Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Назовите самый известный свод законов киевской руси

Назовите самый известный свод законов киевской руси

4 самых исторически известных закона России

16 декабря 2021Всегда интересно знать: кто был самым 1-м, каким был самый 1-й закон, самый 1-й судья. на кого мы потом ориентировались? Рассмотрим 4 самых известных закона России. Именно от них отталкивалось остальное законодательство, именно они служили своего рода лекалом для всех последующих актов в нашей стране.

Формирование главного письменного источника русского права в XI в. связано с Ярославом Мудрым. Различались Пространная и Краткая редакции. В них систематизировано процессуальное, наследственное, торговое и уголовное законодательство.

На этих отраслях базировались социальные, экономические и правовые отношения Киевской Руси.В Русской Правде говорилось о рядовых свободных жителях и зависимом населении, знати и привилегированных слугах. Описывались такие социальные институты, как «кормление» и холопство, «ряд» (договор) и испытание водой или железом, ростовщичество и «свод» (показания свидетелей либо поиск пропажи), «гонение следа» и свидетельские показания (от видоков, которые видели происшествие, и от послухов, которые что-либо слышали о случившемся).

Это сборники, созданные, соответственно, при Иване III и Иване IV Грозном. Судебники развивали особенности государственного управления, а также судопроизводства.Они фиксировали казусы гражданского, процессуального и уголовного права.

Описывали юридическую технику, розыскной и судебный процесс. Определяли систему преступления (такие виды, как преступления против государства, суда, личности, а также имущественные) и наказаний (денежные штрафы, телесные наказания, смертная казнь). Закрепляли Юрьев день (когда крестьяне могли перейти от феодала к феодалу).Судебник Ивана Грозного, развивая концепцию предшествовавшего ему Судебника 1497 г., упразднял судебные привилегии удельных князей.

Передавал губным старостам часть функций наместников и волостелей, ограничивая власть последних.

Расширял права служилого сословия. Акцентировал значение центральных государственных судебных органов.Уложение принято Земским собором в 1649 г.

при набирающей обороты новой царской династии – Романовых. В этом акте систематизировались отрасли, которые выделяются и в наше время: государственное, гражданское, семейное, уголовное право.Различались виды преступлений: против государства, порядка управления, церкви, благочиния, нравственности, личности, а также имущественные и должностные.

Выделялись виды наказаний: от конфискации имущества и «отнятия чести» (для высокородных) до битья батогами и смертной казни. Закреплялись порядок и процедуры «вершения» суда (подача челобитной, вызов в суд, «судоговорение», обыск, «правёж» розгами, розыск, крестное целование и проч.).В отличие от правовых систем большинства других государств того времени, в Уложении, как и в более ранних русских сборниках законов, утверждалась юридическая правоспособность женщины, например права вдов при заключении сделок.Соборное уложение 1649 г. действовало до разработки Свода законов Российской Империи 1832 г.

под руководством М. М. Сперанского. В отличие от, например, американского российский Основной закон имеет более разветвленную историю. Это конституции СССР 1924, 1936 и 1977 гг., а также конституции РСФСР 1918, 1925, 1937 и 1978 гг.

и, наконец, Конституция РФ 1993 г.По мнению экспертов, наиболее интересной с правовой и исторической точки зрения была сталинская Конституция 1936 г. Как говорят юристы,

«она была идеальна с точки зрения закона, но не выполнялась ни по одному пункту»

. Впервые в советской истории в Конституции 1936 г.

населению предоставлялись прямое, всеобщее и избирательное право при тайном голосовании; право любого гражданина на труд и отдых, бесплатное образование, а также финансовое обеспечение в случае болезни и в старости.Провозглашались свобода совести, слова, митингов и собраний, печати, неприкосновенность личности и тайна переписки. Утверждались общественное и государственное устройство; структура верховных органов государственной власти и органов государственного управления СССР, союзных и автономных республик; структура местных органов государственной власти; суд и прокуратура; главные права и обязанности граждан; избирательная система.В обсуждении Конституции 1936 г.

впервые участвовали 75 млн человек.

Изначально она включала 13 глав, содержащих 146 статей.Несмотря на то что конституция является основным законом государства, российские конституции неоднократно пересматривались и редактировались. Так, в сталинскую Конституцию в разные годы внесено около 1,5 млн поправок, дополнений, предложений, которые публиковались в периодике (кроме предложений, шедших вразрез с социалистической правовой системой, например о ликвидации колхозов и введении частной собственности).

В целом же текст этого Основного закона был более демократичным, чем предыдущие конституции нашего государства и многих других стран к тому времени.

Конечно, говоря о самых известных законах в истории человечества, можно привести в пример такие своды правил, как Коран или Тора. Также можно упомянуть популярные закон джунглей, закон подлости (вместе со всеми его подвидами вроде закона падающего бутерброда) либо самые смешные и странные законы мира (как английский Закон об открытом космосе 1986 г., запрещающий посадку НЛО на территории Великобритании без лицензии).

Но оставим первые для религиозных и исторических сайтов, а вторые – для веселых форумов.Также читайте .

Первый свод законов в истории России.

29 январяРечь в статье пойдет про три редакции Русской Правды, штрафы и гражданские правоотношения.РУССКАЯ ПРАВДА — памятник древнерусского права.

Представляет собой три, возникшие в разное время, но тесно связанные между собой свода обычаев, законов и судебных решений, которые принято называть редакциями Русской Правды: Краткая Правда, Пространная Правда и Сокращенная Правда. Читайте также Является древнейшей из редакций Русской Правды, состоящая из четырех частей.

Наиболее важными считаются две первые части: «Правда Ярослава» (статьи 1-18), составленная при киевском князе Ярославе Владимировиче Мудром (одни исследователи относят ее появление к 1016 г., другие — к 1030-м гг.), и «Правда Ярославичей» (сыновей Ярослава Мудрого) (статьи 19-41), составленная во 2-й пол. 1060-х гг. или в 1072 г., когда между братьями Ярославичами установились союзнические отношения.Как целостный юридический свод Краткая Правда оформилась в последней четверти 11 в., когда все четыре части были объединены в одном списке. Делится на две части: «Суд Ярослава Владимировича» (статьи 1-52), составленный на основе Краткой Правды и судебной практики кон.

11 в., и «Устав Владимира Всеволодовича» (статьи 53-121), созданный в 1113 г. при киевском князе Владимире Всеволодовиче Мономахе.

Как единое целое Пространная Правда оформилась к сер. 12 в. Читайте также.Третья (Сокращенная) редакция Русской Правды появилась в 14-17 вв., уже в московский период русской истории (единого мнения среди ученых о времени ее составления нет).

Правды Краткая и Пространная сообщают, что преступление в 11-12 вв.

называлось на Руси «обидой». За его совершение перед судом отвечали только свободные люди.

За кражу, совершенную рабом (челядином или холопом), нес ответственность его хозяин. Если было совершено убийство, то родственники убитого могли мстить убийце. Власти стремились ограничить кровную месть, предлагая возможным мстителям брать с убийцы деньги. Основным видом наказания был штраф («вира» — в пользу пострадавшего или его семьи и «продажа» — в пользу князя, разбиравшего дело).

Основным видом наказания был штраф («вира» — в пользу пострадавшего или его семьи и «продажа» — в пользу князя, разбиравшего дело).

Размер штрафа зависел от того, какое положение в обществе занимал пострадавший. Например, за убийство свободного человека преступник должен был уплатить 40 гривен, а за убийство княжеского дружинника; 80 гривен, за убийство смерда или холопа 5 гривен. Самое тяжкое наказание — «поток и разграбление».

Оно заключалось в обращении преступника и членов его семьи в рабство и в конфискации его имущества.

Этому наказанию подвергались разбойники, поджигатели и конокрады. Важное место в Русской Правде занимают отношения между людьми по поводу собственности. В «Уставе Владимира Всеволодовича» особое внимание уделялось процентам по долгу. До составления этой части Пространной Правды проценты были весьма велики.

До составления этой части Пространной Правды проценты были весьма велики. Они делились на годовые, третные и месячные (проценты, взимавшиеся при займе на год, на треть года и на месяц).

Годовой процент составлял 50%, а взимание процентов по долгу осуществлялось вплоть до погашения всей задолженности. Например, если человек брал в долг 6 гривен, он ежегодно вносил кредитору 3 гривны в счет процентов. Если же он не мог заплатить разом 9 гривен (долг и процент), то выплачивал проценты в течение многих лет, попадая, в конце концов, в полную зависимость от ростовщика, который мог продать неисправного должника в рабство.

«Устав Владимира Всеволодовича», принятый после восстания в Киеве против ростовщиков, ограничил срок взимания процентов тремя годами, в течение которых должник выплачивал стоимость долга и один годовой процент.Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк.

Это сильно поможет развитию канала .

Также подпишитесь на канал и обсуждайте статью в комментариях ниже.

Всего доброго)

«Правда Ярослава»

18 июня«Русская правда» стала первым законодательным сводом на Руси. Для будущего поколения этот документ был ценнейшим источником информации о жизни в те времена. Все последующие законы имели в основе своей идеи «Русской правды».Привычное для нас слово «правда» во времена Ярослава Мудрого значило не только истину.

Основной его смысл в ту эпоху – это закон и устав.

Именно поэтому первый свод правил назвали «Русская правда» (год создания — 1016).

До этого времени все были основаны на морали языческой, а позже — на церковно-византийской религии.Законы «Русской правды» должны были появиться по нескольким причинам. Во-первых, судейство на Руси в то время состояло из греков и южных славян. Они практически не были знакомы с русскими обычаями в юриспруденции.

Во-вторых, старые русские обычаи содержали нормы языческого права. Это не соответствовало новой морали, основанной на новых религиозных принципах.

Поэтому введенный институт церковных судов и принятие христианства стали основными факторами, благодаря которым создали писаные законы.

Именно поэтому «Русская правда» складывалась без особого участия княжества. Зато церковная юрисдикция выступила активным составителем этого уникального документа.О месте, в котором впервые выпустили «Русскую правду», идут споры.

Одни исследователи говорят, что это было в Новгороде, другие уверены, что это случилось в Киеве.К сожалению, «Русская правда», текст которой включал в себя законодательные статьи по уголовному, торговому, претерпевала изменения.

И первоначальное изложение не сохранилось до наших дней.Год создания «Русской правды», по утверждению историков, 1016-й. Хотя достоверную информацию никто из исследователей предоставить не может. До 1054 года все законы собирались в одну книгу по инициативе Ярослава Мудрого.

В ней содержались законодательные статьи, касающиеся следующих вопросов:

  1. уголовное право;
  2. работа суда;
  3. социальный статус граждан.

Несмотря на то что год создания «Русской правды» – 1016-й, до наших дней дошел один их экземпляров, который относится к 1280 году. Это самая древняя копия, найденная на сегодняшний день.

А в печати первый текст появился в 1738 году благодаря российскому историку В.

Н. Татищеву.«Русская правда» имеет несколько вариантов изложения:

  1. пространное;
  2. краткое;
  3. сокращенное.

Самая первая из них – это древнейший вариант.В кратком варианте есть 4 документа.

В них поместили 43 статьи. Они посвящены государственным традициям на Руси, включая старые обычаи наподобие кровной мести. Также в «Правде» выложены правила уплаты штрафов, и за что их необходимо взимать.

При этом наказание определялось исходя из преступника. Документ отличало отсутствие дифференцированного подхода к определению размеров штрафов.В более полном варианте «Русская правда», текст которой насчитывает порядка содержит уставы Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Этот вариант носит название «Пространная Правда».

Здесь уже четко определено, что феодалы наделены привилегиями, чего не скажешь о холопах. Статьи определяли правовые отношения при определении на любое имущество, при передаче его в наследство и заключении различных договоров.

В таком варианте своды законов использовались также церковными и гражданскими судами для наказания преступников.Это самый поздний вариант, который полностью сформировался к середине 15 века. Его создали на основе «Пространной Правды».Не было бы первоначальных источников свода закона, не будь фундамента для его создания.

В данном случае такими источниками и стали «Краткая Правда» и «Пространная Правда».Великий князь совместно с сыновьями установили законы, по которым следовало жить, прописали все возможные наказания за различные преступления.Новшеством стало то, что был отменен обычай под названием «кровная месть». случилось не в год создания «Русской Правды», а немного позже.

За убийство должно было отвечать по закону.При этом княжеские приближенные и сами князья получали более мягкие наказания, чем люди без «рода и племени».За многие преступления были назначены штрафы. За тяжкие провинности наказания были суровые.

Семью могли изгнать вместе с виновным из населенного пункта, а имущество конфисковывали. Эти наказания применяли за поджоги, воровство коней.Важное значение при принятии решения суд уделял показаниям свидетелей.

Их тогда называли «послухи».Документ отделил умышленное убийство от неумышленного. В нем сохранялась Штрафы назначались в различных денежных номиналах.»Русская Правда» определяла порядок проведения судов: в каком месте они должны происходить, кто в них участвует, где будут содержать преступников и как их необходимо судить.Многие слова в современном праве имеют много общего с первым правовым документом.

К примеру, «уголовник»: в «Русской Правде» убийца был назван «головник», а убитый в документе назывался «головой».Кроме того, законы «Русской Правды» дают нам представление о жизни княжества и простого народа в то время. Здесь четко прослеживается превосходство правящего класса над холопами и челядью.

Это настолько благоприятно было для княжества, что статьи Русской Правды использовали в новых юридических сборниках до 15 века.Фундаментальной заменой «Правды» стал Судебник Ивана III, который вышел в 1497 году. Но это не значит, что он коренным образом изменил правовые отношения. Напротив, все последующие судебные документы формировались исключительно на «Русской Правде».

Напротив, все последующие судебные документы формировались исключительно на «Русской Правде».

Русская правда древней Руси. Законы Русской правды.

11 маяРусская Правда не свод законов, а простой судебник, — сборник правил о том, «как вести суд, какое наказание назначать за преступления, как узнать — совершено или не совершено преступление» (Бесстужев-Рюмин), и этим существенно отличается от позднейших сборников этого рода.Действующие в настоящее время в европейских государствах своды законов определяют положение, права и обязанности лиц и общественных классов, отношение общества к государству, стараются охватить более или менее все стороны общественной и государственной жизни.Они обыкновенно возникают в зрелую пору народной жизни, когда общество уже успело прочно сложиться, а государственная власть — окрепнуть и обладает достаточным авторитетом и внешними средствами, чтобы осуществить свои постановления (Уложение царя Алексея Михайловича; Кодекс Наполеона; Свод Законов, составленный Сперанским в царствование императора Николая I). Русская же Правда выросла из более скромной потребности — предотвратить столкновение и распри и, во имя правосудия, определить наказание за совершенный проступок.

Наказать преступление и оградить имущественные интересы — вот две главных задачи Русской Правды.Каков же состав Русской правды: 1. Преступления она знает: убийство, нанесение ран, побоев, увечья; самоуправство, разбой, кражу.2. Имущественные интересы — связаны с наследством, займами, отдачею денег в рост, кредитом, куплей и продажей.Предупредить преступление, исправить преступника — Правде до этого нет никакого дела; ей бы только материально наказать за материальный ущерб, нанесенный преступником.

И чем чувствительнее ущерб, тем строже наказание: за отсеченную руку — 40 гривен; за отсеченный палец — 3 гр.; за лошадь — 60 кун, за корову — 40, за теленка или овцу — 5.Не заботясь о предупреждении преступлений, Русская Правда не проявляет инициативы и в их преследовании; это дело потерпевшего: он сам должен отыскивать преступника, сам доказывать преступление, сам производить следствие, сам позаботиться найти свидетелей и доставить их в суд.Совсем иначе в наше время.

Современный закон строго различает уголовное преступление от гражданского. В гражданском преступлении заинтересовано только лицо, непосредственно потерпевшее, и если должник не заплатил мне по векселю, то предоставляется моей личной воле предъявлять этот вексель к взысканию или не предъявлять.Но если вор обокрал меня, насильственно овладел моим имуществом; если кто покушался на мою жизнь или нанес мне, даже ненамеренно, в случайной схватке или раздражении, рану, то хотя бы сам я и простил его, не захочу взыскивать, то не простит его государство, закон, и предаст его суду, как уголовного преступника, потому что такой человек нарушил установленный порядок общественной жизни, гарантированный законом, и государство призвано карать подобные нарушения.Преступлений уголовного характера Русская Правда не знала совсем.Русская Правда возникла не сразу.
В гражданском преступлении заинтересовано только лицо, непосредственно потерпевшее, и если должник не заплатил мне по векселю, то предоставляется моей личной воле предъявлять этот вексель к взысканию или не предъявлять.Но если вор обокрал меня, насильственно овладел моим имуществом; если кто покушался на мою жизнь или нанес мне, даже ненамеренно, в случайной схватке или раздражении, рану, то хотя бы сам я и простил его, не захочу взыскивать, то не простит его государство, закон, и предаст его суду, как уголовного преступника, потому что такой человек нарушил установленный порядок общественной жизни, гарантированный законом, и государство призвано карать подобные нарушения.Преступлений уголовного характера Русская Правда не знала совсем.Русская Правда возникла не сразу.

Древнейшая часть её составлена при Ярославе Мудром, остальное — при его сыновьях и внуках.На древнейшей части еще лежит отпечаток грубой языческой поры. Так, за убийство полагается кровная месть, — не только допускается, но прямо предписывается законом. Это понятно. Кровавая месть составляла в те времена нравственный долг родственников убитого (месть Ольги древлянам за смерть Игоря); в дальнейшем мстить уже запрещено: месть заменена денежным штрафом (вирою).

Начинают различать и самое убийство: строже карается убийство умышленное, слабее — случайное в драке или в ссоре.Смертная казнь существовала, но применялась редко; она была противна духу русского народа, и более широкое применение нашла себе значительно позже, под влиянием византийского права и татарских обычаев. Не даром Владимир Святой ввел казнь для разбойников только по настоянию греческих епископов, указывавших ему, что князь поставлен «на казнь злым и на милование добрым».

«Боюсь греха», мотивировал Владимир свое нежелание.

Мономах в Поучении к детям советует им: «ни сами не убивайте, ни другим не приказывайте убивать, хотя бы виновный и заслуживал смерть». Еще в XIII в., уже при татарах, Серапион, епископ Владимирский (умер в 1275г.), восставал против убийства волхвов, которых винили в тогдашних общественных бедствия; а двести лет спустя русские нравы огрубеют настолько, что новгородский архиепископ Геннадий станет советовать великому князю Ивану III, для искоренения ереси жидовствующих, руководиться примером короля испанского Фердинанда Католика, который как раз тогда учредил инквизицию и сжигал еретиков на костре.

Еще в XIII в., уже при татарах, Серапион, епископ Владимирский (умер в 1275г.), восставал против убийства волхвов, которых винили в тогдашних общественных бедствия; а двести лет спустя русские нравы огрубеют настолько, что новгородский архиепископ Геннадий станет советовать великому князю Ивану III, для искоренения ереси жидовствующих, руководиться примером короля испанского Фердинанда Католика, который как раз тогда учредил инквизицию и сжигал еретиков на костре.

Русская Правда

У этого термина существуют и другие значения, см.

. Страница из краткой редакции «Русской Правды». Ру́сская Правда ( Правда рѹсьскаѩ (XI век, 1019—1054 годы), Правда Руськая (вторая половина XV века) (здесь «правда» в значении iustitia, δικαίομα) — сборник правовых норм .

Правда Ярослава основана на устном законе и Руси.

содержит в себе прежде всего нормы , , торгового и законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений . Условное название древнерусского правового сборника, который сохранился только в списках (копиях) XIII—XV веков и более позднего времени. Аналогична многочисленным ранним европейским правовым сборникам, например, «» — сборнику законодательных актов .

Также известны и Бургундская правды, составленные в V—VI вв. н. э., и др. К относятся и англосаксонские судебники, а также ирландский, алеманский, басарский и некоторые другие юридические сборники. Название этих сборников законов «Правды» — спорно.

В латинских источниках Lex Salica — Салический закон. Вопрос о времени происхождения её древнейшей части в науке спорен.

Некоторые историки относят его даже к VII в. Однако большинство современных исследователей связывают Древнейшую Правду с именем киевского князя . Примерный период ее создания 1019—1054 гг.

Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированы на основе устного родового права, с включением моментов скандинавского и византийского права, а также церковного влияния. Как полагает И.В. Петров, Русская правда

«явилась конечным кодифицированным результатом эволюции Древнерусского права»

, прошедшего несколько этапов в своем развитии.

«Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава»

(Картина Алексея Кившенко) Традиционно сохранившиеся многочисленные варианты «Русской Правды» разделяются на 3 основных редакции, во многом отличающиеся, и получившие наименования «Краткая» (6 списков), «Пространная» (более 100 списков) и «Сокращенная» (2 списка), представляющая собой сокращённый вариант «Пространной» редакции.

Краткая редакция состоит из следующих правовых текстов:

  1. «Правда Ярославичей» (, , ), от г. (ст. 19–41);
  2. «Урок мостникам» — регулирование оплаты труда мостников — строителей , или, согласно некоторым версиям, строителей — или гг. (ст. 43).
  3. «» — определение порядка вирников (княжеских слуг, сборщиков ), или гг. (ст. 42);
  4. «», от или г. (ст. 1–18);

«Краткая Правда» состояла из 43 статей.

Первая её часть, наиболее древняя, говорила ещё о сохранении обычая , об отсутствии достаточно чёткой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социального статуса потерпевшего.

Вторая часть (ст. 19–43) отражала дальнейший процесс развития землевладельческих отношений: кровная месть отменялась, жизнь, имущество землевладельцев ограждались повышенными мерами наказания. Списки «Пространной Правды» находят в списках церковных законов, в летописях, в статьях из Св.

Писания судебного и законодательного характера («Мерила Праведные»).

«Пространная правда» состояла из двух частей — Устава князя и Устава , входивших в «Краткую Правду» с позднейшими изменениями и дополнениями Устава, принятого во время княжения Владимира Мономаха, после подавления восстания в Киеве г. «Пространная Правда» была составлена в в. Ей пользовались духовные судьи при разборе светских дел или тяжб.

Она значительно отличалась от «Краткой Правды».

Число статей — 121. Этот кодекс отражал дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии землевладельцев, зависимое положение , , бесправие .

«Пространная Правда» свидетельствовала о процессе дальнейшего развития помещичьего земледелия, уделяя много внимания охране на землю и другое имущество.

В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правового регулирования «Пространная Правда» определяла порядок заключения ряда договоров, передаче имущества по наследству.

«Сокращенная Правда» относилась к значительно более позднему периоду. Историки полагают, что она сложилась в . в после присоединения территории .

По Тихомирову она как раз там и была написана, что нашло своё отражение в денежном счёте. Золотой ковчег для хранения «Русской правды» (, )

  • Судебная практика;
  • Церковные уставы.( Христианские нормы)
  • Правовые обычаи;

Русская правда отличает убийство неумышленное, «в сваде» или «в обиду», от совершенного с заранее обдуманным намерением, «в разбое»; преступление, обличающее злую волю, от , совершенного по неведению; действие, причиняющее физический вред или угрожающее жизни, например отсечение пальца, удар мечом, не сопровождавшийся смертью, хотя и причинивший рану, отличает от действия менее опасного, но оскорбительного для чести: от удара палкой, жердью, ладонью или если вырвут усы или бороду, и за последние действия наказывает пеней вчетверо дороже, чем за первые; за удар мечом плашмя в драке полагалось большее наказание, чем за удар остриём: он был более оскорбителен, так как означал, что противник не считался равным.

При этом «Русская правда» содержит явные следы характерного для традиционных обществ принципа ответственности — «». Уже в ст. 1 КП говорится

«Аже оубиеть мужъ мужа, то мьстити брату брата, любо отцю, ли сыну, любо брату чадо, ли братню сынови»

Осложнённые наказания за наиболее тяжкие преступления: за , и преступник подвергался не определенной денежной пене в пользу князя, а потере всего имущества с лишением свободы. Княжеские пени и частные вознаграждения представляют в Русской Правде целую систему; они высчитывались на .

За убийство взималась денежная пеня в пользу князя, называвшаяся , и вознаграждение в пользу родственников убитого, называвшееся .

Вира была троякая: двойная в 80 гривен кун за убийство княжего мужа или члена старшей княжеской дружины, простая в 40 гривен за убийство простого свободного человека, половинная или полувирье в 20 гривен за убийство женщины и тяжкие увечья, за отсечение руки, ноги, носа, за порчу глаза.

Головничество было гораздо разнообразнее, смотря по общественному значению убитого.

Так, головничество за убийство княжего мужа равнялось двойной вире, головничество за свободного крестьянина 5 гривнам. За все прочие преступные деяния закон наказывал продажею в пользу князя и уроком за обиду в пользу потерпевшего. . Суд во времена Русской Правды.

К IX в., времени образования , у восточных славян установилась собственность знати на землю и сложились — аристократы-землевладельцы и зависимые от них крестьяне. В господствующий класс феодалов входили киевские князья, местные (племенные) князья, общинная знать (бояре), верхушка служилых людей, дружина князей.

По мнению доктора исторических наук А. А. Горского, в 9 в. и позднее на Руси ещё не сложился феодализм западноевропейского образца как таковой, а существовала система поборничества.

Господствующим же классом была не общинная знать, сведений о которой у нас нет, а корпорация дружины во главе с князем.

Боярами же являлись представители и потомки «старшей» дружины, а не общинной знати.

После принятия в X в. христианства значительная часть земель сосредоточилась в руках церкви, монастырей, духовенства.

Появляется другая категория феодалов — дворцовые слуги, служивые люди, получавшие землю за службу и на время службы.

С увеличением могущества знати росли политические права удельных князей. Они получали от великих князей иммунитеты, освобождались от платежа дани, приобретали право иметь дружину, судить зависимое от них население, собирать подати.

Одновременно возникало и право (право-привилегия), охранявшее положение знати. определяла ряд привилегии: повышенное наказание за убийство феодала или причинение ему имущественного вреда, более широкие права по передаче имущества по наследству, в том числе дочерям. Класс зависимых крестьян складывался различными путями.

Процесс кабализации привёл к тому, что свободных крестьян почти не стало. Основной группой крестьянства были , жившие общиной, имевшие свой дом, хозяйство, участок земли в пользовании. Зависимость от землевладельца могла быть большей или меньшей, но главным образом она проявлялась в обязанности платить подати, отбывать различные повинности.

Жизнь и имущество смердов охранялось по закону в значительно меньшей мере по сравнению с землевладельцами. Их имущество в случае отсутствия сыновей не переходило по наследству к замужним дочерям, а становилось собственностью господина.

Только незамужние дочери получали часть имущества. Смерды подлежали суду князя, его помощников, церкви (если жили на ее земле).

Положение смердов нельзя определить как крепостное. Они не были прикреплены к земле или личности землевладельца, но их зависимое состояние сомнения не вызывает. Другую категорию населения составляли — смерды, попавшие в тяжелое экономическое положение, взявшие в долг имущество у своего господина и гарантировавшие его возврат как бы самозакладом.

Закуп работал в хозяйстве господина и не мог его покинуть, пока не возвращал долг (иначе его переводили в полного, «обельного» холопа). Но закуп имел некоторые права и защиту закона. Были и другие категории населения — изгои, люди, вышедшие из , прощенники — это попавшие под так называемое «покровительство», патронат церкви, монастырей, светских землевладельцев, и обязанные работать в их хозяйстве.

Наряду с зависимым населением господствующие классы эксплуатировали и рабов (). называет их ещё и . Наиболее древними источниками холопства являлись плен и рождение от рабыни. Но Русская правда указывала и другие: самопродажа в рабство, брак с рабыней, поступление в услужение (в тиуны, ключники), «без ряду» (то есть без всяких оговорок), банкротство.

Холопом мог стать беглый закуп или человек совершивший тяжкое преступление. О положении холопов свидетельствовали статьи Русской Правды.

За убийство холопа его господину платили возмещение всего 5 гривен, за рабыню-6 гривен. За украденного холопа господин получал 12 гривен. Холоп чаще всего рассматривался как объект права, за него нес ответственность хозяин.

По мере развития ремесла и торговли возникали города, увеличивалась численность городского населения, из которого выделялась богатая верхушка — люди «лутчие». Городское население было свободнее крестьянства.

Жизнь и имущество горожан защищались нормами, относившимися к полноправным свободным людям.

с уважением называет «гридинов», «купчин», ремесленников, ростовщиков. В Русской Правде существуют понятия: отдача имущества на хранение (поклажа), простой заём, бескорыстная ссуда, одолжение по дружбе, отдача денег в рост из определённого условленного процента, процентный заём краткосрочный и долгосрочный, торговая комиссия, вклад в торговое компанейское предприятие. В Правде существует определённый порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, то есть порядок торгового конкурса с различением несостоятельности злостной и несчастной.

Существует несколько видов кредитного оборота. Древнерусское право ещё не знало четкого разграничения между уголовным и гражданским процессом, хотя, конечно, некоторые процессуальные действия могли применяться только по уголовным делам.

Во всяком случае и по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны равноправны и сами являются двигателем всех процессуальных действий. Даже обе стороны в процессе назывались истцами.

Стадии процесса по Русской правде

  1. «Заклич» означал объявление о совершившемся преступлении (например, о пропаже имущества). Заклич производился в людном месте, «на торгу», объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении 3-х дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком (ст.32, 34 ПП).
  2. «Свод» (ст. 35—39 ПП) напоминал очную ставку. Свод осуществлялся либо до заклича, либо в срок до истечения трех дней после заклича. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснения, где он приобрел эту вещь. Таковой и признавался татем. Если свод выходил за пределы населенного пункта, где пропала вещь, он продолжался до третьего лица. На того возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи и право далее самому продолжать свод.
  3. Гонение следа — это отыскание преступника по его следам. Закон предусматривает специальные формы и порядок проведения этого процессуального действия. Если след привел к дому конкретного человека, считается, что он и есть преступник (ст. 77 Троицкого списка). Если след привел в село, ответственность несет (община). Если след потерялся на большой дороге, то на этом поиск прекращается.

В Древнерусском государстве появляется и целая система формальных доказательств:

  1. — испытание железом применялось тогда, когда не хватало иных доказательств, причем в более серьёзных случаях, чем испытание водой (статьи 17,22 Русской Правды Пространной редакции по Троицкому списку). , посвящающая этим ордалиям три статьи, не раскрывает техники их проведения.

    Более поздние источники сообщают, что испытание водой проводилось путем опускания связанного человека в воду, причем если он тонул, то считался выигравшим дело.

  2. Свидетельские показания.

    Древнерусское право различало две категории свидетелей — видоков и послухов (статьи 18,21,29 Русской Правды Пространной редакции по Троицкому списку).

    Видоки — это свидетели, в современном смысле слова — очевидцы факта.

    Послухи — более сложная категория. Это лица, которые слышали о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук.

    Иногда под послухами понимали и свидетелей доброй славы сторон.

    Они должны были показать, что ответчик или истец — люди, заслуживающие доверия. Не зная даже ничего о спорном факте, они просто как бы давали характеристику той или иной стороне в процессе.

  3. Собственное признание;
  4. .

    Особым видом доказательств была присяга — «рота» (статья 22 Русской Правды Пространной редакции по Троицкому списку). Она применялась, когда не было других доказательств, но, разумеется, по небольшим делам. Ротой можно было подтвердить наличие какого-нибудь события или, наоборот, его отсутствие.

    В некоторых случаях имели доказательное значение внешние признаки и вещественные доказательства. Так, наличие синяков и кровоподтеков было достаточно для доказательства избиения.;

  1. Поток и разграбление (высшая мера наказания: за убийство в разбое (ст.7 ПП), поджог (ст.83 ПП) и конокрадство (ст.35 ПП).

    Наказание включало конфискацию имущества и выдачу преступника (вместе с семьей) «головой», то есть в рабство.

  2. Продажа (штраф в пользу князя за остальные преступления).
  3. (штраф в пользу родственников убитого. А если таковых не было,то вира отдавалась князю.). Вира могла быть одинарная (за убийство простого свободного человека) или двойная (80 гривен, за убийство привилегированного человека — П.19, 22 КП, ст.3 ПП).

    Существовал особый вид виры — «дикая» или «повальная» вира. Она налагалась на всю общину.

    Для применения этого наказания необходимо, чтобы совершенное убийство было простым, неразбойным; община либо не выдает своего подозреваемого в убийстве члена, либо не может «отвести от себя след», подозрения; община только в том случае платит за своего члена, если он ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей.

    Институт «дикой» виры выполнял полицейскую функцию, связывая всех членов общины круговой порукой.

  4. (денежное возмещение за причиненный ущерб потерпевшему).
  5. (денежное взыскание в пользу родственников убитого).
  1. по Троицкому списку второй половины XV века
  2. — Сборник различных редакций Русской Правды и материалов, с ней связанных
  1. Исследование о Русской Правде. Происхождение текстов. — М.-Л., 1941.
  2. Ключевский В. О.
  3. Свердлов М. Б. От Закона Русского к Русской Правде.

    — М., 1988.

  4. Русская правда. — М., 1950; 2-е изд. М.: 2009.
  5. Текст Русской Правды на основании четырех списков разных редакций. Издание 4-е (без перемен). М., 1889.
  6. Правда русская.

    Тексты (академическое издание). Т. 1-3. — М.-Л., 1940, 1947, 1963.

  7. Ермолаев И. П., Кашафутдинов Р. Г. Свод законов Киевской Руси.

    — Казань, 1985

  8. Рогов В.

    А. История государства и права России IX-начала XX вв.

    — М., 1994.

  9. Васильев С. В. «Извод пред 12 человека» Русской Правды и постановление «о взыскании долга» .

    // — . 2007. № 3. С. 20-22.

  10. История государства и права России./Под ред. Ю. П. Титова.- М.: Проспект, 1999.- С.12-32.
  11. Свердлов М. Б. Русская правда. — СПб.: Образование, 1992.
  12. Зимин А.

    А.

  • Камчатнов А.

    М. Хрестоматия по истории русского литературного языка (Памятники X—XIV веков по рукописям X—XVII веков). М., 2009.

    • Русская правда древнейшей Пространной редакции по списку из пергаменной рукописи 1280 года [XIII век] Новгородской, или Климентовской, Кормчей, хранящемуся в ГИМ (Син. № 132).
    • Формат — in folio, почерк — устав, текст — в два столбца.
    • Описание: Св. к.-1, № 183.
    • Издания: Карский Е. Ф. Русская правда. Фототипич. изд. Л., 1930; Правда Русская. I. Тексты. Под. ред. Б. Д. Грекова. М.-Л., 1940.
    • Фрагменты текста приведены по рукописи, варианты — по изданиям.
    • (л. 615 в) «СОУДЪ ІАРОславль володимирица. Правда роусьскаіа.»
  • Русская правда древнейшей Пространной редакции по списку из пергаменной рукописи 1280 года [XIII век] Новгородской, или Климентовской, Кормчей, хранящемуся в ГИМ (Син.

    № 132).

  • Петров И.В. Государство и право Древней Руси (750-980 гг.). — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003.

    — . – 413 с. С. 228; Петров И.В. Торговое право Древней Руси (VIII — начало XI в.). Торговые правоотношения и обращение Восточного монетного серебра на территории Древней Руси.

    — LAMBERT Academic Publishing, 2011. — . — 496 с. С. 170

  • Зимин А.

    А. Правда русская. Монография. М.: «Древлехранилище», 1999.

    • Приложения. Перечень списков Правды Русской: Пространная Правда,

    Синодально-Троицкая группа: Синодальный вид:

    • 1(8). С — Синодальный I список. 80-е годы XIII века.

      — ГИМ. Синод. № 132.

  • 1(8). С — Синодальный I список. 80-е годы XIII века. — ГИМ. Синод. № 132.
  • По (вторая половина XV века): «Суд Ярослава Владимеричь, Правда Руськая»
  • Издания: Карский Е.

    Ф. Русская правда. Фототипич.

    изд. Л., 1930; Правда Русская.

    I. Тексты. Под. ред. Б. Д. Грекова. М.-Л., 1940.

  • (л. 615 в) «СОУДЪ ІАРОславль володимирица. Правда роусьскаіа.»
  • Формат — in folio, почерк — устав, текст — в два столбца.
  • В тексте слово «вестгёты» дважды напечатано с ошибкой («вестёты» и «вестьеты»).

    В тезисах С. В. Васильева эта опечатка повторяется («постановление … Закона Вестьетов»).

  • Описание: Св.

    к.-1, № 183.

  • Фрагменты текста приведены по рукописи, варианты — по изданиям.
  • Приложения. Перечень списков Правды Русской: Пространная Правда,
  • Вообще же, слово «русская» в списках Русской правды встречается в довольно различных написаниях (впрочем, как и некоторые другие слова).

В есть полный текст · · · Переломные события · · · Летописные славянские: · · · · () · · · · · · · · · финно-угорские: · · · · балтские: · до (1132) и · · · · · · · · · · · · · · · Значимые войны и битвы · · · · · · · · · Основные в XII—XIII веках · · · · · · · · · · · Общество и культура · · · · · · · · · ·

Русская правда – кодекс правовых норм древнерусского государства

8 августа 2021РУССКАЯ ПРАВДА — памятник законодательства 11–12 вв., считающийся самым ранним из дошедших до современных исследователей кодексом правовых норм раннесредневековой Руси создана в период с 1068 по 1072 год., также это сборник правовых норм Киевской Руси, датированный различными годами, начиная с 1016 года.

Является одним из основных письменных источников русского права. Происхождение Русской Правды связано с Ярославом Мудрым.

Сохраняла свое значение до XV — XVI веков.

Русская Правда содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального права; является главным источником для изучения правовых, социальных и экономических отношений Древнерусского государства.Гривна — денежная и весовая единица древнерусских и соседних с ними земель в XI- XV веках. Использовалась, в частности, для измерения веса серебра и золота (откуда и появился её денежный эквивалент).Кун — весовая и денежная единица, а также название монет, использовавшихся на Руси в X- XV веках.Резана — денежная единица Киевской Руси и соседних народов одна резана была равна примерно 1,48 грамм серебра 900-й пробы. Ногата — денежная единица на Руси.

Гридин — княжеские дружинник, телохранитель князя.Русин — группа восточнославянского населения, компактно проживающий на западе Украины, востоке Словакии, в юго-восточной Польше, на северо-востоке Венгрии и северо-западе Румынии.Ябедник — представитель княжеской администрации, следивший за сбором налогов и вершивший княжеский суд.Мечник — дворцовый чин древних русских князей.Изгой — человек, оказавшийся вне общественных группировок в следствие утраты каких ни будь социальных признаков. В изгои попадали выкупившиеся холопы, неграмотный сын священника, князь, потерявший родовое старшинство.Смерд — свободный крестьянин с мерной долей земли.Холоп — люди несвободного состояния, рабы в Древней Руси.Колбяги — люди, имеющих родину за пределами Киевской Руси.Огнищанин — управляющие княжеским хозяйством.Ладья — транспортное средство для перемещения по воде, представляющее собой небольшое парусное судно или лодку. 1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.

Если убитый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или Словении, то 40 гривен уплатить за него.2.

Если кто будет избит до крови или до синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нем никаких следов (побоев), то пусть приведет свидетеля, а если он не может (привести свидетеля), то делу конец. Если (потерпевший) не может отомстить за себя, то пусть возьмет с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю.3. Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен.

Если потерпевший не настигнет того (обидчика), то платить, и этим дело кончается.4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду.5. Если же ударит по руке, и отпадет рука, или отсохнет, то 40 гривен, а если (ударит по ноге), а нога останется цела, но начнет хромать, тоща мстят дети (потерпевшего).

6. Если кто отсечет какой-либо палец, то платит 3 гривны за обиду.7.

А за усы 12 гривен, за бороду 12 гривен.8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну.9. Если пихнет муж мужа от себя или к себе — 3 гривны, — если на суд приведет двух свидетелей.

А если это будет варяг или колбяг, то вдет к присяге.10.

Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду.11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны.12. Если кто возьмет чужого коня, оружие или одежду, а владелец опознает пропавшего в своей общине, то ему взять свое, а 3 гривны за обиду.13.

Если кто опознает у кого-либо (свою пропавшую вещь), то ее не берет, не говори ему — это мое, но скажи ему так: пойди на свод, где ты ее взял. Если тот не пойдет, то пусть (представит) поручителя в течение 5 дней.14.

Если кто будет взыскивать с другого деньги, а тот станет отказываться, то идти ему на суд 12 человек. И если он, обманывая, не отдавал, то истцу можно (взять) свои деньги, а за обиду 3 гривны.15. Если кто, опознав холопа, захочет его взять, то господину холопа вести к тому, у кого холоп был куплен, а тот пусть ведет к другому продавцу, и когда дойдет до третьего, то скажи третьему: отдай мне своего холопа, а ты ищи своих денег при свидетеле.16.

Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.17. А если кто сломает копье, щит или испортит одежду, и испортивший захочет удержать у себя, то взять с него деньгами; а если тот, кто испортил, начнет настаивать (на возвращении испорченной вещи), платить деньгами, сколько стоит вещь.18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен.19.

А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та вервь, где найден убитый.20.

Если убьют огнищанина у клети, у коня, или у стада, или во время крахи коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна.21.

А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.22. За княжеского сельского старосту или за полевого старосту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен.23.

А за убитого смерда или холопа 5 гривен.24. Если убита рабыня-кормилица или кормилец, то 12 гривен.25.

А за княжеского коня, если тот с пятном, 3 гривны, а за коня смерда 2 гривны.26.

За кобылу 60 резан, за вола гривну, за корову 40 резан, за трехлетнюю корову 15 кун, за годовалую полгривны, за теленка 5 резан, за ягненка ногата, за барана ногата.27. А если уведет чужого раба или рабыню, то он платит за обиду 12 гривен.28.

Если придет муж в крови или в синяках, то ему не надо искать свидетеля.

29. А кто украдет коня или вола, или обкрадет клеть, если он был один, то он платит гривну и 30 резан; если же их было и 10, то каждый из них платит по 3 гривны и по 30 резан.30. А за княжескую борть 3 гривны, если выжгут или разломают.31.

За истязание смерда, без княжеского повеления, за обиду 3 гривны.32. А за огнищанина, тиуна или мечника 12 гривен.33. А кто распашет полевую межу или испортит межевой знак, то за обиду 12 гривен.34.

А кто украдет ладью, то за ладью платить 30 резан (владельцу) и 60 резан продажи.35. А за голубя и курицу 9 кун.36. А за утку, гуся, журавля и за лебедя платить 30 резан, а 60 резан продажи.37.

А если украдут чужого пса, или ястреба, или сокола, то за обиду 3 гривны.38.

Если убьют вора на своем дворе, или у клети, или у хлева, то тот убит, если же вора додержат до рассвета, то привести его на княжеский двор, а если его убьют, а люди видели вора связанным, то платить да него.39. Если украдут сено, то платить 9 кун, а за дрова 9 кун.40. Если украдут овцу, или козу, или свинью, а 10 воров одну овцу украли, пусть каждый уплатит по 60 резан продажи.41.

А тот, кто схватил вора, получает 10 резан, от 3 гривен мечнику 15 кун, за десятину 15 кун, а князю 3 гривны. А из 12 гривен поймавшему вора 70 кун, а в десятину 2 гривны, а князю 10 гривен.42.

А вот вирный устав: вирнику взять на неделю 7 ведер солоду, также баpaна или полтуши мяса, или 2 ногаты, а в среду резану за три сыра, в пятницу так. же; а хлеба и пшена, сколько смогут съесть, а кур по две на день.

А 4 коня поставить и давать им корма сколько смогут съесть.

А вирнику взять 60 гривен и 10 резан и 12 вевериц, а сперва гривну.

А если случится пост — давать вирнику рыбу, и взять ему за рыбу 7 резан.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

6 thoughts on “Назовите самый известный свод законов киевской руси

  1. Называется «Правда роськая» (или руськая)

    А в тексте, в первом же абзаце содержится пояснение
    в числе прочего , «…а если убьёт русина, или княжего воина, или купца, или судью… »
    Получается, что далеко не все граждане были русинами?
    Получается русин это такой социальный слой
    вероятнее всего с наивысшим статусом.

Comments are closed.

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+