Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Предпринимательское право - Меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Новости

О мерах поддержки малого и среднего предпринимательства и об организации кредитования субъектов МСП в условиях распространения коронавирусной инфекции. Из стенограммы: Заседание Правительственной комиссии по вопросам развития малого и среднего предпринимательства М.Мишустин: Сегодня мы проводим заседание Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства впервые в таком формате. Мы проводим его практически сразу после выступления Президента, после его обращения к гражданам России, в котором он подробно остановился на поддержке малого и среднего предпринимательства. И сегодня я хотел бы, чтобы мы детально обсудили меры, которые помогут бизнесу.Нашу комиссию мы создали не так давно.

Моё решение возглавить её лично было обусловлено тем, что малый и средний бизнес – это, наверное, сейчас важнейшая составляющая экономики России, и для его развития нам важно самим погружаться в проблемы предпринимательского сообщества – я имею в виду Правительство России.

Знать, с какими трудностями сталкивается бизнес, из первых рук. Только так можно сделать поддержку государства более эффективной, помочь в развитии малому и среднему предпринимательству.

  1. 131Kb

В состав комиссии вошли члены Правительства и представители делового сообщества.

У некоторых из них есть опыт как государственной службы, так и предпринимательской деятельности. Игорь Иванович Шувалов много лет возглавлял эту комиссию, где мы работали и старались, как я уже сказал, помочь бизнесу. Сегодня это позволяет нам взглянуть на проблемы малого и среднего бизнеса с разных сторон и найти оптимальные решения.К сожалению, в последний месяц события развивались по негативному сценарию.

Мы были вынуждены ввести ограничительные меры, в том числе и в отношении ряда предприятий малого и среднего предпринимательства, с тем чтобы снизить риски распространения коронавирусной инфекции. Конечно, всё это не лучшим образом сказывается на ведении бизнеса, мягко говоря. И сегодня мы проводим, по сути, антикризисное совещание, вместе с вами будем вырабатывать меры по защите малого и среднего предпринимательства.Мы создали штаб, который занимается этим вопросом уже в ежедневном режиме.

В рамках утверждённого мы выделили меры по поддержке малого и среднего предпринимательства в отдельный блок работы Правительства. Хочу подчеркнуть, что государство сделает всё возможное, чтобы помочь малому и среднему бизнесу. Теперь я хотел бы очень конкретно сказать, какие меры мы приняли.

Речь идёт о возможности предоставления, как вы уже, конечно, слышали, шестимесячной отсрочки по всем налогам, кроме налога на добавленную стоимость. А для микропредприятий – ещё и отсрочки по страховым взносам в социальные фонды.

Для всех других субъектов малого и среднего предпринимательства ставка таких взносов будет снижена в два раза с той суммы, которая превысит МРОТ.Вчера на мы одобрили пакет таких мер и уже внесли его в Государственную Думу. Кроме того, мы введём мораторий на начисление штрафов до конца этого года. Если они уже были начислены, то начиная с 1 апреля их оплату можно будет отложить – также до конца года.

Рассчитываем, что одновременное снижение налоговых платежей и двукратное сокращение страховых взносов помогут сохранить уровень занятости и в целом поддержат бизнес.

Ранее мы также приняли решение о временной отсрочке платежей для малого и среднего бизнеса при аренде государственного и муниципального имущества. Что касается кредитов. Мы расширим кредитные продукты, которые уже были созданы для небольших компаний. Для этого существенно упростим требования для подключения к программе льготного кредитования.

Для этого существенно упростим требования для подключения к программе льготного кредитования.

Разрешим рефинансировать не только займы на инвестиции, но и те, которые бизнес взял для обеспечения производства.

Мы будем докапитализировать региональные гарантийные фонды и государственные микрофинансовые организации.В дополнение к этому Банк России принял целый ряд мер (сегодня о них Эльвира Сахипзадовна расскажет), которые направлены на сохранение уровня кредитования малого и среднего бизнеса. В том числе снижена регуляторная и надзорная нагрузка на банки. И конечно, одной из основных мер поддержки стало снижение налогов, о чём сказал Президент в своём обращении к гражданам.

По этой теме нам особенно важно напрямую общаться с бизнесом.

Теперь несколько слов о так называемых нефинансовых мерах. Принято решение о полугодовом моратории на банкротство. Мы предусмотрели существенные изменения в законодательство о госзакупках, которые будут действовать до конца этого года. Если поставщик не сможет закрыть контракт из-за обстоятельств, связанных с коронавирусной инфекцией, то сроки его исполнения могут быть скорректированы.
Если поставщик не сможет закрыть контракт из-за обстоятельств, связанных с коронавирусной инфекцией, то сроки его исполнения могут быть скорректированы.

А штрафные санкции применяться не будут.По поручению Президента мы также организуем постоянный мониторинг текущей ситуации.

В случае необходимости расширим перечень отраслей, которые нуждаются в помощи.

Важно уже сейчас поддержать небольшие предприятия, а также создать стимулы для их будущего развития.

Мы хотим, чтобы предприниматели сохранили свой бизнес и деловых партнёров, а сотрудники – рабочие места и уверенность в завтрашнем дне. Для этого мы по поручению Президента готовим целый ряд дополнительных мер.

О некоторых из них вчера Президент уже говорил на встрече с предпринимателями, в том числе о пролонгации на шесть месяцев кредитов на особо льготных условиях, когда две трети процентной ставки берут на себя федеральный бюджет и банки и лишь одну треть платит сам заёмщик.Кроме того, мы планируем предоставить малым и средним предприятиям специальный кредитный продукт. Это беспроцентный заём на неотложные нужды, в первую очередь – на выплату заработной платы сотрудникам. Андрей Рэмович Белоусов вчера практически в полевых условиях встречался с представителями бизнеса – отрабатывались все элементы этого нового инструмента.

Для этого мы запускаем программу субсидирования кредитов с нулевой ставкой для предпринимателей.

Ставлю задачу, чтобы первые предприниматели получили такие кредиты уже на следующей неделе.

Главное условие такого кредитования – это сохранение численности работников. Если начнутся необоснованные увольнения, то, соответственно, процентная ставка будет увеличиваться. Ещё одно решение на стадии проработки – это отсрочка арендной платы не только за государственное имущество, но и за коммерческие площади в торговых центрах.

Об этом все говорят. Думаю, это было бы хорошим подспорьем арендаторам. Но тогда необходимо предусмотреть компенсационные меры для собственников такой недвижимости. В числе первоочередных мер также продление моратория на плановые проверки бизнеса.

Пока такой режим действует до конца 2021 года, но, учитывая нынешнюю ситуацию, мы продлим надзорные каникулы. Конечно, за исключением тех проверок, которые касаются вопросов жизни и здоровья наших граждан. Рассматриваются и другие инициативы бизнес-сообщества, среди которых лицензирование агрегаторов онлайн-продажи лекарств, а также перенос госзакупок у малого и среднего бизнеса, которые планировались во втором полугодии 2021 года, на более ранний срок.

И автоматическое продление действия различных разрешительных документов. Хочу обсудить с вами, что ещё можно сделать, чтобы государственная поддержка была более эффективной, более ощутимой.

Уверен, у вас есть свои предложения.

Давайте начнём работу.Я бы просил выступить Министра экономического развития Максима Геннадьевича Решетникова. М.Решетников: Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые члены комиссии! Сейчас малый бизнес в России – это 6 млн компаний и предпринимателей.

Из них 5 млн 700 тысяч – это категории микро-, то есть до 15 человек, которые обеспечивают в стране занятость практически 22 миллионов человек. И конечно, в нынешней ситуации это наиболее уязвимая категория бизнеса. По данным, которые предоставил нам Сбербанк России, в настоящее время по сравнению с прошлым годом расходы граждан в сфере развлечений, общепита, услуг снизились более чем на 60%.

По данным Федерации рестораторов и отельеров, в этом месяце, в последние недели, обороты в ресторанном бизнесе упали от 30 до 90%. При этом всё большая часть заведений как раз идёт по последней цифре. Падение загрузки гостиниц – более 50% при этом во многих регионах, в Москве загрузка 5–7%, то есть мы понимаем, насколько сложная обстановка.

В субъектах Российской Федерации в последние недели вводились ограничения на деятельность бизнеса в отдельных отраслях: бассейны, фитнес-центры и так далее. Мы все в курсе тех ограничительных мер, которые принимаются.

В этой связи малому бизнесу особое место и в обращении Президента было уделено, и в антикризисном плане Правительства существенный раздел – это как раз поддержка малого и среднего бизнеса.

В чём, в целом, состоит наша стратегия? Стратегия состоит в том, чтобы в условиях, когда существенно сократились доходы бизнеса, упала выручка, нет клиентов, максимально снизить, перенести все фиксированные платежи.

Чтобы у бизнеса в выборе между зарплатой, налогами, кредитами, арендными платежами приоритетом были именно зарплаты, именно сохранение рабочих мест, и на это направлены все наши действия. При этом мы сфокусировали действия на перечне определённых отраслей, которые в наибольшей степени пострадали от кризиса.

К их числу отнесены туризм, гостиницы, общепит, авиа- и автоперевозки, физкультура и спорт, бытовые услуги, образование, выставочно-ярморочная деятельность. Всего у нас в этих сферах в стране 282 тысячи предприятий и предпринимателей, в том числе 280 тысяч относятся к числу малых и средних. Занятость в этих сферах деятельности – 4 миллиона человек, в том числе 2 миллиона 900 тысяч – на предприятиях малого и среднего бизнеса.

То есть три четверти – это как раз небольшой бизнес, которому надо помочь.Михаил Владимирович основные направления поддержки озвучил, я прокомментирую цифрами. Отсрочка по уплате налогов компаниями малого и среднего бизнеса в пострадавших отраслях – 140 млрд рублей на полгода, тот поток, который высвободится у компаний. Кроме того, снижение налогов по поручению Президента, Михаил Владимирович тоже об этом сказал, – это мера, которая, может быть, в моменте финансовый поток высвободит, но она гораздо важнее с точки зрения сохранения долгосрочных перспектив.

Потому что сейчас бизнес встаёт перед выбором – оставаться работать или закрываться. Та мера, которая была озвучена, как раз очень весомый аргумент в пользу того, чтобы переждать сложные времена и остаться в бизнесе.Третье важное направление работы – это минимизация платежей на обслуживание кредитного долга.

Речь идёт о системе кредитных каникул.

Основные параметры Михаил Владимирович обозначил, поясню, что речь идёт не просто о переносе выплат на полгода, речь идёт о полноценной сдвижке всех платежей по основному долгу.

Иными словами, каждый платёж переносится на полгода. Это не значит, что в октябре или ноябре придётся заплатить двойную стоимость по телу, по возврату. Все платежи, что называется, уезжают вправо.

При этом процентные платежи предлагается распределить: треть субсидируется за счёт федерального бюджета; треть берут на себя кредитные организации благодаря тому, что со стороны Банка России предоставлена дополнительная ликвидность под 4%; треть берёт на себя заёмщик. При этом у заёмщика тоже есть выбор: он может либо платить треть процентов равномерно в течение шести месяцев, либо он может всю эту сумму приобщить к основному долгу и вообще ничего не платить полгода и потом с капитализации процентов это всё оплачивать. В совокупности у нас эта программа охватит кредитный портфель объёмом около 500 млрд рублей, полтриллиона, это 10% всего кредитного портфеля МСП.

Соответственно, бизнес будет избавлен в ближайшие полгода от платежей где-то на 100 млрд рублей по основному телу долга и до 25 млрд рублей – по платежам. То есть всего в совокупности ещё 125 млрд рублей у малого бизнеса высвободится и останется в бизнесе.Михаил Владимирович сказал об уже принятых решениях по арендным платежам за федеральное имущество. Аналогичные рекомендации мы дали регионам, сегодня проводили селектор, многие регионы подтверждают готовность, в совокупности около 20 млрд рублей бизнесу отсрочек будет предоставлено.

Кроме того, надо сказать, что у нас в бюджете предусмотрено было уже 18 млрд рублей на различные программы поддержки малого и среднего бизнеса.

Конечно, мы все эти программы сейчас перенацеливаем и меняем с учётом той ситуации, которая сложилась. Что предлагается? Во-первых, будет разрешено предоставление кредитов на оборотные цели торговым микропредприятиям. Мы понимаем, что торговля, особенно непродовольственная розница, уже почувствовала на себе существенные сокращения, ей тоже надо помогать.

Мы понимаем, что торговля, особенно непродовольственная розница, уже почувствовала на себе существенные сокращения, ей тоже надо помогать. В том числе эти меры будут распространены и на те предприятия, которые работают с подакцизными товарами. Раньше целенаправленно они были выведены, сейчас мы это разрешаем.

В дополнение к кредитам на инвестиционные цели будет разрешено также рефинансирование кредитов на оборотные цели. Это тоже сейчас то, что предприниматели ждут и просят.

Ну и, наконец, сняты все требования к заёмщикам о необходимости отсутствия задолженности перед бюджетом. Раньше у нас эти требования были, но сейчас, мне кажется, они выглядят неуместными.Более того, мы предлагаем мобилизовать работу наших региональных гарантийных организаций и микрофинансовых организаций. У нас в региональных гарантийных фондах саккумулировано 53 млрд рублей (мы все последние годы целенаправленно выделяли деньги, и мы там собрали очень хороший ресурс), а поручительства они выдали на 93 млрд рублей.

То есть мы понимаем, что коэффициент менее чем один к двум.

Слишком, наверное, консервативная политика, и можно в этих условиях поощрить их более активно выдавать поручительства и гарантии, потому что на сегодняшний момент вопрос даже не в текущей экономике зачастую, не в субсидировании процентных ставок, а именно в предоставлении залогов и обеспечительных активов.
Слишком, наверное, консервативная политика, и можно в этих условиях поощрить их более активно выдавать поручительства и гарантии, потому что на сегодняшний момент вопрос даже не в текущей экономике зачастую, не в субсидировании процентных ставок, а именно в предоставлении залогов и обеспечительных активов.

В данном случае надо более активно нам вовлекать наши организации.И действительно важнейшее поручение, которое мы сейчас отрабатываем в режиме, что называется, с колёс, – это программа по заработной плате.

Предлагается тем субъектам малого бизнеса, кто хоть раз уплачивал налоги, дать возможность взять кредит под 0%. При этом максимальная величина кредита будет определяться исходя из численности занятых и минимального размера оплаты труда в расчёте на шесть месяцев.

То есть как минимум МРОТ на шесть месяцев – такой ресурс у предприятий должен быть, и это, конечно, стало возможным благодаря принятому решению о том, что 75% гарантийного покрытия возьмёт на себя ВЭБ, то есть по факту государство. Без таких мер, конечно, такую программу не запустить. Предлагаемый объём выдачи расчётно 130 млрд рублей, охват – 1,5 миллиона сотрудников, то есть у нас будет механизм уже на совсем сложную ситуацию.

И отдельно меры по снижению административной нагрузки. Михаил Владимирович, Вы основные назвали. Я бы, может быть, добавил ещё одно, то, что сейчас содержится в законопроекте, который в четверг мы рассмотрели на Правительстве и поддержали, внесли в Государственную Думу.

Это ещё меры по продлению действия лицензий и иных разрешений.

То есть достаточно широкий перечень лицензий будет продлён, потому что те же лицензии, например, на алкоголь… Мы понимаем: сейчас торговля встала, это те лицензии, которые поддерживают продовольственную розницу в целом, и мы предлагаем в том числе и по таким вопросам отдельно принимать решения на Правительстве для сдвижки этих вопросов. И большой пакет предложений ещё внесён и будет обсуждаться в Правительстве по переносу ряда обязательных требований, которые у нас в ближайшее время должны вступить в силу. Тоже какие-то вещи, мне кажется, можно будет посмотреть и передвинуть.

Но это мы дополнительно готовим, Михаил Владимирович, по Вашему поручению сейчас для обсуждения в Правительстве. М.Мишустин: Мы всех выслушаем, потом вопросы и обсуждения.

Пожалуйста, Эльвира Сахипзадовна Набиуллина.Э.Набиуллина: Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые коллеги!Мы понимаем, что малый и средний бизнес сейчас особенно уязвим. И каждый день снижение выручки или простои усугубляют его положение.

Поэтому мы ввели на прошлой неделе пакет мер по поддержке малого и среднего бизнеса. Сегодня приняли ещё один пакет мер.

И конечно, дальше по мере развития ситуации готовы его и уточнять, и расширять. Наши меры можно разделить на два направления.

Первое – это меры поддержки заёмщиков уже по взятым кредитам. И второе – это меры поддержки собственно кредитования малого и среднего бизнеса. Очевидно, что выплаты по действующим кредитам на фоне падения доходов – это большая нагрузка для малого и среднего бизнеса.

Поэтому мы считаем важным дать возможность бизнесу снизить или отложить платежи.Мы рекомендовали банкам и микрофинансовым институтам реструктурировать займы малому и среднему бизнесу без создания дополнительных резервов и без ограничения отраслей.

То есть всем малым и средним компаниям. Безусловно, не назначать всем штрафы и пени за просрочку.

Это одно направление.И второе направление. Мы расширили сегодня список пострадавших отраслей, включили туда вдобавок к транспорту и туризму, как это было на прошлой неделе, общественное питание, организацию культурных, досуговых мероприятий, спортивно-оздоровительные центры, стоматологию и ряд других.

И хотелось бы специально оговориться, что стимулирование банков реструктурировать такие кредиты в этих отраслях не будет зависеть от размера предприятия: не только малые и средние предприятия, но и любые предприятия. Вчера этот вопрос вставал на встрече с Президентом. Действительно, в этих отраслях много предприятий, которые не подходят под категорию «малое и среднее», и поэтому мы предлагаем банкам реструктурировать эти кредиты, не создавая дополнительных резервов.
Действительно, в этих отраслях много предприятий, которые не подходят под категорию «малое и среднее», и поэтому мы предлагаем банкам реструктурировать эти кредиты, не создавая дополнительных резервов.

Аналогичные меры распространяются на самозанятых граждан, индивидуальных предпринимателей, если их финансовое положение ухудшилось из-за коронавируса. Эти меры по возможной реструктуризации, по нашим оценкам, охватывают около 25% кредитного портфеля банков. Они направлены на то, чтобы стимулировать банки реструктурировать такие кредиты, и, мы знаем, многие банки это уже объявляют и работают со своими заёмщиками, для того чтобы дать возможность пережить эти сложные времена.

Но, конечно, для того чтобы закрепить право собственно малых и средних предприятий пострадавших отраслей, нужны изменения в законодательство, и мы с коллегами их тоже готовим. Также мы приняли решение по поводу того, чтобы банки не увеличивали резервы по реструктурированным валютным займам, всем валютным займам – а у малого и среднего бизнеса до 7% сейчас валютных займов (малые и средние компании брали в том числе для закупки оборудования), – для того чтобы облегчить перевод такого рода займов в рубли. Для индивидуальных предпринимателей и самозанятых, как и в целом для граждан, реструктуризация кредита не должна приводить к ухудшению их кредитной истории и не должна влиять на индивидуальный кредитный рейтинг гражданина, это наша позиция.

Почему это тоже важно? Мы должны не просто поддержать малый бизнес в период борьбы с коронавирусом, но и обеспечить максимально благоприятные условия для восстановления после того, как эпидемия закончится. Мы сейчас дали рекомендации бюро кредитных историй, чтобы это не учитывалось в индивидуальном рейтинге заёмщика, не влияло на будущую кредитную историю. Но здесь также нужно будет внести поправки в законодательство, для того чтобы закрепить в законе.

Безусловно, мы поддерживаем и участвовали вместе с Минэкономразвития в разработке программы кредитных каникул.

Также здесь реструктурированные займы не будут признаваться таковыми. Но мы предложили бы распространить эту программу и на лизинговые сделки. Имея в виду, что многие предприятия малого и среднего бизнеса пользуются оборудованием, приобретённым в лизинг, по лизинговым обязательствам было бы возможно рассмотреть такую же возможность по отсрочке платежей, как и по кредитам.

К нам тоже многие предприятия малого бизнеса обращались. Хотела бы, чтобы мы такое направление поддержали. Второе направление – меры по поддержке кредитования.

Мы расширили объём рефинансирования банков для кредитования малого и среднего бизнеса в рамках специнструмента. С 1 апреля мы будем реализовывать параллельно два дополняющих друг друга направления. Та кредитная линия, которую мы вместе с Корпорацией МСП осуществляли, – снижаются наши ставки для банков с 6% до 4%.

Но важное изменение: мы сделали новую линию в 500 млрд рублей. Я на прошлой неделе об этом говорила, но, видя, как развивается ситуация, мы сейчас оперативно внесли изменения в этот кредитный продукт.

Прежде всего для того, чтобы поддержать предоставление беспроцентных кредитов малому и среднему бизнесу в наиболее пострадавших секторах экономики на выплату заработной платы, о чём говорили Михаил Владимирович и Максим Геннадьевич. Мы будем для банков предоставлять также в рамках этого кредитного продукта линию по ставке 4%, причём эту льготную ставку даём на год. Чтобы банки могли и вторую половину года пользоваться этой льготной ставкой и покрывать свои затраты и издержки на администрирование этих кредитов.

Выделили лимит из 500 млрд до 150 млрд.

Максим Геннадьевич сказал – 130 млрд, но мы с некоторым запасом выделили. Надеюсь, что этот продукт будет действительно востребован.

Кроме того, модифицировали остальную часть этого продукта. Он в целом стимулирует банки не сильно уменьшать портфель для малого и среднего бизнеса.

Нам очень важно, чтобы у банков был стимул поддерживать портфель. Здесь мы смягчили некоторые условия. Когда банк держит портфель не ниже 95%, ставка составляет 4%, как и было, но, если даже приходится портфель уменьшить чуть-чуть дополнительно, тоже будет льготная ставка: если до 85% уменьшается портфель – 5%.

Механизм сегодня опубликовали, с ним можно будет ознакомиться на сайте.Что я хотела бы отметить особо? Мы бы очень хотели, чтобы эти программы были доступны для максимально широкого круга банков.

Чтобы заёмщики не находились в неравных условиях и не нарушался принцип добросовестной конкуренции. Предприятия малого и среднего бизнеса обслуживаются в разных банках.

Мы бы не хотели, чтобы банки начали переманивать клиентов именно из-за того, что кто-то включён в программу, кто-то не включён.

Поэтому мы предлагаем, чтобы в наши программы включались все банки, причём будут получать беззалоговый кредит банки, которые имеют высокие рейтинги по российской шкале (три верхние ступени), плюс надёжные банки, которые смогут получить поручительство Корпорации МСП (мы с Александром Арнольдовичем (Браверманом) это обсуждали), с тем чтобы эта программа была доступна через банки максимально широкому кругу предприятий.

Мы будем следить за ситуацией, тесно работать с Правительством. Мы понимаем, что сектор малого и среднего бизнеса сейчас нуждается в особом внимании, в особом отношении. Готовы уточнять наши программы, дорабатывать, для того чтобы дать возможность малому и среднему бизнесу пережить этот сложный период и дальше развиваться.

М.Мишустин: Спасибо, Эльвира Сахипзадовна. Слово предоставляется президенту Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Калинину Александру Сергеевичу. А.Калинин (президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»): Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые коллеги!

«Опора России» объединяет в своих рядах вместе с отраслевыми союзами более 400 тысяч малых предпринимателей нашей страны. Текущая экономическая ситуация для нас – не просто экономический кризис.

Мы ещё столкнулись с эпидемиологическим кризисом. Российский бизнес никогда такого не проходил, потому что помимо того, что есть существенное падение спроса, мы столкнулись с административным ограничением отдельных видов деятельности. Это приводит к тяжёлым последствиям прежде всего для малого бизнеса, поскольку он ориентирован именно на непосредственное общение с клиентами, покупателями.

Коллеги уже приводили цифры, что в общественном питании, гостиничном бизнесе, фитнес-индустрии, в беспошлинной торговле, услугах, кинотеатрах мы видим падение в ряде регионов до 90% от выручки. Исходя из этого, меры поддержки должны быть другие. Речь идёт, главное, о сохранении предприятий, предпринимателей и наших трудовых коллективов.

Обычно предприниматели из малого бизнеса особо не просят помощи у государства, но в данной ситуации, поскольку мы столкнулись с такими последствиями, мы прежде всего обращаем внимание не только на необходимость экстраординарных мер, но и на быстрое их доведение до бизнеса.

То, что было предложено Президентом нашей страны и озвучено сегодня Вами, Михаил Владимирович, – это крайне важно. Первое, на что я бы обратил внимание, – кредиты на зарплату. Людям будут выплачивать зарплату буквально через неделю, я имею в виду мартовскую зарплату.

И если, как Вы сказали, банки в обязательном порядке начнут уже выплачивать эти деньги, это будет крайне необходимо и крайне востребовано.Второй момент.

Конечно, бизнес закредитован.

И то, что сказала Эльвира Сахипзадовна, если банки позволят своим клиентам, малому бизнесу, без промедления реструктуризировать свои долги на шесть месяцев, – это, конечно, даст им возможность заниматься другими делами, ведь нам нужно сейчас сохранять свои бизнесы: договариваться с клиентами, с теми же торговыми центрами, выстраивать другие цепочки онлайн… Хотя бы убрать эту головную боль, где взять деньги на зарплату и хотя бы полгода не общаться с кредиторами, банками, – это очень важно.Еще один момент – по страховым взносам. Мы давно просили снизить нагрузку на фонд оплаты труда. Михаил Владимирович, то, что принято, 15%, сэкономит огромные деньги у бизнеса, у малого прежде всего.

И мы их направим, конечно, в первую очередь на оплату заработной платы, налогов, если это необходимо, текущих обязательств. Это очень серьёзная мера, я даже не знаю, во сколько это обойдётся бюджету.М.Мишустин: На оплату налогов не нужно, у нас есть отсрочка.

Точно не нужно в ближайшие шесть месяцев.А.Калинин: Но 15-процентная же вносится для всех, а не только для тех, кто будет пользоваться отсрочкой, для всего малого и среднего бизнеса, поэтому это, конечно, системная мера, и мы очень надеемся, что эта мера будет не только на время кризиса, но, как сказал Президент, «вдолгую». М.Мишустин: Да, именно так он сказал: «Вдолгую».

То есть мы уже вчера все необходимые изменения в Налоговом кодексе в Правительстве приняли.

Эта мера, которая будет принята, системная. Я только единственный момент отмечу. Для предприятий малого и среднего бизнеса, которые по общей системе налогообложения платят меньше МРОТ, – останется прежняя ставка.

Выше МРОТ – я очень надеюсь, что у нас как раз это будет стимулом, просто стимулом, что выгоднее платить заработную плату сотрудникам, которые в этих предприятиях, выше МРОТ.

Это важный момент. А.Калинин: Мы говорим как раз о том, что эта мера позволит защитить права трудящихся больше. Это ведь и пенсии людей, и в том числе оплата больничного и прочее.

В том числе это и защита наших трудовых коллективов.

И это хорошо, что бизнес, который работает вбелую, наконец-то окажется в более привилегированном положении, чем нелегальный бизнес.Это очень правильная мера, мы её давно с вами обсуждали, и то, что она принята, очень хорошо и крайне важно. Следующий вопрос – по социальным взносам.

Законопроекты, которые сейчас обсуждаются, – по увеличению нагрузки на индивидуальных предпринимателей, увеличению им размера социальных взносов – мы считаем, что не нужно принимать их, потому что и так ситуация сложная. Подъём размера страховых взносов для ИП можно и отложить, как минимум на ближайшее время. Если говорить о других мерах поддержки.

Мораторий на банкротство – мы это приветствуем.

Конечно, хотелось бы, чтобы быстрее были приняты соответствующие законы, потому что предприниматели столкнутся с неплатежами. Мы не понимаем ещё, как будут себя вести торговые центры.

Мы в «Опоре России» начинаем мониторинг, как себя ведут владельцы крупной недвижимости. Я знаю, что они обращаются сейчас к вам за помощью. Но в свою очередь «Опора России» считает, что они тоже должны себя вести порядочно по отношению к тем людям, которые им обеспечивают доход много лет, платят арендную плату, фактически за их счёт они оплачивают коммунальные расходы и прочее.

И мы надеемся, что совместными усилиями мы в том числе проведём большую работу с владельцами частной недвижимости. Отнеситесь сегодня по-партнёрски к малому бизнесу, и завтра малый бизнес вас вытащит, сохранит вам, в том числе и крупным предприятиям, рабочие места. Максим Геннадьевич говорил, что кризис обнажил несовершенство регулирования ряда отраслей.

Я надеюсь, что после кризиса, который пройдёт, мы в том числе придём и к другому регулированию, в том числе и по «гильотине», которая должна состояться 1 января следующего года.

Но нам кажется, что ряд вещей, которые сейчас находятся в Правительстве, можно и отложить. Это сроки вступления маркировки, оснащение транспортных средств тахографами и видеокамерами, технический регламент в сфере безопасности алкогольной продукции.

Отказаться от введения гостиничного сбора по всей стране, отказаться от введения запрета маленьким общепитам торговать алкогольной продукцией. Пересмотр СанПиН и прочее. Это точно можно пока не принимать и отложить. У Максима Геннадьевича есть целый план, и мы считаем, что это тоже важно.

Наконец, жилищно-коммунальные платежи. У нас достаточно жёстко отключают от электроэнергии, газа, воды, и у части предпринимателей, которые сейчас фактически не могут работать, возникает безвыходная ситуация.

То есть ты не можешь работать, ты под запретом, но тебя завтра отключат от электроэнергии, от воды, ещё и штраф выпишут. Поэтому, Михаил Владимирович, мы бы хотели, чтобы по жилищно-коммунальным расходам тоже были приняты какие-то документы, позволяющие не отключать какое-то время малый и средний бизнес, попавший в такой серьёзный кризис.

Я бы обратил внимание, кроме того, на закупки. Сейчас часто закупки государства и госкомпаний – это спасительный круг.

Корпорация МСП этим занимается.

Но всё-таки мы бы хотели, чтобы по государственным закупкам была тоже партнёрская программа – не менее 50% авансов в сегодняшних условиях по закупкам у малого и среднего бизнеса.

Я бы ещё хотел обратить внимание на одну отрасль.

У нас очень много социального предпринимательства работает под флагами некоммерческих организаций.

А им мы пока никаких мер поддержки не предлагаем. К примеру, многие детские сады – они ведь не предприятия малого бизнеса, они различного рода фонды или автономные организации.

А мы для них ничего не предусмотрели пока.

Может быть, им тоже снизить ставку страховых взносов, может быть, что-то ещё.

Потому что это огромный и чувствительный сектор экономики.

В завершение хочу сказать, что мы считаем себя партнёрами. Например, Андрей Рэмович (Белоусов) проводит штаб, мы в «Опоре России» всю информацию штаба тут же выставляем в социальные сети, направляем через мессенджеры, чтобы предприниматели знали свои права и знали, куда и когда им можно обратиться за кредитами, за отсрочками.

Люди должны быть информированы. Нужно сказать, что и государство себя ведёт достаточно лояльно.

Как только прошло выступление Президента, руководитель Федеральной налоговой службы Егоров тут же разослал письмо, что до 1 мая по МСП – никаких мер принудительного взыскания. Вот это, наверное, образец, как сегодня органы власти и малый бизнес должны друг к другу бережно относиться.

<…>

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Левченко К.А., Епанчинцев В.Ю. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ.

— 2018. -№1 (12) январь -март.

— URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/1/00524.pdf. — ISSN 2413-4066 УДК 658 Левченко Ксения Александровна Магистрант ФГБОУВО Омский ГАУ, г.Омск ka. levchenko Епанчинцев Виталий Юрьевич Кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г.Омск Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации Аннотация.

Данная статья посвящена исследованию мер поддержки и регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации. В статье рассмотрены виды государственной поддержки малого бизнеса. Дана характеристика ряда мероприятий, направленных на поддержку предприятий малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, государственная поддержка, субсидия, программы поддержки, гранты, гарантийные фонды, кредитование, микрофинансирование и налоговое регулирование.

Актуальность исследования данной статьи связана с тем, что в России развитию малого и среднего предпринимательства (далее МСП) придается большое значение. Поддержка МСП со стороны государства рассматривается как одно из направлений экономической реформы, способствующее формированию дополнительных рабочих мест (снижение уровня безработицы), увеличению налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, развитию инновационных технологий, росту конкуренции, наполнению потребительского рынка широким ассортиментом товаров и услуг.

Под понятием «государственной поддержки предпринимательства» понимают целенаправленное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития производств, а также инвестирование в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях. Федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет такие функции как выработка государственной политики, нормативное правовое регулирование в области развития МСП в России является Министерством экономического развития Российской Федерации, на основании положений Федерального закона от 24.07.2007 г.

№ 209-ФЗ (с изм. от 28.12.2013 г.)

«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

[6]. Достаточно низкой остается доля малых предприятий в ВВП.

В странах с развитой экономикой (Франция, Япония, США и Германия) доля компаний малого бизнеса в ВВП составляет около 50-60 %. В России же, по оценкам Минэкономразвития, данный показатель равен 20-25 %.

В долгосрочной стратегии социально-экономического развития России до 2021 г.запланирован рост доли МСП в ВВП к 2021 г. до 60-70 % [1]. В целях осуществления государственной политики в сферестановления предпринимательства в РФ предусматриваются следующие формы государственной поддержки: — финансовая — меры по предоставлению финансовой помощипредпринимателям; — имущественная — предоставление МСП имущества, принадлежащего государству, на правах пользования (земельные участки, производственные помещения); — информационно-консультационная — создание информационных систем, а также бесплатные консультационные услуги государства по ведению бизнеса (работа с предпринимателями на семинарах, тренингах, курсах); — инфраструктурная — меры по предоставлению инфраструктурной помощи МСП в целях формирования комфортных условий для ведения предпринимательской деятельности, а также создание бизнес-инкубаторов, центров предпринимателей, многоцелевых фондов, агентств поддержки МСП, инновационных центров; — организационная — поддержка в участии в выставочных мероприятиях и ярмарках. Также для МСП характерны следующие особенности: упрощенные правила ведения бухгалтерской отчетности, составления статистической отчетности; упрощенная система налогового учета для МСП; особенности участия малых предпринимателей в государственных закупках.

Необходимо отметить, что в законодательстве Омской области присутствует понятие государственно-частного партнерства.

Целью государственно-частного партнерства является обеспечение привлечения и эффективного использования материальных, финансовых, научно-технических ресурсов для развития экономики и социальной сферы Омской области в части создания, а также развития объектов социальной, транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры, реализация инновационных проектов, повышения уровня жизни населения. Задачами государственно-частного партнерства являются: — привлечение частного капитала в государственный сектор; — повышение эффективности управления собственностью Омской области; — эффективное использование бюджетных средств [2]. Более подробно рассмотрим основные финансовые инструменты, которые применяются в России: — предоставление грантов субъектам малого бизнеса; iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . — создание гарантийных фондов; — кредитование субъектовмалого предпринимательства; — микрофинансирование субъектов малого бизнеса; -налоговое регулирование и оптимизация налогообложения малого предпринимательства. Финансовая поддержка заключается в предоставлении денежных ресурсов на открытие и развитие малого бизнеса (компенсации, субсидии, гранты, льготные кредиты).

Например, предоставление субсидийкомпаниям, которые занимаются инновационной деятельностью; субсидирование процентной ставки по выдаваемым кредитам МСП; софинансирование затрат на покупку оборудования. Однако объем государственной поддержки имеет тенденцию к снижению. Так, в 2014 г. на поддержку малого бизнеса было предоставлено около 20 млрд.

рублей, а уже в 2015 г. — 17 миллиардов рублей.

В 2016 г. из бюджета РФ на поддержку МСП было выделено более 11 миллиардов рублей, при этом изначально был запланирована финансовая помощь в размере 15 миллиардов рублей. К сожалению, в 2017 г. отрицательная тенденция сохраняется.

Данная тенденция связана с замедлением роста экономики, снижением доходов и сокращению расходов бюджета в реальном выражении [3].

Рассматривая поддержку малых предприятий в форме грантов, следует отметить, что начинающие индивидуальные предприниматели и малые предприятия, действующие не более двух лет, могут получить гранты в размере до 500 тыс. руб. Так, государство готово возместить часть затрат на открытие дела.

Предоставленные средства предприниматели могут направитьна приобретение оборудования, сырья, выплаты аренды, но не для уплаты заработной платы сотрудникам. Таким образом, затраты должны иметь целевой характер.

Для получения финансовой поддержки необходимо: — пройти краткосрочное обучение; — представить бизнес-проект, который оценивают региональные (муниципальные) комиссии с участием представителей некоммерческих объединений предпринимателей [6]. Региональные гарантийные фонды также являются инструментом государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, поскольку выдача государственных гарантий по кредитам МСП является наиболее известной мерой государственной поддержки по всему миру.

Гарантийные фонды предоставляют гарантии компаниям сегмента малого бизнеса.

Поручительства фондов распределяются на кредитные договора, договора лизинга, договора о предоставлении банковской гарантии. Гарантийные фонды действуют только на территории того субъекта, где они созданы. Кроме того, финансирование поступает из федерального и регионального бюджета.

Все гарантийные фонды в России находятся под руководством Минэкономразвития. Размер, предоставляемой гарантии, должен составлять не более 70 % от обеспечения по кредиту.

Гарантийный фонд может получить вознаграждение в объеме не более 3 % от размера поручительства (от 1 до 3%). Размер вознаграждения может зависеть от той отрасли, к которой относится субъект малого бизнеса [5].

Особое внимание традиционно уделяется кредитованию малого бизнеса.

В Российской Федерации действует программа стимулирования кредитования субъектов МСП («Программа 6,5»). Она заключается в предоставлении крупными банками с государственным участием (АО «Россельхозбанк», Банк ВТБ (ПАО), ПАО Сбербанк) льготных кредитов субъектам МСП.Величина процентной ставки для предпринимателя поданной программе составляет до 9,6% для среднего бизнеса и до 10,6% для малого бизнеса. По данной программе могут выдавать кредиты 32 банка.

В планах у государства в 2017 г. предоставить кредиты предпринимателям в рамках данной программы в размере 50 млрд. рублей [7]. В отношении микрофинансирования у представителей малого бизнеса нередко возникают вопросы.

Тем не менее, получателями данного вида поддержки являются региональные микрофинансовые организации, одним из учредителей которых является субъект РФ.

Они предоставляют, в свою очередь, государственные микрозаймы МСП, не имеющим возможности воспользоваться банковскими продуктами из-за небольшого размера кредита или отсутствия кредитной истории.

Субсидии микрофинансовым организациям выделяются для формирования либо пополнения фондов, которые предназначены для предоставления займов МСП. При этом максимальная сумма займа МСП в РФ не превышает 1 млн.

руб. (согласно статистическим данным средний микрозайм — 453 тыс. руб.), срок займа — 12 месяцев.

За осуществление программ микрофинансирования ответственны следующие организации: микрофинансовые институты, фонды поддержки предпринимательства, сельскохозяйственные кредитные кооперативы. Деятельность микрофинансовых организаций в части финансовой поддержки субъектов малого бизнеса регулирует Федеральный закон

«О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»

, который вступил в силу в 2011 г. [2]. Также законодательством предусмотрено применение специальных налоговых режимов в области налогообложения для субъектов малого предпринимательства: — упрощенная система налогообложения; — система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; — патентная система налогообложения.

Плательщики, применяющие специальные налоговые режимы, освобождаются от уплаты следующих налогов: — если плательщики юридические лица: НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций; — если плательщиком является индивидуальный предприниматель: НДС, НДФЛ, налог на имущество физических лиц.

Кроме государственных мер поддержки предпринимательства, предприятиям малого и среднего бизнеса рекомендуется принимать решения о консолидации нескольких предприятий. Автономное предприятие имеет собственную стратегию и тактику бизнеса, консолидированная же компания корректирует рыночную стратегию уже в силу того, что меняет масштаб бизнеса.

Консолидация может стать более целенаправленной и результативной, если рассматривать ее как некоторый проект, предполагающий комплекс организационно и экономически обособленных мероприятий [4]. В заключение нужно сказать, что малое предпринимательство является основным звеном национальной экономики для многих развитых стран, поэтому для развития МСП нужна стабильно действующая система государственной поддержки. Внедрение эффективных финансовых инструментов и механизмов стимулирования МСП будет содействовать не только повышению роли МСП в российской экономике, но и также переходу к инновационной модели развития общества в нашей стране.

Ссылки на источники: 1. Распоряжение Правительства РФ:О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2021 года от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009 № 1121-р). URL: http://base.garant.ru 2. Баетова Д.Р. / Бюджет и государственно-частное партнерство: теоретический и правовой аспекты/В сборнике: Экономические проблемы модернизации и инновационного развития агропромышленного производства и сельских территорий материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летнему юбилею доктора экономических наук, профессора Стукача Виктора Федоровича: В 2 частях.

Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина. 2012. С. 82-86.

3. Баетова Д.Р. / Теоретические аспекты бюджетного риска/Вестник Омского государственного аграрного университета. 2012. № 1 (5). С. 85-89. 4. Гончаренко Л.Н., Елкина В.Н./ Консолидация территориального бизнес-сообщества: проектный подход/ Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2014. № 4 (18). С. 212-218. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . 5. Позднышев А.А., Богатикова О.В. / Оптимизация механизма финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в России/Общество: политика, экономика, право.

2014. № 2. С. 36-43. 6. Федорова Л.П., Рыбаков А.Н.

/ Проблемы повышения эффективности мер государственной поддержки малых и средних компаний/Вестник Российского университета кооперации. 2014. № 2 (16). С. 54-63. 7. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ URL http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallBusiness/ Kseniya Levchenko Master’s Degree Student FSBEI HE Omsk SA U, Omsk Vitaliy Epanchintsev Candidate of Economic Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk State Support of Small and Medium Entrepreneurship in the Russian Federation Abstract. This article focuses on research of support measures and regulation of small business in the Russian Federation.

The article discusses the kind of government support for small businesses. The characteristic of a number of the actions directed on support of small and medium business is given.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

3 thoughts on “Меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

  1. Большие расходы на Сирию, Чечню, часть Донбасса. А отечественный бизнес по фигу. Такая политика партии и правительства России.

Comments are closed.

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+