Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Можно ли права человека разделить по категориям

Можно ли права человека разделить по категориям

Права и свободы человека и гражданина

Поделитесь в соц.сетях Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях. Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей.

Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни. Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России.

Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).

К основным обязанностям человека Конституция относит:

  1. получение основного общего образования;
  2. сохранение исторического и культурного наследия.
  3. соблюдение Конституции и законов РФ;
  4. защита Отечества, несение военной службы;
  5. сохранение окружающей среды;
  6. забота о детях;
  7. забота о нетрудоспособных родителях;
  8. осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;

Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин обязан исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия. Обществознание. 7 кл. Учебник. ВЕРТИКАЛЬ Учебник продолжает авторскую линию по курсу «Обществознание» для 5–9 классов.

Его материал посвящён вопросам, связанным с социальными нормами, правовым статусом и правами детей, а также с функциями правоохранительных органов. Учебник содержит иллюстрации, схемы, таблицы.

Методический аппарат к каждому параграфу включает разнообразные разноуровневые вопросы и задания для коллективной и самостоятельной работы, темы для проектной деятельности, высказывания учёных, писателей и извлечения из документов для чтения, анализа и обсуждения, словарь урока. Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации.

Они относятся к одной из двух основных категорий:

  1. естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  2. права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).

Существует несколько классификаций прав человека.

Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

  • гражданские (личные)
  • экономические
  • культурные
  • политические
  • социальные

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д. Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда. Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.

Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.

Обществознание. 8 кл. Учебник. ВЕРТИКАЛЬ Учебник продолжает авторскую линию по обществознанию для 5–9 классов.

Содержит обширный теоретический и фактический материал по курсу обществознания.

Создан с учётом современных научных представлений о духовном мире личности, социальной структуре общества и социальных отношениях, о государстве и праве. Включает схемы, таблицы, иллюстрации. Методический аппарат к каждому параграфу содержит разнообразные разноуровневые вопросы и задания для коллективной и самостоятельной работы, фрагменты из документов, научной и научнопопулярной литературы для анализа и обсуждения, словарь урока, темы для проектной деятельности, рефератов, дискуссий.

При изучении темы «Права и свободы человека» необходимо объяснить учащимся степень важности знания собственных прав и в современном мире. При объяснении материала следует опираться на примеры из реальной жизни.

Исчерпывающую информацию по теме вы найдете в .

Используйте в работе таблицу , чтобы помочь учащимся запомнить материал. #ADVERTISING_INSERT# Марианна Капущак Филолог, пишущий редактор, блогер Поделитесь в соц.сетях Сказать спасибо автору Хотите сохранить материал на будущее?

Отправьте себе на почту Только зарегистрированные пользователи могут добавлять в избранное.

Классификация прав человека и гражданина

Замечание 1 Права гражданина — это общая воля народа, которую обязано обеспечить государство.

Гражданские права — это права человека, которые закреплены в действующем законодательстве.

Такими правами могут обладать граждане государства, также иностранцы и лица без гражданства. Права граждан гарантируют защиту государства, в предусмотренных законодательством случаях.Одним из общепринятых критериев систематизации прав и свобод человека и гражданина считается аспект политической и правовой связи индивида с государством.В согласовании с данным аспектом связи права и свободы разделяют на личные и гражданские.Под юридическим статусом граждан понимают комплекс личных прав, законных интересов и правовых обязанностей граждан. То есть права гражданина напрямую зависят от его юридического статуса (гражданства).

Гражданство — это юридический статус, закрепленный в удостоверяющем личность документе. Статус гражданина определяет институт гражданства, и его особую правовую связь с государством.

Такая взаимосвязь означает содействие государства в осуществлении гражданских прав, защиту прав от незаконного ограничения. Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Различие между личными правами гражданина и правами человека заключается в том, что любой гражданин является человеком, но не каждый человек — это гражданин данного государства, эти понятия отличаются по своему объему.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Различие между личными правами гражданина и правами человека заключается в том, что любой гражданин является человеком, но не каждый человек — это гражданин данного государства, эти понятия отличаются по своему объему. Иностранцы и лица без гражданства также имеют право пользоваться гражданскими правами, например, такими правами, как право на образование, право на правосудие, на труд и др.Граждане обладают преимуществом, которое заключается в наличии у них совокупности прав индивидуального характера.

К таким правам относится право вести деятельность в государственном аппарате, право избирать и быть избранными в структуры государственной власти или заниматься определенными видами деятельности и т.

д. Гражданские права делятся на политические, экономические, социальные и т.

д.Основные права гражданина и человека:

  • Социальные прав. Предоставление государством возможности на свободную жизнь, возможности обеспечить достойное существование, права на социальную защиту материнства, детства, обеспечение социальных выплат по возрасту, права на защиту в ряде случаев непредвиденных обстоятельств болезни, инвалидности, также бесплатное получение среднего образования и т. д.
  • Экономические права. Заключаются в возможностях, с осуществлением которых связывается возмещение личных интересов отдельных и коллективных субъектов в сфере производства и потребления, вещных благ. К экономическим правам относятся права на частную собственность, право на осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, право на выбор труда, также как право на выбор любой профессии, права на свободу выбора и т. д.
  • Политические права. Отражают возможность участия граждан в делах государственной важности. Политические права и свободы призваны укрепить правовую связь гражданина и государства. Таким образом, любой гражданин имеет право занимать государственную должность, участвовать в выборах как кандидат и как избиратель, проводить митинги и т.п.
  • Экологические права. Это права, которые обеспечивают гражданам благоприятные условия для жизнедеятельности. К экологическим правам относится право на благориятную окружающую среду.
  • Национально-культурные и духовные права. Это возможности, с осуществлением которых связывается охрана национальной особенности этнических групп, проживающих на территории РФ, одинаковый доступ граждан к духовно-культурному наследию. К духовным правам также относятся право на равенство, независимо от национальности, право говорить на родном языке; право на свободу совести и свободу вероисповедания и т. д.

Нормативно Конституция Российской Федерации не разделяет права человека и гражданина на отдельные группы, но для удобства теоретического анализа всего спектра международных и конституционных норм конституционно-правовой институт прав можно подвергнуть следующей классификации:

  1. социально-экономические и культурные права.
  2. политические права;
  3. личные, или гражданские права;

Личные права и свободы человека являются правами каждого человека, не связанные с принадлежностью гражданства.

Такие права считаются неотъемлемой частью человека от самого рождения.

Данные права необходимы для охраны жизни, достоинств и свободы человека. Права человека — это неразделимые, социально обусловленные и гарантированные государством возможности для субъекта пользоваться всеми благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.Права человека представляют собой комплекс правомочий, которые отражают естественные начала, обеспечивают особенность и оригинальность человека в личных отношениях с другими субъектами общественных отношений.

К личным правам человека и гражданина относятся:

  1. свобода совести и вероисповедания – право на веру в Бога и выбор религии;
  2. право на личную и семейную тайну, неприкосновенность частной жизни — это право человека не афишировать личные подробности и семейные тайны;
  3. право на жизнь – неразделимое право каждого человека, независимо от правового статуса, то есть никто не может умышленно лишить жизни человека, таким правом человек наделяется с первых минут жизни, запрет на дискриминацию, жестокого обращения;
  4. право на сохранение достоинства личности – право на уважение личности независимо от социального или юридического статуса человека и его внутренней ценности;
  5. право на национальную и культурную самоидентификацию;
  6. право на свободу передвижения — человек независимо от гражданства имеет право жить на любой территории любой страны и др.;
  7. право на жилище – никто не имеет права проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц;
  8. право на свободное мышление, свобода мысли и слова – право свободно мыслить, иметь свои собственные убеждения в том или ином вопросе;
  9. право на судебную защиту.
  10. право выбора языка для общения;
  11. право на свободу и личную неприкосновенность — данное право означает, что человек имеет право действовать по своей воле, без всяких ограничений;

Личные права определяются жизненными потребностями человека, как социального существа.

В качестве общепринятых понятий и правил международного права является соблюдение всех личных прав человека, что признается международным сообществом. Личные нормы устанавливаются в обязательном порядке для всех государств, независимо от их социально-экономического строя.

Личные права субъекта являются индивидуальными для каждого.

Они охраняются Конституцией и иным правовыми актами.

Российская Федерация берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто находится под ее юрисдикцией.Политические права человека и гражданина включают: право на образование политических объединений, свободу собраний, право обращений, право на участие в управлении делами государства, право на свободу получения информации и доступ к средствам массовой информации.К социально-экономическим и культурным правам относятся: право свободно осуществлять предпринимательскую деятельность, право частной собственности, право на охрану материнства, семьи, детства и отцовства, трудовые права, право на жилище и социальное обеспечение, право на охрану здоровья, на образование, право свободного творчества, право участвовать в культурной жизни. Замечание 2 Деление прав и свобод на права гражданина и права человека связано, прежде всего, с дуализмом политического и гражданского общества. Человек, как член гражданского общества, имеет с другими людьми равные права, но как член политически организованного общества – обладает равными правами только с гражданами данного государства, он обладает большими правами в своей стране, чем те лица, которые к этому государству не принадлежат.

Иногда права человека и гражданина подразделяют на коллективные (или солидаристские) и индивидуальные. Большинство индивидуальных прав могут реализоваться и коллективно, в то время, как коллективные права индивидуально осуществить невозможно. К коллективным правам относятся: право на объединение (ст.

30 Конституции), свобода митингов, собраний, шествий и демонстраций (ст. 31), право на забастовку (ст.

37), права национальных меньшинств и коренных малочисленных народов (ст.

69), право петиции и др.Права человека и гражданина можно разделить на основные и дополнительные (с их помощью возможно осуществить основные права). Например, право гражданина участвовать в управлении государством реализуется через право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, государственные органы, поступать на государственную службу и др.

Что такое права человека и что с ними делать?

Гид по одному из важнейших понятий ХХ века

Автор философ и популяризатор философии Права человека — это права, которыми мы обладаем просто потому, что являемся людьми или, как , «без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения». Среди основных прав обычно называют право человека на жизнь, на уважение его чести и достоинства, право на пользование основными свободами — свободой мысли и слова, вероисповедания, голосования и другими.

Тем не менее единого перечня нет. Упоминая права человека, правительства, юристы и активисты обычно имеют в виду права, зафиксированные в международных договорах, прежде всего Организации объединенных наций: Всеобщей декларации прав человека (1948) и последовавших за ней документах — (1965), (1979), (1984) и .

Чаще всего о правах человека говорят, когда имеют в виду людей, подвергшихся несправедливому отношению со стороны других людей или государства.

Когда речь идет об избитых, пострадавших от пыток, изнасилованных, униженных, изгнанных, брошенных в тюрьму или убитых, короче говоря, о людях, переживших незаслуженное насилие, — речь идет о нарушении прав человека. Отсюда же следует их двоякое назначение:

  • Устанавливают границы государственной власти.
  • Они устанавливают минимальные правила совместной жизни индивидов и групп.

Права человека проводят черту, которую не должны переступать ни люди, ни государства.

За этой чертой находится то, что никогда не сможет стать правом, — зло.

Права человека обладают четырьмя характеристиками:

  • Универсальность. Все люди обладают правами человека. Для этого не нужно быть членом какой-либо группы, партии или сообщества.
  • Множественность. Права человека — это набор отдельных прав. Если кто-то считает, что право создавать профессиональные союзы — единственное право человека, его понимание прав человека неверно.
  • Эгалитарность. Все мы обладаем правами человека в равной мере. Нельзя сказать, что вы обладаете бо́льшим набором прав, чем я, или наоборот.
  • Категоричность. Права человека неотчуждаемы, их нельзя забрать. Тем не менее государство может временно лишить человека, совершившего преступление, какого-то права — например, на свободное передвижение.

Эти свойства — сущностные черты прав человека.

Если какое-либо из прав человека, скажем, право на жизнь, потеряет одно из них, оно перестанет быть таковым, превратившись в гражданское право, норму или обычай. Конструкция «права человека» состоит из двух понятий — «права» и «человек». На первый взгляд их смысл ясен. Но за мнимой определенностью скрывается набор запутанных вопросов.
Но за мнимой определенностью скрывается набор запутанных вопросов.

Который, в свою очередь, делает очевидным случайный, консенсусный характер всей доктрины.

Формально права можно определить как установленные требования со стороны одного человека по отношению к другому.

Праву Павла на что-то соответствуют обязательства со стороны Петра.

Это могут быть как негативные обязательства, например не мешать Павлу делать что-то, так и позитивные — делать что-то относительно него. Скажем, у Павла есть право проиграть все деньги в карты.

Обязательство Петра — не препятствовать осуществлению этого права Павлом, даже если сам Петр не хочет, чтобы тот так небрежно растратил свои сбережения.

Это негативное право. Позитивным может быть, например, право на медицинскую помощь. Если у Павла случился сердечный приступ, а Петр — врач, его обязанность не просто не усугублять положение Павла, но попытаться его спасти, предприняв какие-то действия. Права отличаются от прихотей.

В отличие от произвольного желания, если какое-то право Павла не реализуется, он может потребовать, чтобы Петр исполнил свое обязательство. Скорее всего, для этого Павлу придется обратиться ко внешней инстанции — государству. За невыполнение обязательств государство может применить санкции к Петру, например, посадить его в тюрьму.

Таким образом, права устанавливаются в рамках определенного нормативного и политического порядка, который служит их гарантом. Речь шла об обычных правах. Они не являются универсальными и эгалитарными. В качестве примера такого права можно привести .

Оно обладает разным статусом в разных государствах. А поскольку, согласно доктрине прав человека, эти самые права человека есть у всех нас, вне принадлежности к какому-либо политическому или социальному образованию, следует констатировать: Права человека — это особые права. Ведь они были бы у нас, даже если бы никакого государства не существовало.

Они «выше», фундаментальнее других прав. Поэтому часто их рассматривают как «моральные права». Так, немецкий философ Эрнст Тугендхат универсальность прав человека именно из «морали универсального и равного уважения ко всем».

В таком случае носителями прав человека являются не граждане, то есть члены определенной государственной и правовой системы, а люди как моральные субъекты. Если права человека есть у человека и без всякого государства просто по праву рождения, мы можем оценить, насколько государство уважает эти не зависящее от него права — то есть насколько оно морально легитимно. Согласно Тугендхату,

«любой государственный порядок, в котором отсутствуют права человека, то есть он не дает их своим гражданам, нельзя считать легитимным»

.

Как было сказано выше, человек обладает правами не потому, что он — гражданин какого-то государства, а потому что он — человек. Здесь мы открываем предпосылку, содержащуюся в понятии прав человека: Доктрина прав человека предполагает, будто существует универсальный субъект прав — человек вообще.

Но какого человека мы имеем в виду — какой эпохи, культуры, сословия, возраста и психического состояния? В конечном счете далеко не все готовы подписаться под теорией о наличии у каждого человека какой-то особой «человеческой природы», из которой выводится набор определенных прав.

Впрочем, общая природа ничего не решила бы.

Из нее не следует наличие общих для всех ценностей и норм. Да и что делать с разницей культур? Как справедливо папа римский Бенедикт XVI, полемизируя с философом Юргеном Хабермасом по поводу моральных оснований права:

«Не существует такой рациональной, этической или религиозной формулы, с которой согласился бы весь мир и которая могла бы затем служить для него основой»

.

Попытку ответить на этот вопрос предпринял немецкий философ Отфрид Хеффе. Рассматривая идею человека, выраженную в доктрине прав человека, он «частичной», или «минимальной антропологии».

Согласно Хеффе, минимальная антропология дает нам только некоторое представление о человеке, которое принципиально неполно. Единственное, что мы можем почерпнуть из доктрины прав человека, — это то, что:

  • Человек — политическое и социальное существо.
  • Человек — потенциальная жертва и потенциальный преступник.

По мысли Хеффе, эта неполнота — не плохая новость, а хорошая.

Не давая никакого нормативного представления о человеке, учения о его реализации, финальном «спасении» или критериях удавшейся жизни, минимальная антропология может служить платформой для диалога различных сообществ. Понятие прав человека не отвечает на вопрос «каким должен быть человек?».

Это — сфера компетенции конкретных культур, и здесь невозможен консенсус. Но понятие прав человека содержит ответ на вопрос

«какому минимуму должен соответствовать человек, чтобы быть человеком?»

.

Трудно найти сообщество, которое решило бы оспорить два аспекта, приводимые Хеффе.

Впрочем, не все разделяют такую позицию. Левого французского философа Алена Бадью она именно неполнотой, мнимой универсальностью и фальшивым морализаторством, которые лишают смысла любую конкретную политику.

Ведь согласно доктрине прав человека для человека возможны всего два состояния:

  1. нарушили права — всё плохо, человек страдает;
  2. не нарушили — всё хорошо, человек наслаждается.

Такое видение человека предполагает, что с ним может случиться только одно — максимальное нарушение прав, смерть. Согласно Бадью, это — не что иное, как придание человеку статуса животного: «„Права человека“ — то же самое, что и права всего живого: право живого существа оставаться одиноким индивидом, стремящимся к наслаждению. Смертным телом. Жизнью, полной страдания».

Опровержению этой нигилистической философии Бадью посвятил свою «», вышедшую в 1993 году. По его мнению, не существует ни субъекта прав человека, ни неотчуждаемого набора прав.

Настоящую субъектность человек обретает не как носитель прав, а участвуя в «процедурах истины»: политике, науке, искусстве, любви. Доктрина прав человека — не более чем маскировка консервативной позиции, чья задача — сохранять нынешнее понимание человека, экономический уклад и политическую систему. Права человека — достаточно проблемная идея.

С одной стороны, претендуя на универсальность, понятия «человека» и «права» остаются крайне абстрактными. Любая конкретика неизбежно порождает вопросы и критику.

С другой, эти вопросы и критика легитимны, ведь права человека — путаный и сырой конструкт. Доктрина появилась не так давно и представляет собой не продуманную теорию, а продукт сложного исторического компромисса.

Изложение истории прав человека на 99 % состоит из пустых разглагольствований о якобы «тысячелетней истории»: 1215 года, испанская схоластика, возвышенные концепции философов Просвещения, политические декларации и т. д. Некоторых заносит дальше: например, протестантский богослов Юрген Мольтман доктрину прав человека уже в Ветхом Завете.

Не поймите неправильно, дело не в том, что Джон Локк, Иммануил Кант или Французская не имеют к современным правам человека никакого отношения.

Свой вклад они внесли. Дело в том, что реальные юридические дискуссии еще в начале века выглядели иначе. Например, во время Гаагской мирной конференции 1899 года обсуждался вопрос о допустимости использования удушающих газов и разрывных пуль во время войны. Объясняя, почему Великобритания голосует против запрета, сэр Джон Арда коллегам, что обычные пули не работают против «дикарей»: «Во время цивилизованной войны солдат, раненый небольшой пулей, отправляется в полевой госпиталь и не двигается дальше.
Объясняя, почему Великобритания голосует против запрета, сэр Джон Арда коллегам, что обычные пули не работают против «дикарей»: «Во время цивилизованной войны солдат, раненый небольшой пулей, отправляется в полевой госпиталь и не двигается дальше. С дикарем всё иначе. Даже если в него попали дважды или трижды, он не перестает продвигаться вперед, не зовет медиков, но идет, идет и, прежде чем кто-нибудь успеет объяснить ему, что он грубо нарушает постановление Гаагской конференции, он отрубает вам голову».

Оцените уровень. Притом что Гаагская мирная конференция — очевидный прогресс.

На ней представители 26 стран признали ключевую для доктрины прав человека идею: интересы граждан и их правительств — не одно и то же. В преамбуле принятой была так называемая клаузула Мартенса, названная по имени своего автора — русского юриста Федора Мартенса. В случае непредвиденных ситуаций она признавала население и воюющие стороны находящимися под охраной

«начал международного права, поскольку они вытекают […] из законов человечности»

.

Если Гаагские конференции 1899 и 1907 годов и имели влияние, то скорее концептуальное. На практике это был провал. «Законы человечности» всё так же подчинялись военной необходимости, сокращения оружейной мощи не произошло, гражданское население осталось незащищенным. Всё это в полной мере продемонстрировала Первая мировая война.

Первая мировая война мобилизовала 65 миллионов человек. Из них 8 миллионов погибли, а 21 миллион был ранен или покалечен.

Сама война приобрела характер, как тогда выражались, «тотальной». В ней стороны конфликта рассматривают мирное гражданское население как легитимную цель. Тем не менее на Парижской мирной конференции 1919 года, официально завершившей Первую мировую войну, речь шла о чем угодно, кроме индивидуальных прав.

Тем не менее на Парижской мирной конференции 1919 года, официально завершившей Первую мировую войну, речь шла о чем угодно, кроме индивидуальных прав. Достаточно посмотреть созданной в результате конференции Лиги Наций.

В 23-й статье документа можно найти упоминание гарантий «гуманных условий труда» и «справедливого режима» для коренного населения на подконтрольных территориях. Вот и всё, что можно отнести к правам человека. Помимо этого, ряд международных договоров, бо́льшая часть которых была заключена членами Лиги Наций в результате конференции, предполагал так называемые поправки о меньшинствах.

Они налагали на страны обязательства гарантировать меньшинствам некоторые права вроде равенства перед законом, набора политических и социальных прав, права на использование родного языка и исповедание своей религии. Правда, страны, обязанные исполнять поправки, время от времени пытались их опротестовать.

Проблема заключалась в том, что период между мировыми войнами прошел в атмосфере отвратительной лжи и демагогии. Так, один из инициаторов создания Лиги Наций, британский политик Джеймс Брайс в 1921 году на голубом глазу о

«всеобщем принятии демократии как нормальной и естественной формы правления»

. Степень лицемерия этого заявления можно оценить, если вспомнить два факта.

К 1922 году СССР наконец-таки консолидировался в единое государство.

В этом же году либеральные элиты Италии поддержали создание фашистского правительства. К 1930-м разрушаться начал уже европейский парламентаризм, а идеи «сильной руки» находили поддержку даже в США. Молодой американский дипломат Джордж Кеннан, впоследствии известный своим прагматизмом, , что «у просвещенного деспотизма» больше «хороших возможностей», чем у демократии.

Закономерно, что с распространением подобных идей значение права становилось всё более относительным и, как следствие, зависящим от политической воли. В этом мало чем отличалось от права Германии. Петра Стучки, одного из создателей советского права, благодаря революции

«камня на камне не осталось из всего буржуазного права»

.

Нацистское государство видело в законах выражение правового сознания конкретного народа и оценивало действия фюрера — ведущего немецкого юриста того времени Карла Шмитта — как такие, которые не подпадают под юстицию, а сами «являются высшей юстицией». В межвоенный период разговоры о правах человека остались уделом небольших групп профессиональных юристов.

Первая широкомасштабная кампания в поддержку прав человека была организована практически сразу после начала Второй мировой войны.

23 октября 1939 года английский фантаст Герберт Уэллс написал письмо в газету «Таймс». Цель письма — объяснить, «за что мы сражаемся».

Уэллс обратился к классическому «парламентаристскому» ходу — декларации, черновой вариант которой сопровождал письмо. В ходе кампании, развернувшейся вслед за публикацией, декларации был разослан 300 редакторам из 48 стран, среди которых был, например, американский президент Франклин Рузвельт.

Начиная с 1940 года Уэллс публиковал свою декларацию и так и этак: в сборниках и отдельной книгой, в журналах и газетах, с коротким и длинным введением, с комментариями публичных персон и без.

Кампания имела большой успех. Дебаты вокруг нее затихли, когда у англичан появились дела поважнее: в мае 1940 года немцы начали наступление на западном фронте. Вторым сигналом того, что идеология прав человека набирает обороты, стали так называемые четыре свободы Рузвельта.

Президент США провозгласил их во время ежегодного обращения «О положении страны» в январе 1941 года. Четыре свободы — это: свобода слова, свобода совести, свобода от нужды и свобода от страха. В конце речи Рузвельт : «Свобода означает первенство прав человека везде».

В августе 1941 года отголоски этой речи нашли отражение в , подписанной британским премьер-министром Уинстоном Черчиллем и американским президентом.

Документ фиксировал видение послевоенного мира антигитлеровской коалицией и сообщал:

«После окончательного уничтожения нацистской тирании»

президент США и премьер-министр Соединенного Королевства «надеются на установление мира, который даст всем странам возможность жить в безопасности на своей территории, а также обеспечить такое положение, при котором все люди во всех странах смогут жить, не зная ни страха, ни нужды». В 1942 году с принципами Атлантической хартии согласились 26 стран-союзниц, подписавшие . К 1945 году их число возросло до 51 государства.

Тем не менее в это время артикулированной доктрины прав человека еще не было. Всё создавалось на скорую руку, часто от противного — чтобы противопоставить нацистской идеологии хоть что-то.

К тому же формулы и постулаты — это одно, а юридическая практика — совсем другое. Ключевую роль в том, что права человека стали превращаться именно в права, сыграли последовавшие за окончанием войны трибуналы, в частности — Нюрнбергский. В результате него 12 человек были приговорены к смертной казни, 5 — к длительным тюремным срокам.

Он судил обвиняемых в преступлениях против мира, военных преступлениях и преступлениях против человечности. Наибольшее влияние на представление о правах человека оказала третья категория — «преступления против человечности». Фактически ее введение было инициировано голой необходимостью — наказать нацистов.

В частности, покарать немцев за депортацию, преследование и казни немецких же граждан. Согласно международным законам войны того времени, то, как государство относится к своим подданным, оставалось вопросом его внутренней юрисдикции. Тем не менее масштаб вынудил трибунал пересмотреть идеи государственного иммунитета.

Речь больше не шла об одной Германии и даже об отношениях между несколькими государствами.

Как главный обвинитель со стороны США Роберт Джексон, «реальный обвинитель в этом деле — Цивилизация». Конечно, всё это имело зыбкие юридические основания.

Ханна Арендт справедливо , что

«не было другого такого преступления, перед рассмотрением которого в Нюрнберге судьи чувствовали бы себя так неуверенно»

.

В этой путаной ситуации и родилось новое понимание международного права. В ходе Нюрнбергского процесса возникло представление о категории преступлений, которые должны караться независимо от того, в какое они совершены время, независимо от должности исполнителей и национального законодательства. Понятие «преступлений против человечности» зафиксировало, что международные гарантии относятся именно к индивидам и именно в силу того, что они индивиды, а не в силу того, что они защищены государством, национальной или классовой принадлежностью.

Тем самым был запущен процесс сближения идеи прав отдельного человека и идеи универсального правосудия. Создание Организации Объединенных Наций стало ключевой вехой этого пути, в первую очередь благодаря принятию в 1948 году — странного, несущего на себе печать послевоенной эпохи документа, зафиксировавшего основу доктрины прав человека.

Он начинается злободневным воспоминанием о

«варварских актах, которые возмущают совесть человечества»

и переходит к «задаче», выполнить которую «должны стремиться все народы».

В 1953 году вступила в силу , а в 1959-м начал работу Европейский суд по правам человека. Его юрисдикция распространяется на 47 государств.

Согласно доктрине, права человека — универсальны и вневременны.

Но доктрина относится к сфере идей. В реальности же права человека не существовали до недавнего времени.

Они появились в определенный момент, с определенной целью.

Во время идеологического противостояния и глобального дележа мира нужна была идеологическая платформа, альтернативная коммунизму и нацизму. Этот процесс совпал с развитием международного права, преследовавшего карательные цели. В результате возникла современная система защиты прав человека.

Понимая это, мы можем посмотреть на права человека немного иначе. Мы можем задать инструментальный вопрос — что делать с ними? Учитывая уровень постсоветской правовой культуры, ответ очень простой.

Лучший ли это из всех возможных языков? Вряд ли. Эффективен ли он? Есть большие сомнения. Вопреки бесполезным заявлениям и неповоротливому, часто просто недееспособному аппарату международных мониторинговых организаций, активистских ячеек, аналитических центров и судов, в Сингапуре всё так же , в Саудовской Аравии , в Китае людей.

Всегда есть соблазн отвернуться от прав человека как от риторической масскультурной обертки, за которой скрывается банальная политическая борьба. Вацлав Гавел преспокойно бомбежки Югославии тем, что права человека для НАТО важнее прав государства. В США регулярно обвиняет Китай в их нарушении.

Китай делает то же самое: собирает примеры нарушения прав человека со стороны США и о них. И так далее и тому подобное. Впрочем, если мы заговорили о прагматике, будем последовательны до конца.

Права человека — это универсальный язык, который работает хоть как-то. Плохо, с издержками, с избирательной слепотой, которую диктует политическая ситуация.

Но работает. Поэтому его можно использовать во благо.

Все остальное — активизм, философская нюансировка доктрины, политика, юриспруденция — вопрос техники. 16 августа 16 августа Интеллектуальный журнал о культуре и обществе Точка зрения автора статьи является его личным мнением и может не совпадать с мнением редакции.

Ответственность за содержание страниц, помеченных плашкой «Партнерский материал», несет рекламодатель. Полное воспроизведение материалов сайта в социальных сетях без разрешения редакции . Если вы являетесь собственником того или иного произведения и не согласны с его размещением на нашем сайте, пожалуйста, напишите на Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.

Классификация прав человека по сферам их действия

3Самой распространенной в литературе и в законодательствах многих государств является классификация прав человека в зависимости от сферы общественной жизни, в которой это право применяется. Выделяются гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные права. К гражданским (личным) правам относятся: – право человека на жизнь; – право на свободу и личную неприкосновенность; – право на уважение достоинства, присущего человеческой личности; – право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства; – право на справедливое и публичное судебное разбирательство; – на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающее человеческое достоинство обращения и наказания.

– право на гражданство; – право на создание семьи и охрану семьи. Политические права: – на свободу мысли, совести и религии; – на свободу убеждений и свободное выражение их; – на свободу мирных собраний и ассоциаций; – право принимать участие в управлении государственными делами непосредственно или через свободно избранных представителей; – равного доступа к государственной службе в своей стране.

Экономические права: – на труд, справедливое и удовлетворительное его вознаграждение; – на частную собственность; – право на предпринимательство; – на свободное распоряжение рабочей силой.

Социальные права: – право человека на достойный уровень жизни; – на социальную защиту; – на социальное обеспечение; – на жилище; – право на отдых; – право на благоприятную окружающую среду; – на охрану здоровья. Культурные права: – право человека на образование; – право на национальное достоинство; – на свободное участие в культурной жизни общества; – на свободный доступ к ценностям отечественной и мировой культуры; – право на свободу художественного, научного, технического творчества и преподавания; – на интеллектуальную собственность; – право на защиту моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов.

Приведенную выше классификацию прав и свобод человека можно считать универсальной, она закреплена в международных документах по правам человека, которые ныне признают все государства. Этой классификации придерживается и белорусская Конституция, в которой последовательно закреплены вначале личные, затем политические, социально-экономические, культурные права.

Помимо приведенных оснований классификации, права человека можно классифицировать по соподчиненности, степени распространения, характеру субъектов, роли государства в их осуществлении, по принадлежности лица к конкретному государству и др.

В зависимости от соподчиненности права делятся на основные и производные (дополнительные) права.

Как уже отмечалось, в содержание правового положения личности включаются права и свободы, регулируемые нормами всех отраслей права.

Определяющую роль среди прав и свобод играют те права и свободы, которые установлены Конституцией Беларуси. Последние именуются конституционными или основными правами и свободами.

Основные права – это наиболее общие права человека и гражданина, которые закладывают основу национального правового статуса личности. Основные права зафиксированы в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных (дополнительных) прав. Именно они являются составной частью «ядра» конституционного положения личности.

Ведущее место основных прав и свобод обусловлено: — повышенной значимостью их для личности, общества и государства; — широким охватом действия: содержание этих прав включает в себя целый комплекс производных прав, раскрывающих и обеспечивающих основные права (например, конституционное право на труд включает право на здоровые условия труда, на охрану труда, на оплату за труд, на создание профсоюзов для защиты трудовых интересов, на заключение трудового договора и т.д.) — прирожденным или производным, но неотчуждаемым характером принадлежности этих прав и свобод человеку; — универсальным и всеобщим характером действия; — закреплением конституционных прав и свобод актом высшей юридической силы – Конституцией Республики Беларусь – и обеспечением их повышенной защитой посредством усложненной процедуры изменения раздела 2 Основного закона Беларуси (только путем референдума).

Производными или дополнительными правами являются все права и свободы, в той или иной мере производные от основных прав и свобод, закрепленных в Конституции. Производные права развивают и дополняют, конкретизируют основные. Например, право на заключение, изменение и расторжение трудового договора, закрепленное в Трудовом кодексе Республики Беларусь, производно от основных прав в сфере труда, закрепленных в Конституции.

В зависимости от степени распространения права могут быть общими и специальными (правами отдельных категорий лиц). Общие права присущи всем гражданам.

Это, например, право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни.

Специальные же права зависят от социального и служебного положения, пола, возраста лица и других факторов.

К таким правам следует отнести права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев, национальных меньшинств и т.д. В зависимости от роли государства в осуществлении прав человека они могут быть негативными и позитивными. Негативные права охраняют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений со стороны государства и иных лиц, т.е.

они запрещают, отрицают вмешательство государства и иных лиц. В числе этих прав свобода слова, убеждений, неприкосновенность личности, жилища, частной собственности, частной жизни, свобода совести, свобода передвижений. Позитивные права напротив устанавливают обязанности государства предоставлять человеку те или иные блага, осуществлять те или иные действия.

К этой группе прав следует отнести право на гарантированный минимум заработной платы, право на оплачиваемый отпуск, право на бесплатную медицинскую помощь, право на бесплатное жилище для определенных категорий граждан и др. В зависимости от принадлежности лица к конкретному государству права человека делятся на права граждан государства, права иностранных граждан, права лиц с двойным гражданством (бипатриды), права лиц без гражданства (апатриды).

Объем прав будет зависеть от того, является ли человек гражданином государства либо нет.

До тех пор, пока сохраняется государственное деление мира, объем прав личности будет определяться в основном двумя группами прав – правами человека и правами гражданина. Выделение прав человека основывается на презумпции обладания каждым представителем человеческого рода вне политической общности совокупностью прав, коими он наделен фактом своего бытия.

В этом смысле права универсальны и наднациональны, имеют отношение к каждому.

Это человеческие права. Права человека существуют независимо от их государственного признания и законодательного закрепления. В противоположность им права гражданина выражают правовую связь личности с конкретным государством или объединением государств, властью, законом.

Гражданин (подданный) находится в устойчивой правовой связи с определенным государством, в силу чего ему государство гарантирует (может гарантировать) такие права, которые оно не гарантирует иностранцам или лицам без гражданства (избирательные права, право занимать высшие государственные должности, свобода митингов, собраний, передвижения и т.д.). Права человека шире прав гражданина, поскольку они наднациональны и экстерриториальны. Но права человека уже прав гражданина, поскольку в своей стране гражданин может обладать такими правами, которые государство не гарантирует негражданам.

Таким образом, права человека и права гражданина различаются по ряду признаков.

Права человека являются правами члена человеческого общества, права гражданина – это права государственно-политической личности. Современные тенденции в области прав человека способствуют сближению правового статуса граждан и лиц, не имеющих гражданства в стране пребывания. К этому стремится международное право (Декларация ООН о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, от 13 декабря 1985 г.; Хартия Европейского союза об основных правах 2000 г.), на это сориентированы национальные правопорядки.

Например, Основной закон Финляндии 1999 г.

устанавливает, что положения об основных правах и свободах применяются ко всем людям независимо от их гражданства.

Все статьи раздела 2 Конституции Республики Беларусь («Личность, общество, государство») последовательно различают права и свободы по указанному принципу. Это нашло выражение в формулировках статей.

Там, где речь идет о правах человека, конституция использует формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т.д. Применение таких формулировок подчеркивает признание указанных прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории Республики Беларусь, независимо от того, является ли он гражданином Республики Беларусь, иностранцем или лицом без гражданства. Наряду с этим в статьях Конституции Республики Беларусь сформулированы права, принадлежащие только гражданам Беларуси: – право участвовать в управлении делами государства; – избирать и быть избранным; – право собраний, митингов, демонстраций; – право равного доступа к государственной службе; – право на участие в отправлении правосудия; – право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды; – право на социальное обеспечение; – право на жилище и др.

В Конституции обозначены и обязанности, которые несут только граждане Республики Беларусь – защита Республики Беларусь (ст.

57); обязанность принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст. 56). Права индивида и коллективные права.

В зависимости от характера субъектов права человека делятся на индивидуальные и коллективные права. Индивидуальными правами являются права, которые человек может реализовать самостоятельно, в отдельности, например: право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность и т.д.

Коллективные права – это права, реализуемые множеством субъектов, т.е.

права народа, нации, общности, ассоциации. Например, право на забастовку, право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование.

Эти права не могут осуществляться отдельным индивидом. Он может принять участие в их реализации лишь на положении члена коллектива.

Например, отдельно взятый представитель трудового коллектива не может реализовать право на забастовку, но будучи включенным в определенный коллектив, который реализует это право, он защищает свои трудовые интересы. Индивидуальные права человека находятся в тесной взаимосвязи с коллективными. Однако при постановке вопроса о том, какие из этих прав должны обладать приоритетом, следует только одно – права человека.

Коллективные права всегда следуют из прав конкретного индивида. Таким образом, говоря о реализации коллективных прав, нельзя игнорировать права отдельных индивидов, противоречить или подавлять эти права, так как они первичны.

Если коллективные права ведут к ущемлению прав отдельного человека, значит цели, объединяющие такую общность, антигуманны и противоправны.

Такой подход является единственно правильным, однако его далеко не просто реализовать в жизни.

Много проблем возникает при решении вопроса о реализации права народа на самоопределение и государственность.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

9 thoughts on “Можно ли права человека разделить по категориям

Comments are closed.

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+