Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Кпзс современные тенденции развития отрасли конституционного права

Кпзс современные тенденции развития отрасли конституционного права

Современные тенденции развития отрасли конституционного права

Определяющим фактором, воздействующим на развитие конституционного права и его институты, является Конституция РФ. Принципы и нормы конституционного права установили новую политическую систему, основывающуюся на идеологическом плюрализме, многопартийности, признании, уважении и гарантировании прав и свобод человека и гражданина, создали более совершенную организацию государственной власти в соответствии с базовым принципом разделения властей, обеспечили демократическое федеративное устройство Российского государства, ввели местное самоуправление. Вся совокупность источников ведущей отрасли российского права призвана, с одной стороны, закрепить достигнутые демократические завоевания и тем самым обеспечить социально-политическую стабильность, с другой – способствовать проведению рыночных и конституционных реформ. Демократизм и социальное предназначение конституционного права как раз и проявляется в том, чтобы выражать и консолидировать волю большинства граждан в соответствии с установленными фундаментальными нормами и формально-правовыми процедурами, не допускать узурпацию или захват власти насильственным (нелигитимным) путем, противодействовать реставрации авторитаризма в любой его форме.

Основными тенденциями развития конституционного права являются следующие.

  1. 1. Создание условий для превращения России в подлинно демократическое правовое социальное государство с республиканской формой правления.
  2. 3. Обеспечение современного федеративного устройства на основе равенства и недопущения дискриминации разнотипных субъектов – республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Уменьшение фактора асимметрии в «конструировании» Российской Федерации.
  3. 5. Расширение и дифференциация сферы государственно-правового регулирования. Это предполагает как первоочередное принятие федеральных конституционных и иных законов, обозначенных в основных нормах, но все еще нс принятых, так и надлежащую регламентацию всей правотворческой деятельности, включая подзаконное нормотворчество. Обязательное условие легитимности принимаемых законов – соблюдение процедурных правил их подготовки и введения в действие. Целям повышения научного уровня правотворчества способствует надлежащее регулирование самого нормотворческого процесса, охватывающее комплекс вопросов, связанных с подготовкой и принятием юридически значимых управленческих решений. Требования, предъявляемые к ним, целесообразно закрепить особо. Порядок работы над готовящимися законопроектами и в современный период, и в прошлые десятилетия в достаточной степени не отработан и нуждается в совершенствовании.
  4. 4. Признание особой социальной ценности общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ для развития национального законодательства. Необходимо форсированное приведение его в соответствие с международными стандартами, прежде всего Организации Объединенных Наций и Совета Европы.
  5. 6. Создание единого правового пространства на всей территории РФ, что предполагает повышение уровня конститу
  6. 2. Строгая и последовательная реализация конституционного принципа разделения властей, что предполагает самостоятельность, сотрудничество и взаимодействие ведущих государственных институтов. При этом Федеральное Собрание РФ – единственный в масштабах Российского государства орган власти, имеющий право издавать законы.

ционности в системе правого регулирования общественных отношений.

Конституционность, являясь фактором и предпосылкой соответствия иных правовых актов Конституции РФ, не может противопоставляться законности, а наоборот, должна рассматриваться как ее важнейший содержательный аспект. В этих целях необходимо, с одной стороны, провести своего рода инвентаризацию действующего законодательства в центре и на местах, а с другой – добиваться соответствия региональных актов федеральным.
В этих целях необходимо, с одной стороны, провести своего рода инвентаризацию действующего законодательства в центре и на местах, а с другой – добиваться соответствия региональных актов федеральным.

Все это делает неизбежным широкое использование на основе закона согласительных и судебных процедур при конфликтных ситуациях, связанных с изданием нормативных актов и договоров, развитие федерального коллизионного нрава. 7. Интенсификация работы по созданию Свода законов РФ и Свода законов ее субъектов. Конституционное законодательство недостаточно согласовано и имеет немало пробелов.

Его комплексное и обдуманное совершенствование но различным институтам и направлениям (в том числе путем издания Свода законов РФ) повысит эффективность, стабильность, доступность правовых предписаний и будет способствовать становлению демократической государственности. Только при этих условиях способна возникнуть целостная и не противоречивая во всех своих частях система российского законодательства, имеющая в своей основе Конституцию. Действующее, совершенное по всем «параметрам» право – атрибут и показатель утверждения высоких идеалов справедливости и правового государства.

Наука о конституционном праве зарубежных стран

Развитие знаний о конституционном праве. В отличие от действующего конституционного права наука о нем — это не совокупность норм, а рассуждения, гипотезы, выводы ученых, знания.

Хотя источниками научных знаний могут быть (и часто являются) нормативные акты и практика их применения, материально наука представлена не законами и другими правовыми актами, а огромным количеством книг, статей, докладов на многих языках мира. Наука изучает действие конституционного права, реализацию его норм, обнаруживает закономерности его развития, формулирует практические советы в целях совершенствования норм и конституционно-правовых отношений. Она изучает историю науки, теории, их развитие.

Наука конституционного права едина. Если ученые не следуют каким-то заранее установленным догмам, подгоняя под них свои взгляды, то даже их ошибочные рассуждения могут быть полезны для научной дискуссии. Исследование конституционного права зарубежных стран — это изучение определенных сторон мирового опыта.

Оно помогает отобрать, усовершенствовать, применить на практике те модели конституционного регулирования, которые оказались эффективными в сходных условиях, и отказаться от институтов, непродуктивных или не соответствующих общечеловеческим ценностям, конкретным условиям данной страны. Наука конституционного права прошла длительный путь развития.

Наука конституционного права прошла длительный путь развития. Ее отпочкование в самостоятельную научную отрасль произошло позже, чем некоторых других юридических наук (например, гражданского, уголовного права). Основы этой науки заложила блестящая плеяда мыслителей разных времен, а создавали и развивали науку ученые- конституционалисты, включая российских.

Многие научные идеи были заложены также в текстах законов, являясь обычно коллективным творчеством.

В одном параграфе невозможно охарактеризовать многочисленные труды ученых и правовые акты, заложившие основы науки и ее современные методы (например, объекта конституционного регулирования, конституционного строя, современные концепции публичной власти и ее моделей, президентско-парламентарной и парламентарно-президентской республик, территориального публичного коллектива, разделения властей и новых ветвей государственной власти, субсидиарности ветвей власти, концепции современной конституции и ее моделей и др. в наши дни). Назовем лишь главные научные направления и основные научные школы. В настоящее время в науке конституционного права в зарубежных странах существуют два основных направления.

Условно их можно назвать радикальным (от лат.

radical — коренной) и либеральным (от лат. liberalis — свободный). Радикальное направление представлено в основном работами ученых-марксистов, произведениями так называемых революционных демократов, отстаивающих социалистическую ориентацию развивающихся стран, и сочинениями левых радикалов. Авторы, принадлежащие к этому направлению, рассматривают конституционное право с позиций классовой борьбы и нередко — с позиций диктатуры определенного класса, блока классов или же деклассированных слоев.

Правда, эти классы в понимании различных группировок данного направления неодинаковы. У марксистов-ле- нинцев это рабочий класс (диктатура пролетариата, правда, сегодня говорят о диктатуре народной демократии).

Революционные демократы отстаивают «совокупную» власть блока трудящихся и тех нетрудя- щихся, с которыми, по их мнению, можно сотрудничать на этапе коренных демократических преобразований, способных в итоге привести к социализму (революционно-демократическая диктатура).

Левые радикалы чаще всего движущую силу революционных изменений видят в некоторых отрядах интеллигенции, а то и в деклассированной группе «передовых борцов», которые, как они считают, путем захвата в заложники крупных политических деятелей и капиталистов, грабежа банков, других экспроприаций, партизанских действий, крестьянских бунтов разрушают буржуазный строй. Ученые радикального направления считают, что служебная роль конституционного права заключается в создании условий (власти, экономики, партийной системы, структуры государства и т.

д.) для строительства социализма и коммунизма (теперь о последнем обычно сообщается как о далекой перспективе). Эти авторы говорят о народной, социалистической демократии, но на деле выступают за авторитарные системы управления, за бессменное правление одной (коммунистической) партии, против разделения властей и местного самоуправления, за систему советского типа органов, за огосударствление экономики, за преимущества в правах определенных групп населения (рабочего класса, кресть- ян-бедняков, трудящихся), за ликвидацию частной собственности, «класса эксплуататоров», в частности, путем применения насильственных методов, за всеобщую уравнительность.

В этом они видят суть социальной справедливости. В настоящее время в странах с сохранившимся тоталитарным социализмом в теоретических работах и на практике наблюдаются изменения по отношению к частной собственности, роли классов и др., но они, как правило, не затрагивают основ политики и государственной идеологии.

В настоящее время в странах с сохранившимся тоталитарным социализмом в теоретических работах и на практике наблюдаются изменения по отношению к частной собственности, роли классов и др., но они, как правило, не затрагивают основ политики и государственной идеологии. Либеральное направление представлено трудами правоведов различных стран, включая такие постсоциалистические государства, как: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Узбекистан, Болгария, Польша, Чехия и др., в которых ученые, кардинально пересмотрев свои взгляды, стали разработчиками проектов новых конституций.

В некоторых странах Восточной Европы отдельные правоведы, прежде считавшиеся ведущими, были отстранены от работы над конституцией. В новые конституции постсоциалистических стран, бывших тоталитарных государств в Азии и Африке включены нормы, отражающие общегуманистические ценности человечества. Вместе с тем некоторых авторитарных черт и прежних влияний избежать не удалось.

Представители либерального направления считают, что конституция, как и конституционное право в целом, является не орудием диктатуры, а выражением социального компромисса между различными группами населения, правящими и управляемыми. По их мнению, конституция — документ, который должен воплощать в своих нормах общечеловеческие ценности (свободу, демократию, права человека, социальную солидарность, социальную справедливость, социально ориентированную рыночную экономику и др.).

Они выступают за правовое, демократическое, социальное, свободное, но эффективное государство; за разделение властей, признание местного самоуправления; за ответственность всех должностных лиц и органов государства перед народом и его представителями; за мирные средства разрешения конфликтов, поиски компромиссов и консенсуса в социальных и политических отношениях; против закрепления в конституции «руководящей и направляющей роли» одной партии в обществе и государстве; за подлинно народный, а не классовый характер государственной власти.

Радикальное и либеральное направления отражают лишь полярные взгляды. Между ними есть промежуточные течения, в ряде случаев в исследованиях определенного автора соединяются черты обоих направлений.

Кроме того, некоторые ученые, принадлежащие одному направлению, не придерживаются абсолютно одинаковых взглядов по всем, даже принципиальным, вопросам. В связи с этим нередко в рамках одного и того же направления возникают различные научные школы — коллективы ученых, использующих сходные методы исследований и дающих в целом аналогичные истолкования их результатов.

Приверженность к той или иной научной школе не всегда зависит от места жительства и работы ученого, она определяется содержанием публикаций, научных докладов. Крупные научные школы имеют международный характер, объединяют авторов из различных стран.

Можно назвать четыре основные школы, существующие сегодня в зарубежной науке конституционного права: юридическую, политологическую, теологическую и марксистскую.

Промежуточное положение между первой и второй занимает институционализм, тяготеющий больше к политологической школе.

Юридическая школа имела сначала определяющее, а затем значительное влияние до 1920-х гг.

Ее сторонники ориентировались главным образом на изучение нормативных актов о государстве, его органах, правах человека, причем делалось это преимущественно, а то и исключительно лишь с юридических позиций.

Они признавали социальный характер государства, но призывали юристов изучать государство, его органы, его деятельность как систему правоотношений; направляли их на изучение догмы права. В настоящее время эта школа свое значение утратила, но методы исследования, выработанные ею, продолжают широко использоваться в науке конституционного права. Политологическая школа одержала окончательную победу в середине XX в.

Ее сторонники призывают изучать не столько нормы конституционного права (иногда они даже игнорируют их), сколько реальную роль тех или иных институтов государственности, политических институтов. Не случайно в некоторых франкоязычных странах предмет преподавания теперь называется «Конституционное право и политические институты».
Не случайно в некоторых франкоязычных странах предмет преподавания теперь называется «Конституционное право и политические институты». Особое место занимает теологическая школа.

Она отличается крайней пестротой взглядов своих приверженцев. Ее правое крыло ничего общего не имеет с либерализмом.

Оно смыкается с радикальным направлением в особой, религиозной интерпретации, но определенная часть ее сторонников, на которую влияние оказали западные идеи, высказывает либеральные взгляды, хотя и прикрывая их религиозной оболочкой.

Эта школа представлена главным образом исследованиями мусульманских юристов. Труды ее сторонников, особенно фундаменталистского крыла этой школы, пронизаны идеями халифата — справедливого правления, которое существовало, по их утверждениям, при пророке Мухаммеде и сменивших его четырех «праведных» халифах.

Труды ее сторонников, особенно фундаменталистского крыла этой школы, пронизаны идеями халифата — справедливого правления, которое существовало, по их утверждениям, при пророке Мухаммеде и сменивших его четырех «праведных» халифах. Принципы халифата, полагают они, должны неукоснительно соблюдаться. Сторонники этой школы считают, что вселенский суверенитет принадлежит Аллаху; отрицают полезность института выборов, предлагая заменить его Меджлисом аш-шура или Консультативным советом, законосовещательным органом особо авторитетных лиц при правителе государства; полагают, что институт правового статуса личности должен соответствовать принципам шариата, что предполагает, в частности, неравноправие мужчин и женщин, а главным считают не права, а правовые и моральные обязанности перед Аллахом и общиной «правоверных» — уммой.

Научная школа институционализма малочисленна.

Ее сторонники призывают изучать «институции» (семью, школу, религию, профсоюзы и т. д., в том числе как равное им государство), считая, что конституционное право создается всеми институциями. О марксистской школе сказано выше при характеристике радикального направления.

Методы изучения конституционного права зарубежных стран. При изучении конституционного права зарубежных стран используются различные общенаучные и специально-юридические методы: исторический (анализ появления и развития того или иного конституционно-правового института); индукция и дедукция (от частного к общему и наоборот); анализ и синтез; системный и структурно-функциональный подходы (изучение во взаимосвязях с другими институтами и их функциями), многофакторный анализ, статистические и математические методы и др.

Используются методы эксперимента (в Китае часто принимаются законы в порядке эксперимента, чтобы проверить их действие и утвердить закон в окончательной редакции; с 2003 г. такая возможность предусмотрена поправкой к Конституции Франции). Однако возможность эксперимента в конституционном праве ограничена (нельзя создать еще один парламент или правительство параллельно существующим).

Поэтому методы эксперимента и моделирования применяются исследователями в мысленной, воображаемой форме.

Особое значение имеют формально-логический (догматический) метод (уяснение юридического смысла и содержания норм); метод юридического толкования; сравнительно-правовой метод, который дает возможность выяснить плюсы и минусы тех или иных конституционно-правовых институтов в условиях различных стран.

  1. Некоторые современные ученые называют это направление марксистско-энгель-совским, особо выделяя ленинизм, большевизм и рассматривая его, с одной стороны,как восприятие основных постулатов марксизма, а с другой — не только как развитие,но и как отступление в теории и на практике от некоторых научных позиций К. Марксаи Ф. Энгельса, их частичный пересмотр.

Основные тенденции конституционного развития в зарубежных странах

В современном виде первые конституции появились примерно в 17 веке, после буржуазных революций.

В конституционной истории можно выделить три этапа развития:

  1. 1. Первый этап. В независимых гос-вах, принявших конституции в 18-19 веках, борьба социальных классов в основном закончилась установлением буржуазного порядка или компромиссом между противоборствующими силами: буржуазией и дворянством. Первыми буржуазными конституциями в собственном смысле слова были Американская, 1787 и Французская, 1791. Во Франции в этот период принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, Конституция 1791 года, ряд конституционных актов. Источником власти в стране признавалась нация. Преобразования коснулись и системы госорганов и порядка их взаимоотношения: Национальное Собрание, система органов местного самоуправления. Появляется важнейшее понятие теории разделения властей, в соответствии с этим принципом организуется и госуправление. Уже в 1792 году упраздняется монархия, и вся исполнительная власть подчиняется Парламенту. Так же происходит признание частной собственности неприкосновенной и священной, закрепляется свобода предпринимательской деятельности, что способствует развитию промышленности и торговли.
  2. 2. Второй этап. Довольно резко в конце 19-начале 20 века начали проявляться сдвиги в социальных сферах общества. Например, появляется промышленно-рабочий класс, и множество партий, представляющих различные группы. К тому же, это довольно трудный и насыщенный период истории: резкое развитие экономики нередко приводило к кризисам, государства активно боролись за рынки сбыта в колониях. Все это привело к серьезным изменениям в конституциях или к принятиям новых. В целом произошла некоторая демократизация: женщины уравнены в полит. правах с мужчинами, снижается возрастной и имущественный ценз в избирательном праве, расширен круг политических прав граждан.
  3. 3. Третий этап: со времени окончания Второй мировой Войны. (ФРГ,Италия 1949)
  4. 1. Первый этап: конец 18 — конец 19 века. (В это время приняты конституции Норвегии 1814, Бельгии 1831, Люксембурга 1868, Швейцарии 1874).
  5. 2. Второй этап: от начала 20 века до его середины (Вторая Мировая Война) (Марокко 1911, Мексика 1917, Ватикан 1929, Лихтенштейн 1921)

В конституционном развитии стран в этот период все-таки можно назвать несколько особенно четких тенденций:

  1. 2.

    Все конституции в той либо иной форме закрепляют институты частной собственности.

  2. — в ряде других стран парламентарная власть, наоборот, уступила место власти исполнительной.

    За счет усложнения госзадач происходит расширение аппарата государства.

  3. 5. Конституции устанавливают и закрепляют форму государственного устройства, хотя в самом тексте основного закона могут отсутствовать прямые предписания об этом (Франция, Япония).

    В этом случае как бы предполагается, что само умолчание о форме государственного устройства является констатацией унитаризма как наиболее распространенного способа национально-политической организации территории страны.

    Но и в федеративных государствах далеко не всегда встречается сам термин «федерация» или его производные.

    В ряде случаев конституция пользуется синонимами. Так, конституции США и Индии говорят о Союзе, конституция Австрии содержит термин «Союзное государство». Конституции Канады и Швейцарии говорят также о Союзе, но в официальных документах и публикациях они иногда именуются конфедерациями.

    Прямое упоминание содержится в конституциях ФРГ, Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Мексики.

  4. 3. Третий этап. Большинство конституций появилось после второй мировой войны.

    Это конституции стран Азии, Африки, Америки. В послевоенный период были приняты или существенно изменены конституции многих стран Америки (Бразилия, Боливия, Гондурас, Доминиканская Республика, Сальвадор, Канада), Европы (Италия, Франция, ФРГ, Дания, Греция, Испания, Португалия), Азии (Япония, Турция, Ю.

    Корея, ЮАР, Филиппины). Каждая из ныне действующих конституций обладает специфическими индивидуальными чертами. В них нашли отражение социальные, национальные, политические, исторические, религиозные и иные особенности соответствующих стран.

    В то же время конституциям присущи некоторые общие, совпадающие черты:

  5. 8. Так же нужно заметить, что во многих послевоенных конституциях устанавливаются принципы внешней политики, устанавливается нейтралитет государств, приверженность к миру (ФРГ, Япония).
  6. — дуализм власти в конституциях, закреплявших дуалистическую форму правления, начинает уступать место парламентарной форме. Этот процесс проходил медленно, но в конституции начали включаться нормы, расширяющие права парламента.
  7. 1.

    Все конституции в той либо иной форме провозглашают лозунг народного суверенитета. В этом отношении едины как старые, так и новые конституции. Бельгия, 1831: «Все власти исходят от народа.

    Они осуществляются установленным Конституцией порядком» (ст. 25). В ст. 1 Конституции Итальянской республики сказано: «Италия — демократическая республика, основывающаяся на труде. Суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и в границах Конституции».

  8. — выделяется так же небольшая группа стран (получившие независимость), которые в это время принимают свои первые конституции, отразив в них эту самую независимость и установив систему госорганов.
  9. — в период Первой-Второй мировых войн выделяется ряд государств, где к власти приходят радикально-настроенные полит партии, и это приводит к отказу от конституционализма, либо к тому, что конституция становится лишь юридической фикцией, а демократические права и свободы граждан никак не подтверждаются и не обеспечиваются.
  10. 3.

    В конституциях обычно воспроизводятся и закрепляются основные принципы теории разделения властей.

    В некоторых конституциях (итальянская, французская, западногерманская) концепция разделения властей не выражена семантически точно, она как бы подразумевается, из нее исходят.

    В других (американская, датская, японская) принципы разделения властей четко сформулированы в соответствующих статьях. Принцип разделения властей, дополненный «системой сдержек и противовесов», положен в основу американской конституции. Три первые главы конституции начинаются следующими положениями:

    «Все законодательные полномочия, сим установленные, предоставляются конгрессу Соединенных Штатов.»

    (Глава 1, ст.

    1);

    «Исполнительная власть принадлежит президенту Соединенных Штатов Америки.»

    (Глава II, ст. 1);

    «Судебная власть Соединенных Штатов предоставляется одному Верховному суду.»

    (Глава III, ст. 1).

  11. 7. Все конституции определяют принципы организации системы высших органов государственной власти и порядок деятельности составляющих ее подсистем.

    В их число входят глава государства, правительство, парламент и в некоторых странах высший орган конституционного надзора. В конституциях устанавливаются основы регулирования важнейших политпроцессов: выборы, референдум и законодательство.

  12. 4.

    Все конституции устанавливают и закрепляют форму правления соответствующего государства. Испания, 1978: о форме правления сказано прямо: «Политической формой испанского государства является парламентарная монархия».

  13. 6.

    Все конституции в той либо иной форме провозглашают и устанавливают демократические свободы граждан и подданных.

    Обычно в самом тексте основного закона содержится соответствующая глава или раздел. В новейших конституциях, особенно латиноамериканских, правовое положение человека разработано весьма обстоятельно, со множеством деталей.

    В то же время имеется ряд конституций, в основном тексте которых отсутствуют разделы или даже упоминания о правах и свободах. К их числу относятся конституции США, Франции 1958 года, некоторых франкоязычных стран Тропической Африки. В первоначальном тексте конституции США не было специальной статьи или раздела о правовом положении личности, и лишь спустя несколько лет были приняты первые десять поправок, которые обычно называют Биллем о правах.

    Во Французской конституции об этом говорится в преамбуле.

Образование различных экономических, политических, военных блоков (ЕС) привело к включению в конституции стран-членов этих блоков (Греция, ФРГ, Дания, Испания) положений об ограничении их суверенитета и передачи этим союзам части прав, принадлежавших высшим органом госвласти. 9. А так же в связи с увеличением числа международных договоров в конституциях различно решается вопрос о приоритете международного права, права национального или их равного положения.

Круг вопросов, регулируемых конституциями, различен. Однако с определенной степенью приближения можно вывести общую закономерность, состоящую в том, что старые конституции обычно более суммарны. Конституции эпохи свободной конкуренции были «краткими и туманными».

Наиболее типичным примером является конституция США, содержащая в себе лишь общие принципы организации центральной государственной власти и распределения компетенции между Союзом и штатами. Подобная краткость основного закона давала возможность управлять более «свободно», дополняя, видоизменяя и переиначивая конституционные предписания с помощью обычных законов, нормативных актов исполнительной власти, толкований. Именно в ходе такого нормотворчества в США была создана «живая конституция», существеннейшим образом отличающаяся от официального конституционного текста.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+