Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Органы исполнительной власти субъекта россии

Органы исполнительной власти субъекта россии

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации

В соответствии с федеральным законодательством в субъекте РФ устанавливается и действует система органов исполнительной власти во главе с постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти этого уровня. Учреждение в регионе собственных органов государственной исполнительной власти является обязанностью каждого из субъектов РФ. Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ совместно с федеральными исполнительными органами в пределах ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов образуют единую (общероссийскую) систему исполнительной власти. Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ.

Как правило, в структуру государственных органов исполнительной власти входят высший исполнительный орган, министерства, комитеты, департаменты, управления, инспекции и иные органы исполнительной власти. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ объединяет и направляет работу подведомственных ему органов. В республиках в основном это министерства, государственные комитеты, комиссии и главные управления.

В краях и областях, где высший исполнительный орган – правительство, в качестве основного вида структур государственного управления выступает министерство, а в тех, где предусмотрена администрация, – департамент. Министерство – это орган исполнительной власти субъекта РФ, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти субъекта РФ. Например, министерство образования и науки, министерство здравоохранения, министерство по труду и социальному развитию, министерство финансов и др.

Комитет, управление – это органы исполнительной власти субъекта, осуществляющие межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.

Например, комитет по молодежной политике, спорту и туризму, управление кадровой политики и государственной службы.

Таким образом, органы исполнительной власти субъекта РФ осуществляют: управление в установленной сфере деятельности, а также контроль деятельности в этой сфере иных органов исполнительной власти (например, министерства); межотраслевую координацию по вопросам, относящимся к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности; специальные функции в установленных сферах ведения (например, управления, комиссии, инспекции). В органах исполнительной власти субъекта РФ не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений.

Следует отметить, что в большинстве субъектов РФ структура региональных органов исполнительной власти приведена в соответствие с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314

«О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

, который избрал трехзвенную типологию федеральных органов исполнительной власти: министерства, службы, агентства. Характеристика региональных органов основывается на тех же принципах, что и в федеральной системе исполнительной власти: нормотворчество, контрольно-надзорная деятельность, управление государственным имуществом, правоприменение и оказание государственных услуг. Однако для перехода на региональном уровне к такой системе органов исполнительной власти требуется продолжительное время, и этот процесс еще далек до завершения.

Говоря о системе региональных органов исполнительной власти, нельзя не отметить проблему органов «двойного» подчинения, обладающих двойственной природой в силу особенностей организации управления той или иной сферой.

О том, что исполнительный орган находится в двойном подчинении, могут свидетельствовать следующие признаки и обстоятельства. Например, исполнительный орган является составной частью единой системы государственного управления (контроля, надзора) определенной сферой или областью общественных отношений; он действует на основании типового (примерного) положения, утверждаемого Правительством РФ или федеральным органом исполнительной власти; положение об органе утверждается высшим должностным лицом или высшим органом исполнительной власти субъекта РФ на основе типового положения и по согласованию с федеральным органом исполнительной власти.

Ключевую роль в системе органов исполнительной власти субъекта РФ играет высший исполнительный орган государственной власти.

Основная его задача – обеспечение исполнения Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законодательства субъектов РФ.

Кроме того, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии. Для высшего исполнительного органа государственной власти характерны следующие признаки: а) данный орган возглавляет систему органов исполнительной власти субъекта РФ; б) входит в единую систему исполнительной власти, установленную в Российском государстве; в) является постоянно действующим; г) представляет собой орган общей компетенции; д) распространяет свою деятельность на всю территорию субъекта РФ; е) обладает правами юридического лица.

Высший исполнительный орган государственной власти может возглавлять его руководитель, а также высшее должностное лицо субъекта, если это установлено конституцией (уставом) субъекта РФ.

Например, в соответствии с конституционными (уставными) положениями в Республике Саха (Якутия) высшим должностным лицом республики и главой исполнительной власти является президент республики; в Республике Карелия высшим должностным лицом является глава республики; в Саратовской области высшее должностное лицо – губернатор области.

Например, в соответствии с конституционными (уставными) положениями в Республике Саха (Якутия) высшим должностным лицом республики и главой исполнительной власти является президент республики; в Республике Карелия высшим должностным лицом является глава республики; в Саратовской области высшее должностное лицо – губернатор области. Порядок формирования данных органов государственной власти различен и устанавливается в региональном законодательстве. Так, в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан Кабинет Министров формируется ее Президентом.

Премьер-министр назначается президентом с согласия Государственного собрания – Курултая республики. Заместители премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов назначаются президентом республики по представлению премьер-министра республики. В формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ может принимать участие законодательный (представительный) орган субъекта.

Формы такого участия устанавливаются в региональном законодательстве. Согласно Конституции Республики Татарстан к ведению Государственного Совета республики относится не только утверждение по представлению Президента Республики Татарстан кандидатуры премьер-министра, но и согласование предложений президента о назначении заместителей премьер-министра. Устав Краснодарского края закрепляет, что первые заместители, заместители главы администрации (губернатора) края назначаются главой администрации (губернатором) края по согласованию с Законодательным собранием края.

Остальные руководители органов исполнительной власти Краснодарского края и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности главой администрации (губернатором) края единолично. Уставом Алтайского края определено, что первый заместитель (первые заместители) главы администрации Алтайского края, руководители краевых органов финансов, социальной защиты населения, но управлению государственным имуществом назначаются на должность с согласия Алтайского краевого Совета народных депутатов.

Таким образом, анализ регионального законодательства позволяет сделать вывод, что участие законодательной власти в назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц органов исполнительной власти ограничено.

Это участие в лучшем случае сводится к рассмотрению кандидатур председателей и заместителей председателей правительств, заместителей глав администраций субъектов, иногда должностных лиц, руководящих такими сферами, как экономика, финансы, управление государственной собственностью, имущественные отношения, социальная защита.
Это участие в лучшем случае сводится к рассмотрению кандидатур председателей и заместителей председателей правительств, заместителей глав администраций субъектов, иногда должностных лиц, руководящих такими сферами, как экономика, финансы, управление государственной собственностью, имущественные отношения, социальная защита.

Формой работы высшего органа исполнительной власти субъекта РФ являются заседания, периодичность проведения которых устанавливается законом. Решения, принимаемые высшим органом исполнительной власти, оформляются в виде постановлений и распоряжений, которые подписываются высшим должностным лицом субъекта РФ либо руководителем высшего органа исполнительной власти. К основным полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ относятся: осуществление мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; разработка проекта бюджета субъекта РФ, обеспечение его исполнения и подготовка отчета об исполнении; управление и распоряжение собственностью субъекта РФ, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ, и др.

Особо следует отметить бюджетные полномочия высшего органа исполнительной власти. В соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, действующим не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ осуществляет свои полномочия самостоятельно. Вместе с этим происходит определенное взаимодействие исполнительных органов государственной власти субъекта РФ с действующими на территории региона территориальными органами федеральных органов государственной власти и органами местного самоуправления.

Это взаимодействие осуществляется в следующих формах: проведение совместных совещаний, создание совместных комиссий, рабочих групп; проведение взаимных консультаций; заключение соглашений о взаимодействии и координации деятельности; передача части своих полномочий в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Высший орган исполнительной власти субъекта РФ, как правило, действует в пределах срока полномочий высшего должностного лица региона и слагает свои полномочия со дня вступления в силу решения о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ, продолжая работать до сформирования высшего регионального органа исполнительной власти нового состава.

В целом высший орган исполнительной власти субъекта РФ обладает общей компетенцией и обеспечивает согласованное функционирование других региональных органов исполнительной власти, объединяет и направляет их работу.

Он осуществляет свои полномочия либо непосредственно, либо через подведомственные ему функциональные, отраслевые и территориальные органы исполнительной власти субъекта РФ, которые несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер и отраслей управления.

Виды органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Системы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации достаточно разнообразны, как по видам органов, так и по структурно-функциональным взаимосвязям между ними.

Большинство конституций и уставов субъектов Федерации не дают полного представления о действующих на их территориях системах исполнительной власти, уделяя внимание лишь отдельным элементам — статусу высшего должностного лица или полномочиям органа общей компетенции.

Иногда вопрос о системе пытаются решить, используя категорию структуры исполнительной власти — например, законРеспублики Карелия

«О структуре исполнительной власти Республики Карелия»

, или категорию схемы управления краем, областью — глава 23 Устава Томской области называется «схема исполнительной власти Томской области». Под системой исполнительной власти субъекта Федерации понимается

«совокупность органов субъекта Федерации, осуществляющих государственную исполнительную власть, их соподчиненность, средства их взаимодействия с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления»

10. В единую систему исполнительной власти субъекта Российской Федерации включаются:

  1. а) глава исполнительной власти субъекта Федерации — президент республики, глава администрации, губернатор, и т. д.;
  2. г) территориальные органы государственной исполнительной власти общей компетенции, действующие в границах административно-территориальных образований (городов и районов республиканского или областного подчинения, и т. д.) или на территории административных (управленческих) округов;
  3. б) исполнительный орган государственной власти общей компетенции (правительство или администрация);
  4. в) исполнительные органы государственной власти специальной компетенции (отраслевые и межотраслевые);
  5. д) территориальные органы государственной исполнительной власти специальной компетенции, являющиеся структурными подразделениями органов общей компетенции или отраслевых (межотраслевых) органов субъекта Федерации.

Разновидностями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются министерства, государственные комитеты, комитеты, департаменты, управления, инспекции и иные органы исполнительной власти.

Министерство — это

«орган исполнительной власти субъекта РФ, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной определенной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти субъекта РФ»

11. Например, министерство образования, министерство здравоохранения, министерство экономического развития и другие.

Департамент, комитет, управление — это органы исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющие межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Например, комитет по молодежной политике, спорту и туризму, управление кадровой политики и государственной службы.

Департаменты создаются для осуществления управления в сфере деятельности, признанной приоритетной в субъекте РФ.

Комитеты создаются для осуществления государственного отраслевого или межотраслевого регулирования по вопросам, отнесенным к их ведению. Управления создаются для осуществления государственного функционального регулирования в определенной сфере деятельности. Таким образом, департаменты могут быть как отраслевыми, так и функциональными органами власти.

Комитеты являются отраслевыми, а управления функциональными органами. Указанное деление не всегда четко прослеживается на практике. В некоторых субъектах России (например, г. Москва) образованы и действую территориальные органы исполнительной власти субъектов РФ (префектуры, управы). Особую функцию выполняют контролирующие органы исполнительной власти субъектов РФ — инспекции, осуществляющие государственный контроль и надзор в отведенной им сфере хозяйства.
Особую функцию выполняют контролирующие органы исполнительной власти субъектов РФ — инспекции, осуществляющие государственный контроль и надзор в отведенной им сфере хозяйства.

Кроме того, выделяют следующие виды органов исполнительной власти субъектов РФ:

  1. — органы межотраслевой компетенции;
  2. — органы внутриотраслевой компетенции;
  3. — органы общей компетенции;
  4. — органы, где единоначалие сочетается с коллегиальностью.
  5. — коллегиальные органы;
  6. — органы отраслевой компетенции;
  7. — единоначальные органы;

Всю систему региональных органов исполнительной власти возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ Несмотря на то, что на территории субъекта РФ как непосредственно, так и через создаваемые ими территориальные органы функционируют федеральные органы исполнительной власти, они не включены в систему органов исполнительной власти субъекта РФ. Высший региональный орган исполнительной власти возглавляет всю систему региональных органов исполнительной власти и является постоянно действующим.

Так, согласно ст. 44 Устава города Москва

«Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы»

12.

В соответствии со ст. 58 Устава Омской области постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Омской области является Правительство Омской области.

Правительство Омской области возглавляет систему органов исполнительной власти Омской области. На основании ст. 78 Устава (Основного Закона) Алтайского края администрация Алтайского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Алтайского края.

Руководство высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации осуществляется высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ. Например, в соответствии с Уставом Нижегородской области

«губернатор области является высшим должностным лицом области, гарантом законности на территории области, руководителем высшего исполнительного органа государственной власти области — Правительства»

13.

Согласно Уставу Амурской области,

«глава администрации области руководит деятельностью администрации на принципах единоначалия и несет ответственность за надлежащее осуществление ее полномочий»

14. В субъектах РФ, ранее устанавливающих коллегиальные органы исполнительной власти при отсутствии института высшего должностного лица (руководителя высшего органа исполнительной власти), региональное законодательство противоречило федеральному законодательству.

На сегодняшний день эти противоречия устранены. Высший орган исполнительной власти субъекта РФ, как правило, действует в пределах срока полномочий высшего должностного лица региона и слагает свои полномочия со дня вступления в силу решения о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации, продолжая работать до сформирования высшего регионального органа исполнительной власти нового состава. При этом со дня вступления в силу решения о наделении лица полномочиями руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, он вправе или оставить в должности его членов, или освободить их от должности и назначить на соответствующие должности других лиц.

Решение принимается персонально по каждому из лиц. Наименование, структура и порядок формирования высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ устанавливается региональным законодательством с учетом исторических, национальных и иных традиций региона.

Он может именоваться: администрация, совет администрации, правительство, кабинет министров.

Например, согласно Конституции Чувашской Республики (ст. 110) высшим исполнительным органом власти республики является Кабинет Министров. В соответствии с Уставом Московской области (ст.

29) государственную исполнительную власть в области осуществляет Администрация Московской области. Во всех субъектах Федерации высший региональный орган исполнительной власти является коллегиальным органом, т.е. все важнейшие решения принимаются коллегиально, большинством голосов.

Таким образом, приведенный перечень является собирательным, обобщающим все возможные варианты. Система исполнительной власти конкретного субъекта Федерации устанавливается им самостоятельно в конституции, уставе и законах о системе органов государственной власти, а также в актах главы исполнительной власти, закрепляющих структуру исполнительных органов.
Система исполнительной власти конкретного субъекта Федерации устанавливается им самостоятельно в конституции, уставе и законах о системе органов государственной власти, а также в актах главы исполнительной власти, закрепляющих структуру исполнительных органов.

Исполнительная власть в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Климовская М.К. Климовская Марина Константиновна — магистрант, направление: юрист в государственном аппарате, кафедра конституционного права, Российская академия народного хозяйства и государственной службы Российской Федерации при Президенте Российской Федерации, г. Москва Аннотация: автор в статье рассматривает систему органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.

Ключевые слова: исполнительная власть, органы власти, субъекты Федерации. Системой исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на наш взгляд, является совокупность целостных с организационной точки зрения видов исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Под структурой исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации понимается ряд определенных исполнительных органов государственной власти, находящихся во взаимосвязи. Невзирая на то, что субъекты Российской Федерации обладают правом самостоятельно устанавливать собственную систему, структуру исполнительных органов государственной власти, категории структуры и системы, являясь основными, должны интерпретироваться единообразно.

В связи с этим стоит внести поправки в ч. 1 ст. 17 Закона об органах власти субъектов Российской Федерации, высказав текст в такой редакции: «1.

Система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации есть совокупность организационно объединенных видов исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации».

Часть 4 ст. 17 Закона об органах власти субъектов Российской Федерации также необходимо, на наш взгляд, дополнить следующим текстом: «4.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации — перечень конкретных взаимосвязанных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации». Рассмотрим законы Калининградской области: местная система исполнительных органов государственной власти тут почти целиком копирует федеральную систему.

Соответственно ст. 1 Закона Калининградской области к системе органов исполнительной власти области относятся министерства, правительства, агентства и службы Калининградской области. Известно, что на уровне федеральном к системе органов исполнительной власти относятся Правительство Российской Федерации, федеральные службы, федеральные министерства, а так же федеральные агентства. Появляется закономерный вопрос: надо ли копировать федеральную систему органов исполнительной власти на местном уровне?

Федеральную систему исполнительной власти копируют органы законодательства Красноярского края (Указ губернатора Красноярской области от 10.07.2008 № 116-уг

«О структуре органов исполнительной власти Красноярского края»

) [3] и Иркутской области (Закон Иркутской области от 11.05.2010 № 30-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области» (статьи 4 — 9) [1]). В законодательстве иных субъектов Российской Федерации различий с федеральной системой исполнительной власти значительно больше. Из постановления губернатора Белгородской области от 17.02.2010 № 77-Р

«Об утверждении структуры органов исполнительной власти Белгородской области»

[5] вытекает: система исполнительной власти области включает в себя комиссии, департаменты, управления.

Законодательство Свердловской области от 24.12.1996 № 58-ОЗ

«Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области»

(ст. 6) к системе органов исполнительной власти Свердловской области относит департаменты, комитеты, комиссии, управления, главные управления, инспекции [2]. Подобное разнообразие видов исполнительной власти субъектов Федерации может говорить о том, что местные системы органов исполнительной власти формируются в соответствии с особенностями каждого определенного субъекта и поэтому могут сильно различаться с федеральной системой.

Федеральный уровень системы органов исполнительной власти имеет большую действенность в масштабе федеративного государства целиком. Тем не менее, федеральная система органов исполнительной власти, как нам кажется, отличается своей простотой и четкостью в дифференциации функций между звеньями системы. Потому создание подобной системы органов исполнительной власти субъекта Федерации имеет положительные стороны.

Часть 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации и ч.

3 ст. 17 Закона об органах власти субъектов Российской Федерации определяют, что в рамках ведения Российской Федерации полномочий Российской Федерации касательно объектов совместного ведения Российской Федерации, а так же субъектов Российской Федерации федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов Российской Федерации формируют общую системно организованную исполнительную власть. Следуя этой норме, можно констатировать, что региональное копирование федеральной системы органов исполнительной власти в некоторой мере обеспечивает единство, единообразие исполнительной власти в Российской Федерации. Но вряд ли стоит дублировать систему управления федерального уровня в каждом субъекте Федерации: это может вызвать закономерный вопрос о мере самостоятельности субъектов Федерации в плане организации и реализации исполнительной власти.

Невозможно не учесть, что в ч.

1 ст. 77 Конституции Российской Федерации ясно сказано: система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается этими субъектами самостоятельно. Данная конституционная норма обеспечивает некоторую степень самостоятельности субъектов Федерации. О.Ю. Еремина полагает: верховное должностное лицо субъекта Федерации включается в региональную систему исполнительной власти, потому что возглавляет в субъекте исполнительную власть.

О.Ю. Еремина полагает: верховное должностное лицо субъекта Федерации включается в региональную систему исполнительной власти, потому что возглавляет в субъекте исполнительную власть. Мы считаем, что это мнение недостаточно обосновано. Например, в соответствии со ст.

1 Законодательства Калининградской области, верховное должностное лицо Калининградской области (то есть губернатор) не относится к системе органов исполнительной власти. Тем не менее, в законодательстве отдельных субъектов Федерации, например, Тульской области, установлено, что высшее должностное лицо субъекта включено в систему органов исполнительной власти, а так же возглавляет ее.

Таким образом, статус верховного должностного лица субъекта Федерации по отношению к органам исполнительной власти субъектов неоднозначен. Это является реализацией их некоторой самодостаточности в условиях действия местной системы исполнительной власти. Сомнительным видится иногда имеющее место отношение законодательной властью к системе исполнительных органов государственной власти органов, которые способствуют деятельности верховного должностного лица, а так же верховного органа исполнительной власти субъекта Федерации.

Например, в согласовании с п.

4 ч. 2 ст. 1 Закона Чукотского автономного округа от 29.10.2012 № 95-ОЗ

«О системе исполнительных органов государственной власти Чукотского автономного округа»

, к системе органов исполнительной власти округа относятся Аппарат правительства и губернатора Чукотского автономного округа [4]. Соответственно п. 1.1 Положения об Аппарате губернатора и правительства Чукотского автономного округа (утв.

Постановлением губернатора Чукотского автономного округа от 04.10.2013 № 80), Аппарат правительства и губернатора Чукотского автономного округа есть орган исполнительной власти.

Этот орган формируется для распорядительного, организационного, правового, документационного, финансового, кадрового, материально-технического и другого поддержания организации, контроля касательно выполнения исполнительной государственной властью Чукотского автономного округа постановлений, одобренных правительством и губернатором Чукотского автономного округа. Таким образом, как орган исполнительной власти, Аппарат правительства и губернатора Чукотского автономного округа по факту не имеет государственных и властных полномочий в области исполнительной власти и представляет собой государственный орган, а не исполнительный государственный орган субъекта Федерации.

Аргументом для подобного заключения представляется то, что на уровне федеральном Аппарат Правительства Российской Федерации с подобными функциями носит статус государственного органа, не являясь органом исполнительной власти. Следовательно, вследствие автономности субъектов Российской Федерации касательно вопросов образования местных систем исполнительной государственной власти, общей эталонной системы органов региональной исполнительной власти существовать не должно. Конституцией Российской Федерации учтена способность всех субъектов определять свою систему.

Эта система должна согласовываться с конкретными свойствами субъекта. Тем не менее, так как в региональном и федеральном законодательстве в данной области есть проблемы и неясности, стоит восполнить ст. 17 Закона об органах власти субъектов Российской Федерации определениями категориями «структура» и «система» исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

На законодательном уровне субъектов Федерации следует ясно разделять указанные понятия, устранив несогласованность. Список литературы 1. Закон Иркутской области от 11.05.2010 № 30-ОЗ

«О системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области»

// СПС «КонсультантПлюс». 2. Закон Свердловской области от 24.12.1996 № 58-ОЗ

«Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области»

// СПС «КонсультантПлюс».

3. Указ губернатора Красноярского края от 10.07.2008 № 116-уг

«О структуре органов исполнительной власти Красноярского края»

// СПС «КонсультантПлюс». 4. Постановление губернатора Чукотского автономного округа от 04.10.2013 № 80

«Об утверждении Положения об Аппарате губернатора и правительства Чукотского автономного округа»

// СПС «КонсультантПлюс». 5. Распоряжение губернатора Белгородской области от 17.02.2010 № 77-Р

«Об утверждении структуры органов исполнительной власти Белгородской области»

// СПС «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис .

26.2. Органы исполнительной власти субъектов РФ

Как известно.

Российская Федерация включает 89 равноправных субъектов (республики, края, области, автономную область, автономные округа и города федерального значения).

Каждый субъект Федерации включает, в свою очередь, определенное количество муниципальных образований (районов, сельских) и поселковых поселений, городов (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, являющихся самостоятельными субъектами Федерации).Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют систему органов государственной власти РФ; органы власти муниципальных образований — органы местного самоуправления — в систему органов государственной власти не входят (ст. 12 Конституции РФ). Федеральные и региональные государственные органы исполнительной власти могут передавать друг другу часть своих полномочий при взаимном согласии и с соблюдением Конституции и федеральных законов.

В субъектах РФ можно выделить две группы органов исполнительной власти: первая — региональные органы министерств и ведомств (созданы для решения вопросов, отнесенных Конституцией РФ к ведению Федерации и к совместному ведению Федерации и субъектов; вторая — органы исполнительной власти субъектов РФ, образуемые по предметам ведения, не отнесенным ни к ведению Федерации, ни к совместному ведению.

Система органов исполнительной власти субъектов РФ определяется ими самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ и общими принципами их организации, установленными федеральными законами и закрепляется в Конституциях республик, в уставах других субъектов, а также в иных правовых актах, принимаемых в соответствии с федеральным законодательством. Системы исполнительной власти различных субъектов РФ имеют как черты сходства, так и существенные различия в структуре и формах составляющих их органов. Индивидуальные черты в организации исполнительной власти субъектов зависят от исторических, географических, национально-культурных и других факторов, а иногда и от стремления копировать чей-то зарубежный опыт.

Широкие полномочия в сфере исполнительной власти субъектов РФ имеют главы субъектов (в республиках — президенты, в других субъектах — губернаторы, главы администраций, в Москве глава администрации именуется мэром, хотя слово «мэр» чаще употребляется для глав городских муниципальных образований). Они, обладая компетенцией общего характера, организуют работу органа исполнительной власти своего региона в соответствии с его конституцией (уставом).

Органами исполнительной власти являются правительства (кабинеты или советы министров) республик, администрации краев, областей, автономной области, автономных округов. Правительства республик формируются либо их представительными органами, либо президентами, либо на основе сочетания этих принципов. В ряде республик правительства возглавляют председатели, в других президенты одновременно являются главами правительств.

Администрации краев, областей, автономной области, автономных округов являются органами исполнительной власти общей компетенции. Структура администрации определяется Уставом соответствующего субъекта. Руководство деятельностью администрации осуществляет глава администрации на основе единоначалия.

В боль-шинстве субъектов руководитель субъекта федерации (губернатор и др.) является главой администрации, однако в ряде регионов это — отдельное должностное лицо. Руководители субъектов федерации избираются населением соответствующего региона (ранее руководители краев и областей назначались и освобождались от должности Президентом РФ). Органы исполнительной власти субъектов РФ обладают разнообразными полномочиями в области формирования своей администрации, бюджета, финансов; управления собственностью; взаимодействия с учреждениями и предприятиями всех форм собственности, а также в управлении конкретными отраслями и сферами экономического и социально-культурного развития (сельского хозяйства, строительства, транспорта, образования, культуры и др.).

Они разрабатывают и представляют на утверждение соответствующему представительному органу проект бюджета, а в дальнейшем обеспечивают исполнение бюджета; управляют имуществом субъекта РФ (решают вопросы по созданию, использованию и приватизации); разрабатывают и выполняют программы социально-экономического, культурного развития региона, а также разделы федеральных программ, касающихся данного субъекта. Кроме того, органы исполнительной власти субъектов совместно с органами местного самоуправления осуществляют деятельность по организации транспортного, коммунального и торгового обслуживания, электрификации и газоснабжения. В социально-культурной сфере они создают учреждения образования, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта.

Важным направлением работы органов исполнительной власти субъектов является разработка и организация исполнения программ социальной защиты населения.

В административно-политической сфере органы исполнительной власти субъекта РФ осуществляют меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, обеспечению общественного порядка и борьбе с преступностью, защите населения при чрезвычайных ситуациях и т.п. Главы субъектов руководят подчиненными органами милиции, пожарной охраны; рассматривают жалобы, заявления и предложения граждан и т.

д. Органами отраслевой и межотраслевой компетенции в республиках являются министерства, госкомитеты, комитеты и др., в других субъектах — управления, комитеты, департаменты; органы иных форм. Порядок формирования, структура и полномочия этих органов определяются Конституциями (Уставами) соответствующих субъектов РФ, Вместе с тем, в краях, областях, автономной области, автономных округах и городах федерального значения действуют полномочные представители Президента РФ, цель которых — координация усилий федеральных служб, действующих на территории субъекта, содействие исполнению и контролю за исполнением актов Президента РФ и Правительства РФ на территории соответствующего субъекта федерации.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

7 thoughts on “Органы исполнительной власти субъекта россии

  1. важно не почему, а как.
    Мы наменяем так, чтоб было по -уютнее и теплее всем регионам, а не только жителям Путинограда

  2. Все законы Путлера сведены к обогащению его воровского кагала за счет увеличения поборов с населения.. другого не жди..

  3. Какие ноты раздадут, такая и музыка, что тут не понятно, вот и ВЦИОМ рапортует о поднятие рейтинга, только где найти тех идиотов, что до сих пор верят в эти сопли с реформами и прорывами .

Comments are closed.

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+