшафтов. Геохимическая классификация ландшафтов.

История государства и права РоссииИ.

П. Слободянюк, 2018

5.4.

Формирование новой системы права Переход к абсолютизму способствовал развитию законодательства нового типа, которое в XVIII в. отличалось более совершенным уровнем юридической техники, меньшей казуистичностью, более высоким уровнем обобщений, четкости и последовательности.

Вводятся новые формы законодательных актов. Помимо хорошо известных в средневековом праве указов, уставов и грамот, появляются манифесты, табели, артикулы и регламенты. При Петре I наблюдается тенденция к заимствованию европейских, по большей части немецких терминов (кондиции, салф кондукты, аккорды и т.

д.), в том числе и в правовых актах. Позднее, в царствование Екатерины II, все они будут переведены на русский язык. До конца XVII в. законодательство носило в большей степени межотраслевой характер.

Все крупные акты были, по сути, сводами законов, содержащими нормы гражданского, уголовного и процессуального права. В XVIII в. законодатель всячески старался регламентировать все стороны жизни, что порождало накопление огромного количества несистематизированных правовых актов.

В среднем в первой половине XVIII в.

ежегодно издавалось 160 указов, что в четыре раза больше, чем, например, в XVII в.

Новшеством эпохи абсолютизма стало создание отраслевых кодексов, таких как Артикул воинский – первый военно-уголовный кодекс, Воинский устав и Морской устав, Краткое изображение процессов или судебных тяжеб – процессуальный кодекс и т. д. Одной из наиболее динамично развивающихся отраслей права XVIII в.

являлось уголовное. Особое место в этой сфере занимает Артикул воинский 1715 г.

Его созданию предшествовало появление строевого устава русской пехоты «Краткое обыкновенное учение» (1700), Краткого артикула А. Д. Меншикова (1706), Уложения Б.

П. Шереметева (1702). Артикул являлся кодифицированным актом, обобщившим накопленный правовой материал.

Он состоял из 24 глав и 209 артикулов-статей. Часть артикулов имела еще и толкование, часто несовпадающее с основным содержанием статьи. Так, например, артикул 154 содержит нормы, регламентирующие наказание за предумышленное убийство, а толкование к нему содержит подробный перечень ран, определявшихся как смертельные, и регламентирует создание судебно-медицинской экспертизы.

Толкование также имело силу закона.

Поскольку нормы Артикула воинского применялись и к гражданскому населению, система преступлений включает как специфически воинские, так и общеуголовные. На первом месте стоят преступления против веры, затем политические (против императора и государства), воинские, должностные, против порядка управления, против благочиния (общественного порядка и спокойствия), против жизни, телесной неприкосновенности и чести, имущественные и половые преступления. Именно там появляется современный термин для обозначения уголовного проступка – преступление.

Преступление – общественно опасное деяние, причинявшее вред государству. Преступления подразделялись на умышленные, неосторожные и случайные.

Наказанию подлежали только первые два. Артикул выделяет стадии преступления: приготовление, покушение и оконченное преступление, однако наказание обычно одинаковое.

Смягчающими обстоятельствами являлись состояние аффекта, душевная болезнь, малолетство преступника. Также если преступление было совершено в пылу служебного рвения, то наказание было менее строгим. А вот состояние опьянения, напротив, стало рассматриваться как отягчающее вину обстоятельство.

Конец ознакомительного фрагмента.

Государственный аппарат в период абсолютизма

В первой четверти XVIII в., при Петре I, получила окончательное оформление и законодательное выражение абсолютная монархия, самодержавие. Царь издает законы, назначает чиновников, собирает и расходует народные деньги без всякого участия народа в законодательстве и в контроле за управлением.

Формирование в России абсолютизма проявилось в прекращении созыва Земских соборов, отмене местничества, централизации государственного аппарата, появлении

«особого слоя лиц, специализировавшегося на управлении и поставленного в привилегированное положение перед народом»

. В XVII в. власть государя еще была в некоторой мере связана Боярской думой. При Петре I эта власть полностью стала неограниченной, абсолютной.

История России с древнейших времен до 1917 года / В.В. Каргалов, Ю.С. Савельев, В.А.

Федоров. — М.: Русское слово, 1998. Умаление значения Боярской думы началось в конце XVII в. Из сборища родовитых бояр, «думавших» вместе с государем, она стала постепенно превращаться в бюрократическое учреждение, в которое проникали приказные чины.

Уезжая в 1697 году за границу, Петр I еще более подорвал значение Боярской думы, подчинив ее своему приближенному — правителю Преображенского приказа князю Ф.Ю.

Ромодановскому, не имевшему никакого думного чина.

Бояре, составлявшие Думу, обязаны были вместе с начальниками приказов съезжаться к Ромодановскому и «советовать, когда он похочет».

В период абсолютизма большое внимание уделялось укреплению государственного аппарата.

Сначала Петр I, затем Екатерина II произвели ряд реформ, в результате которых сформировался разветвленный, строго централизованный, бюрократический государственный аппарат.

Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей /сост.

А.П.Богданов. — М.: Современник, 1990. В 1711 году был создан Правительствующий Сенат, а Боярская Дума прекратила свое существование.

Сенат являлся в соответствии с положением о сенате 1722 года высшим исполнительно-распорядительным, судебным органом. В отсутствии царя и по его распоряжению он осуществлял функции верховной государственной власти.

Состав Сената назначался царем. При Сенате была учреждена должность генерал — прокурора, осуществлявшим контроль за деятельностью Сената, он мог приостановить исполнение решений Сената и докладывать об этом царю.

После смерти Петра I роль Сената упала, и он превратился в высший судебный орган. Петр I был сторонником коллегиального управления. Решения в Сенате и в коллегиях принимались по большинству голосов.

В 1702 году были ликвидированы губные и земские избы, их функции переданы воеводам. В 1708 году произведена губернская реформа, в результате которой России была разделена на 8 губерний. Крестьянская война 1773-1775 годов показала слабость карательной функции государства.

Подавив восстание с привлечением армии Екатерина II учредила чиновничий аппарат.

В 1775 году было проведено разукрупнение губерний. К концу XVIII в. губерний было около 50, провинции упразднялись, губернии делились на уезды.

В основе деления лежала численность податного населения: в губернии от 300 до 400 тысяч, в уезде от 20 до 30 тысяч. Большое влияние на местное управление оказывали сословные дворянские органы — уездные и губернские дворянские собрания во главе с предводителями, созданные по жалованной грамоте дворянству.

При Петре I в России была создана полиция общая и политическая.

В 1720-21 гг. была проведена городская реформа — созданы магистраты, а в 1785 году — новые органы городского управления по сословному принципу — общая дума, избираемая на 3 года. В XVIII в. были созданы судебные органы.

Петр I принял попытку отделить суд от администрации с целью ограничить судебный произвол. В 1719 году в 9 городах были созданы коллегиальные суды, а в других городах — единоличные. После смерти Петра I судебные дела стали решаться губернаторами и воеводами.

В 1775 году была проведена судебная реформа на сословных началах: для дворян были созданы уездный суд и верхний земский суд; для мещан — городовой магистрат и губернский магистрат; для государственных крестьян — нижняя расправа и верхняя расправа. Помещичьих крестьян судили сами помещики или их приказчики (кроме убийства, разбоя и политических преступлений). В губерниях создавались палаты уголовного и гражданского суда как апелляционные и ревизионные инстанции для судов губернии.

Попова А.В. Курс лекций: «История государства и права России» РУДН 2002. Следствие в 1782 году было изъято из функций судебных органов и передано полиции — управам благочиния.

(Судоустройство Российской империи в период абсолютизма объяснить по схеме или на доске). Таким образом, на рубеже XVI-XVII вв.

в России сложилась абсолютная монархия. Она получила юридическое оформление в соответствующих правовых документах.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

5 thoughts on “Органы власти и управления в период становления абсолютизма

  1. Президент Российской Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Рос­сийской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, федераль­ные органы государственной власти, органы государственной власти субъ­ектов Российской Федерации и органы местного самоуправления

  2. нет такого термина… а подобными вопросами глобально занимается Совет безопасности. а в регионах конкретные министерства в части их касаемой.

Comments are closed.

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+