Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Гегель диалектика законы диалектики

Гегель диалектика законы диалектики

Диалектика Гегеля кратко и понятно, с примерами

23 января 2018Диалектику, в понимании Гегеля, можно понять как метод, противоположный формальной логике. Диалектика Гегеля позволяет понять развитие, поэтому в рамках диалектической логики допустимы такие положения, которые недопустимы в формальной логике.

В формальной логике есть либо А, либо Б. Третьего не дано. В диалектической логике и А и Б сосуществуют одновременно, ведь диалектика – это логика развития.

Простой пример: лист дерева зеленый или нет?

С точки зрения формальной логики лист дерева может быть только одного цвета в данный момент.

С точки зрения диалектики, один и тот же лист и зеленый, и желтый, и красный ведь он находится в постоянном развитии в ходе смены времен года.Самое элементарное объяснение диалектики Гегеля заключается в триаде «тезис – антитезис — синтез». Гегель считал, что мышление и бытие тождественны, а потому всё в мире развивается по единым законам. И в самой общей форме этот закон развития выглядит как триада «тезис-антитезис-синтез».

Это триада означает, что любое явление в мире обязательно порождает свое противоречие.

Если есть черное, то есть и белое. Если есть мужчина, то есть и женщина.

Одно без другого не бывает. Эти два противоречия естественно вступают в отношения взаимодействия.

Рано или поздно это взаимодействие порождает синтез – т.е. некое новое явление, которое вбрало в себя черты и тезиса, и антитезиса.

Синтез сам становится новым тезисом и порождает новое противоречие и все начинается вновь и так до бесконечности… Пока Абсолютный Дух не познает сам себя через человека. Грубо говоря, взаимодействие мужчины и женщины как противоположностей порождает ребенка, который вбирает в себя черты и отца и матери. Таким образом, ребенок – это синтез.

Таким же образом развивается и вся природа и общество. Ведь что есть эволюция? Развитие живых организмов через естественный отбор, наследственность и изменчивость. Эволюция природы постоянно происходит благодаря наличию противоречий между хищниками и травоядными, которые выступают как тезис и антитезис и т.д.Триаду Гегеля легко продемонстрировать и на примере истории.

Киевская Русь – тезис. Монголы – антитезис. Борьба Руси и монголов порождает синтез – Золотую Орду – государство, в рамках которого сливаются две культуры: русская и монгольская. Золотая Орда становится тезисом и порождает новый антитезис – стремление Руси освободится от ее ига.

В итоге Русь освобождается от монголов, но становится государством с чертами восточного деспотизма (Иван Грозный и т.п.) – это синтез.Любая революция легко поддается описанию в рамках гегелевской триады. Английская, французская – все они развивались как борьба антагонистических социально-экономических слоев, а в итоге оканчивались неким синтезом старых феодально-монархических и новых республиканско-капиталистических порядков.Итак, основные составляющие гегелевской диалектической триады:

  1. синтез
  2. антитезис
  3. тезис

Из всего вышесказанного вытекает первый и важнейший закон диалектики Гегеля: закон единства и борьбы противоположностей. Именно существование противоположностей заставляет мир естественным образом развиваться.

Противоречия между противоположностями постепенно накапливаются и выливаются в масштабные изменения.Отсюда следует второй закон диалектики Гегеля: переход количественных изменений в качественные. Например: когда противоречия между разными классами в Англии, Франции, России накапливались до предела – начиналась революция (количественные изменения переходили в качественные).Но, как уже было сказано выше, в ходе революций возникал некий синтез старого и нового.

Отсюда следует третий закон диалектики: закон отрицания отрицания. Проще говоря этот закон говорит нам о том, что ничего не вечно и каждая новая стадия развития так или иначе отрицает предыдущую.Итак, законов диалектики Гегеля всего три:

  1. Закон перехода количественных изменений в качественные
  2. Закон единства и борьбы противоположносей
  3. Закон отрицания отрицания

Гегелевская триада и три закона диалектики позволяют получить первое примерное представление о диалектической логике как науке о развитии.

В своих книгах «Наука логики», «Малая логика»Гегель гораздо более подробно описал механизмы действия диалектического развития. Есть чистое бытие и чистое ничто. Переход одного из низ в другое называется становлением.

Но в ходе становления есть механизмы развития нового и препятствия новому.

Это называется «моменты становления».Переход ничто в бытие называется возникновением. Переход бытия в ничто в становлении есть прехождение.Постепенно происходит «снятие становление» и возникает некое новое бытие. Это новое бытие, имеющее новые определенные качество называют «налично сущее»или «нечто».

Налично сущее, выражая единство наличного бытия и определенности, отвечает сразу на два вопроса: «Что?» и «Какое?».Например, становление в истории обозначает открытую борьбу классов, наций и т.п. По окончанию этой борьбы возникает наличное бытие, к примеру, капиталистическое общество.Это лишь начала диалектики.
По окончанию этой борьбы возникает наличное бытие, к примеру, капиталистическое общество.Это лишь начала диалектики. До сих пор, спустя 200 лет мало кто может похвастаться пониманием этой философии.

Диалектика Гегеля очень сложна и требует к себе особого внимания.Смотрите также:

О диалектике Гегеля: кратко и понятно

Пишет matveychev_oleg (matveychev_oleg) 2021-10-30 11:00:00 matveychev_oleg matveychev_oleg 2021-10-30 11:00:00

Категория:

  1. Философия
  2. Отменить

Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, ярчайшего представителя немецкой классической философии — пример того, насколько четкой и продуманной может быть философская концепция. По сути, его диалектическое учение строится на основе трех понятий, а именно, тезис — антитезис — синтез, называемых вместе триадой.Суть концепции такая:а) субстанцией, то есть началом всего сущего, является объективно существующая духовная сущность — Абсолютная Идея (религиозные люди поклоняются ей и называют Богом),б) существование Абсолютной Идеи одновременно есть процесс развития и процесс познания. То есть, сказать, что она есть, то же самое, что сказать, что она развивается и познает,в) в процессе самопознания она разворачивается в самых разных ипостасях, видах, формах, чтобы познать себя во всех возможных проявлениях,г) развитие происходит потому, что все в мире пронизано противоречиями.Вышеупомянутая триада показывает, как это работает.

Есть некое положение — тезис. Непременно рядом с ним есть и его противоположность — антитезис. Между ними возникает противоречие, борьба.

В процессе этой борьбы рождается синтез, то есть тезис и антитезис становятся единым, но при этом в процессе борьбы что-то исчезает навсегда, а что-то сохраняется и продолжает свое существование.

Так обеспечивается преемственность развития.Возникший синтез тезиса и антитезиса — новая ступень развития. Она как бы повторяет предыдущий этап, но не точно так же, а на другом уровне.

Поэтому развитие можно представить в виде бесконечной спирали.Гегель сформулировал три закона диалектики, которые раскрывают диалектический процесс развития со всех сторон:а) закон единства и борьбы противоположностей, который и утверждает противоречие как источник развития,б) закон перехода количественных изменений в качественные, который показывает механизм развития: сперва в объекте происходят количественные изменения (например, цветок яблони меняет свою структуру), а когда эти изменения переходят меру, то есть происходит скачок, меняется качество объекта, его суть. В нашем примере — когда структурные изменения цветка переходят меру, цветок превращается в плод, то есть теряет сущность цветка и обретает сущность яблока,в) закон отрицания отрицания, который раскрывает суть развития поступенчато, то есть, что тезис отрицается антитезисом, а антитезис отрицается, в свою очередь, синтезом.

Синтез = новый тезис, и весь процесс повторяется заново, и так до бесконечности.источник Метки: Гегель, диалектика, наука, саморазвитие, философия Подписаться

  1. 10 фото о том, как девушки с естественной красотой отличаются от инстаграмных красоток В разные временные эпохи существовали свои эталоны женской красоты.

    Сегодня мода также диктует определенные стандарты внешности, например, пухлые…

  2. Как разговаривал в жизни Пушкин? Было бы здорово послушать запись речи Александра Сергеевича: тембр голоса, как он произносит слова, манеру изъясняться. Это интересно, бесценно,…
  3. Восстание «боксеров».

    И их истребление Более 100 лет назад в Китае, уже тогда представлявшем политический и экономический интерес не только для Европы, но и для Российской империи,…

Мифы о коррупции Эта книга — антидот, книга-противоядие. Противоядие от всяческих бархатных революций и майданов, книга «анти-Джин Шарп», книга «Анти-Навальный».

Мы поставили эксперимент. Когда книга была написана, но еще не издана, мы дали ее почитать молодому поклоннику…

  1. Twitter
  2. Google
  3. После добавления комментария вы войдёте в ЖЖ
  4. Facebook
  5. MailRu
  6. Анонимно
  7. ВКонтакте
  8. Анонимно
  9. После добавления комментария вы войдёте в ЖЖ
  10. После добавления комментария вы войдёте в ЖЖ
  11. Ошибка В этом журнале запрещены анонимные комментарии

    сменить

    • LiveJournal
    • Facebook
    • Twitter
    • OpenId
    • Google
    • MailRu
    • ВКонтакте
    • Анонимно

    Картинка по умолчанию Добавить комментарий Предпросмотр комментария Справка

  12. OpenId
  13. 5 комментариев
  14. После добавления комментария вы войдёте в ЖЖ
  15. LiveJournal
  16. После добавления комментария вы войдёте в ЖЖ
  1. 5 комментариев

Диалектика Гегеля. Три закона диалектикеи.

Стр 4 из 6Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770 — 1831) -профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был од­ним из самых авторитетных ф-ф своего времени как в Германии, так и в Европе, яркий представитель немецкого классич.идеализма (идеализм –направление в ф-ии, утверждающее, что сознание, мышление, духовное первично, а природа, бытие, материя вторично). К его важным философским трудамотносятся: • «Феноменология духа»; • «Наука логики»; • «Философия права».

Диалектика,по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окр.мира. Гегель сформулировал з-ны и категории диалектики. Категории качества и количества.

Качество это то, без чего объект существовать не может. Кол-во безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.

Три закона диалектики (суть истории развития).

1. Закон перехода количественных отношений в качественные(при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания).

Голое отрицание — нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее.

Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта — воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода — лед. Смолотить зерно — голое отрицание, посадить зерно — диалектическое отрицание. Развитие происходит по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью.

Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития — единство и борьба противоположностей.

Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество — различие – противопол-ть. Противоположности вз/д-ют, т.е.

борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.

Развитиепроисходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: • Сущ-т определенный тезис(утверждение, форма бытия); • данному тезису всегда находится антитезис— его противопо­ложность; • в рез-те вз/д 2-х противоположных тезисов по­лучается синтез— новое утверждение, к-е становится тезисом, но на более высоком уровне развития; • данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в рез-те синтеза противоположных тезисов обр-ся те­зис все более и более высокого уровня. В качестве самого первого тезиса,- с к-го начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие» (т.е.

то, что сущ-т). Его антитезис — «небытие» («абсолютное ни­что»).

Бытие и небытие дают синтез — «становление», к-й явл-ся новым тезисом. Далее развитие продолжается по вос­ходящей линии.

По Гегелю, противоречие — не зло, а благо.

Именно проти­воречия явл-ся движущей силой прогресса. Без наличия про­тиворечий, их единства и борьбы развитие невозможно.

№30 Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Фейербах(1804 — 1872) был представителем мате­риалистического(материя-первична, сознание-вторично) направления в немецкой классической фило­софии. Фейербах подверг критике идеализм(противоположное материализму) и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира.

В своей философии Фейербах выступал как полный атеист,доказывал от­сутствие Бога, его искусственность. В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма.(первична не материя, а человек, сознание-вторично)Суть этой теории в том, что: • единственно существующими реальностями являются природа и человек; • человек является частью природы; • человек есть единство материального и духовного; • человек должен стать главным интересом философии; • идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека; • Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог — плод воображения человека; • природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима; • все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи.

Однако антропологизм Фейербаха имел и свою отрицательную сторону. Она состояла в том, что человек понимался им преимущественно как физиологическое, биологическое, а не как общественное существо.

Между тем реальный человек не может рассматриваться вне общества, вне общественных отношений.

Поэтому, как только Фейербах подходит к вопросам общественной жизни, обнаруживается идеализм (сознание-первично, материя-вторична)в его понимании общества.

В понимании же природы он был последовательным материалистом. Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, — деистов и др., Фейербах: • выступает с атеистических позиций; • тесно увязывает проблему Бога с антропологией.

Можно выделить следующие основные положения атеистическо-антропологической теории Л.

Фейербаха: • Бога как самостоятельной реальности нет; • Бог — порождение сознания человека; • религия — глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью; • распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям; • корни религии — в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности; • мысль о Боге — сверхсильном разумном существе — утешает человека, притупляет его страх и аффекты; • Бог — идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек; • Бог в действительности не является творцом, Он — творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) — человек №31 Философия марксизма.

Основатели – Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Главный последователь, осуществлявший их идеи на практике – В.И.Ленин (1870-1924). Сформировалась в конце 1840-х гг.

19 века в рамках целостного учения – марксизма, являясь его методологической философской основой. Теоретическими источниками явились труды представителей немецкой классической фил-ии-материализм Фейербаха и диалектика Гегеля, и др. Под влиянием материалистической фил-ии Фейербаха Маркс и Энгельс перешли от гегелевс- кого идеализма к материализму.

Однако при этом резко критиковали: — материализм Фейербаха – за его метафизичность (отсутствие идеи развития) и односторонность (нераспространение материализма на общество); — диалектику Гегеля – за ее идеалистичность (развитие происходит за счет идеального).

В результате они создали принципиально новую философию – диалектический материализм, органически соединив материализм с диалектикой. Предмет диалектического материализма (марксистской философии) – изучение универсальных зак-в развития мира, исходя из первичности материального мира и решающей роли материальных факторов. Помимо фил-ии, марксизм имеет и др.

составные части: политическую теорию (научный социализм) и экономич-ю теорию (политическая экономия). Основные положения: -основной вопрос фил-ии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание); — сознание понимается как свойство материи отражать саму себя; -материя находится в постоянном движении и развитии; -Бога нет, Он является идеальным образом, плодом челов-й фантазии для объяснения явлений, непонятных челов-ву, и дает челов-ву утешение и надежду; -Бог не оказывает никакого влияния на окр-ую действительность; -материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; -важным фактором развития является практика — преобразо­вание ч-ком окр-ей действительности и преобра­зование чел-м самого ч-ка; -развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качест­во, отрицания отрицания.

Также Марксом и Энгельсомвыделяются и разрабатываются понятия: • средства производства(уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар); • отчуждение(процесс отчужде­ния основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда); • прибавочная стоимость(разница между стоимостью произведенного наемной рабочей силой продукта и стоимости их труда (в виде зарплаты)); • эксплуатация человека человеком.

Главными произведениями марксизма: • «Тезисы о Фейербахе» К. Маркса; • «Капитал» К. Маркса; • «Манифест Коммунистической партии» К.

Маркса и Ф. Эн­гельса; • «Святое семейство» и «Немецкая идеология» К.

Маркса и Ф. Эн­гельса; • «Диалектика природы» Ф. Энгельса; Основные выводы марксисткой философии: 1.

Основа мира — вечная, никем не сотворимая материя. Она первична. В ходе своего бесконеч-ного развития материя создает различные идеальные (духовные) сущности (в т.ч.

сознание ч-ка, понятия, категории, культуру в целом), к-е также развиваются и находятся во взаимосвязи с материальным миром предметов, в конечном счете, завися от него и являясь его отражением.

2. Диалектика понятий-отражением диалектики вещей. 3. Решающая роль практики (материальной деятельности человека) как основы, цели и критерия научного познания.

4. Решающая роль материального фактора в развитии общества. При этом его развитие носит прогрессивный ступенчатый характер (общественно-экономические формации), обусловленный заменой устаревшего способа производства материальных благ, а также борьбой классов. 5. Изменение главной задачи фил-ии – нужно не объяснять мир, а предлагать пути его революционного изменения.

№324 

Философия Гегеля. Три закона диалектики

Введение.

Эпоха Просвещения создала настоящий разума культ.

Его возможности в познании и анализе природного как, так и социального мира казались Немецкая.

безграничными классическая философия – это определенный развитии в период немецкой философской мысли (с середины серединыXIXв. до XVIIIв.), представленный учениями Иммануила Канта, Фихте Иоганна, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля и Фейербаха Людвига. Все они – очень разные тем, но, философы не менее, их творчество принято оценивать единое как духовное образование.
Все они – очень разные тем, но, философы не менее, их творчество принято оценивать единое как духовное образование.

Несмотря на все между различия классиками немецкой философии, их усилия направлены были в единое русло, которое характеризуют особенности две: преемственность по отношению к идеям эпохи философское и Просвещения новаторство. Творчество Гегеля считается классической вершиной немецкой философии.

В нем нашли диалектические продолжение идеи, выдвинутые Кантом, Фихте, Гегель.

Но Шеллингом пошел значительно дальше своих предшественников великих. Он первым представил весь естественный, духовный и исторический мир в беспрерывном развитии. Он открыл и позиций с обосновал объективного идеализма основные законы и диалектики категории.

Он сознательно противопоставил диалектику как познания метод ее антиподу — метафизике. Философия Гегеля — рационализированный максимально и логизированный объективный идеализм. В основе сущего всего лежат законы мышления, т.е.

законы логики. Но логики не формальной, а совпадающей с диалектикой — диалектической вопрос.

На логика о том, откуда взялись эти Гегель, законы отвечает просто: это мысли сотворения до Бога мира. Логика есть

«изображение каков, Бога он есть в своей вечной сущности до природы сотворения и какого бы то ни было конечного духа»

1. Основу философских воззрений Гегеля представить можно следующим образом.

Весь мир – грандиозный это исторический процесс развертывания и реализации некоего возможностей мирового разума, духа.

Мировой есть Дух совершенно объективное, безличное, идеальное выступающее, начало основой и субъектом развития, творцом целом в мира. Общая схема творческой деятельности безличного этого идеального начала носит у Гегеля Абсолютной название Идеи. Все, что существует на лишь, — свете ее бледное отражение, следствие и результат ее Начальной.

«активности ступенью является совершенство, абсолютная бог, тотальность. Он был творцом, и от него исходили молнии, искры, отображения, так что первое было отображение наиболее похоже на него.

Это отображение первое в свою очередь не осталось бездеятельным и другие породило создания, но эти создания были менее уже совершенны, и так продолжалось дальше в ухудшения сторону…» 2 Процесс развертывания богатств мирового или (духа абсолютной идеи) включает три Логика:

  1. стадии– безличное, «чистое», т.е. непредметное мышление, само конструирующее из себя систему логических категорий;
  2. деятельностью – история собственно человеческой духовной которой, в жизни продолжается развитие абсолютной идеи, итоге в доходящее до философии, открывающей таинственный источник развития мирового, т.е. абсолютную идею. Последняя как бы философии в возвращается к себе самой, познает самое этом. В себя, по Гегелю, и заключается смысл и цель приключений всех мирового духа, разума – всамопознании.
  3. понимаемая – Природа как внешняя материальная оболочка противоположность, ее идеи, «инобытие»; на этой ступени появляется и как (человек часть и завершение природы), преодолевающий, в счете конечном, материальность природы своей духовной Дух;

логики Философия «Чистые логические сущности» первой развития фазы абсолютной идеи – это просто-логические напросто законы и категории, т.е. наиболее общие которых, в понятия воспроизводятся предельно общие связи и нашего отношения бытия (общее и единичное, необходимое и причина, случайное и следствие и т.д.). Непревзойденная до сих пор гегелевской оригинальность мысли заключается в том, что мышления категории не просто выстроились в определенном системном пришли, но и порядке в движение, как бы «ожили», стали «порождающими», текучими и обусловливающими друг друга.

Иными Гегель, словами демонстрирует саморазвивающуюся систему понятий, простого от поднимающихся, абстрактного, безличного к конкретному, сложному, исключительно содержательному за счет собственных возможностей, т.е. силою мысли, логики, духа. Двигательную же силу понятиям все придают те же диалектические принципы: внутренней противоречивости, всеобщей, отрицательности взаимосвязи и т.д.

В основе диалектики Гегеля идеалистическое лежит представление о том, что источник развития всякого – как природы, так и общества, и мышления человеческого – заключен в саморазвитии понятия, а значит, логическую имеет, духовную природу. Согласно Гегелю,

«понятии в только истина обладает стихией своего поэтому»

3, и существования диалектика понятий определяет собой вещей диалектику – процессов в природе и обществе.

У Гегеля вселенский весь диалектический процесс в конечном счете определенной подчинен цели – достижению точки зрения духа абсолютного, в которой сняты и разрешены все погашены и «противоречия» противоположности. Начинается, к примеру, логика категории с Гегеля «чистого бытия»- самой бедной предельно, содержательно абстрактной и неопределенной категории. Ведь о «бытии чистом» в принципе ничего нельзя сказать, того кроме, что оно есть, оно Неопределенность.

существует и бессодержательность этой категории позволяют другой ее к приравнять не менее абстрактной категории –«ничто»(практически и ее мы ведь никак не можем содержательно охарактеризовать). «отрицает» Ничто «чистое бытие вообще». Постоянный же чистого переход бытия в ничто, и наоборот, есть «третья», становление категория, выражающая синтез «чистого ничто» и «бытия».

Внутри «становления» уже заложено поскольку, противоречие оно может быть как переход (разрушительным от бытия к ничто), так и созидательным (ничто от переход к бытию). Поэтому «становление» разделяется на уничтожение«категории» и«возникновение», которые, в свою очередь, категорию порождают«наличное бытие».

Это уже некоторой с бытие степенью определенности, и, следовательно, мы имеем категорией с дело «качества», т.е.«тождественной с бытием определенностью». характеристика Качественная бытия неизбежно тянет за собой «противоречивое», а их количество единство дает категорию «мера» (т.е.

пределы некие, внутри которых изменение количества не смене к ведет качества). Вот таким примерно строится и способом в «Науке логики»гегелевская система диалектики категорий, которые, по Гегелю, существуют объективно, некий составляя духовный каркас или, точнее, развития русло мироздания в целом, а также культуры понятиях.

В человечества у Гегеля как бы изначально присутствует содержание конкретное всех вещей и процессов нашего существовании, в мира которого понятия лишь проявляются, Философия.

Второй ступенью развития идеи, абсолютной Гегель считает природу. Природа порождение есть абсолютной идеи, ее инобытие. Порожденная природа, духом не имеет независимого от него существования. интересует Природа Гегеля не сама по себе, а как этап необходимый развития абсолютной идеи. Ее проявлениями в считает он природе механику, физику, органику.
Ее проявлениями в считает он природе механику, физику, органику. Переход от природы неживой к живой завершает чисто природный Дух.

процесс выходит из природы, прорывая внешнюю материальности кору как чего-то низшего. Порой в Гегеля рассуждениях по поводу природы отсутствует всякая будь, логика то диалектическая или формальная. Энгельс называет справедливо бессмыслицей заявление философа о том, природа будто развивается в пространстве, но не во времени.

Ведь время именно есть основное условие всякого Вопреки. развития этому Гегель высказывает глубокие догадки диалектически, которые нашли подтверждение в дальнейшем естествознания развитии. К ним, например, относятся указания о количественных превращении изменений в качественные в химических процессах, электричества понимание как особой формы движения целом.

В материи же философ не смог преодолеть метафизического, понимания механистического природы. Он остался на позициях старой суть, натурфилософии которой состоит в том, что как философ представитель «науки наук» и обладатель «знания абсолютного» может не считаться с мнением специалистов в областях конкретных естествознания. Этим, видимо, следует выступления объяснить Гегеля против атомистики, непризнание им корпускулярной и волновой теорий света, утверждение, будто шарики кровяные образуются только при соприкосновении воздухом с крови.

Отсюда и странные формулы:

«свет — простая самая мысль, существующая под формой звук»

, «природы — жалоба идеального» и т.п. третья Это ступень гегелевской системы, представляющая синтез собой двух предыдущих.

Здесь абсолютная как идея бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит выражение свое в абсолютном духе. Человек — часть Однако. природы человеческий дух — продукт не природы, а духа абсолютного. Да и сама природа порождена духом.

«нас Для дух имеет своей предпосылкой является, он природу ее истиной, и тем самым абсолютно отношении в первым ее. В этой истине природа исчезла, и обнаружился дух в ней как идея, достигшая себя – для – бытия»4. Саморазвитие духа идет по ступеням трем.

Первая — «субъективный дух» — индивидуальное сознание человеческое, подразделяющееся на три вида: антропологию, психологию и феноменологию.

Вторая ступень «объективный дух» — общество человеческое и три его главные формы: нравственность, право, государство. Последняя ступень — «абсолютный включает» — дух искусство, религию, философию.

Дух нечто есть единое и целое, но находящееся в процессе перехода, развития от низшего к высшему.

Движущей силой духа развития Гегель считает диалектическое противоречие объекта и субъекта, мысли и предмета. Преодолевая это дух, противоречие прогрессирует в сознании своей свободы.

  • Гегеля Диалектика. Основные законы и категории диалектики Общий.

Гегеля «вес» вклада Гегеля в развитие первую в философии очередь определяется разработкой диалектического котором.В метода он впервые представилвсебытие (исторический, материальный и духовный мир) в виде бесконечного, процесса постоянного изменения иразвития, При этом, идет: а) развитие от низшего к высшему, по спирали, а не по кругу; б) происходит оно путем перехода количественных изменений в выделил; в) качественные главный источник развития — противоречия (в очередь первую -внутренние,т.е. лежащие в самом предмете, Например). явлении: проблемы России, семья.

Гегелю открытие принадлежит основных законов диалектики: Три диалектики закона: 1) Закона количественно-качественных изменений :диалектику Через категорий он рассматривает механизм действия законов основных диалектики. Вещь есть то, что есть она благодаря своему качеству. Теряя вещь, качество перестает быть сама собой, определенностью данной.
Теряя вещь, качество перестает быть сама собой, определенностью данной. Количество — это внешняя для определенность бытия, характеризует бытие со стороны числа.

говорил, Дом Гегель, остается тем, что он независимо, есть от того, будет ли он больше или так, меньше же как и красное остается красным, оно ли будет светлее или темнее. Подчеркивая характер всеобщий закона количественно-качественных и качественно-изменений количественных, Гегель показал его своеобразные каждом в проявления отдельном случае. 2) Другой закон — противоположностей взаимопроникновение- позволил Гегелю обосновать идею ибо, саморазвития в единстве и борьбе противоположностей он видит источник основной развития.

Гегель гениально угадал в мышления противоречиях, в диалектике понятий противоречия вещей и их Закон. 3) диалектику отрицания. В нем Гегель видел не поступательное только развитие абсолютной идеи, но и каждой вещи отдельной. По Гегелю, мысль в форме тезиса полагается вначале, а затем как антитезис противополагается себе самой и, наконец, сменяется синтезирующей высшей Гегель.

мыслью рассматривает природу диалектического отрицания, которого суть состоит не в сплошном, тотальном отрицании, а в положительного удержании из отрицаемого. Различают: 1. метафизическое(т.е. полное) Например. отрицание, полное перепрофилирование производства и замена иалектическое; 2.

Дперсонала отрицание (когда из старого качества в берется новое все положительное).

Например, постепенная людей замена в коллективе.

Гегель ввел диалектику в познания процесс.

Для него истина — это раз, а не процесс и навсегда данный, абсолютно правильный Теория. ответ познания у Гегеля совпадает с историей каждая: познания из исторических ступеней познания, развития дает науки «картину абсолютного», но еще ограниченную, Каждая. неполную следующая ступень богаче и конкретней Она.

предыдущей сохраняет в себе все богатство содержания предшествующего и отрицает предыдущую ступень, но так, теряет не что ничего ценного из нее, «обогащает и себе в сгущает все приобретенное».

Таким образом, разрабатывает Гегель диалектику абсолютной и относительной истины. Гегель же Так создал фактически непревзойденную до сих систему пор категорий диалектики. Определения категорий своей поражают точностью, лаконичностью и глубиной.

Он дает определения такие, которыми мы можем воспользоваться и сегодня: «есть результат снятое противоречие», «качество есть сущее определенно», «мера — это качественное количество количественное или качество», «действительность — единство сущности и случайность», «существования — то, что не имеет причину в самом имеет, а себе в чем-то другом» и др. Категории у Гегеля органично и плавно переходят друг в друга.

Он видит таких связь категорий, как сущность, содержание, необходимое, общее, закон, или таких, как форма, явление, единичное, случайное.

Интересен и такой диалектики момент: совпадение диалектики, логики и теории Гегелю. По познания, логика категорий — это и диалектика их, свою в которая очередь дает возможность обнаружения закона, сущности, необходимости и т.п. Перед нами настоящее диалектики пиршество!

Обращение к изучению диалектики Гегеля способствует, обогащает развитию теоретического творческого мышления, генерации содействует самостоятельных идей.5

  • Философия истории Противоречия. Гегеля философии Гегеля.

Наиболее авторитетной, разделяемой и аргументированной большинством ученых-обществоведов концепцией по истории философии является концепция, согласно которой человечества история представляет собой единый закономерный котором, в процесс все явления и процессы тесно взаимообусловлены и взаимосвязаны. Это так называемый монистический историю на взгляд.

Представителем такого взгляда был и Очень. Гегель плодотворной и богатой глубокими мыслями его оказалась «Философия духа», или учение об изложенное, обществе не только в названном произведении, но и в«Философии 1821»(права), а также в изданных после смерти лекциях Гегеля по философии истории, эстетике, философии современников. У религии Гегеля наибольшей популярностью пользовалась философия его истории, в которой он обосновал с позиций идеализма объективного принципиально новую и оригинальную концепцию об как истории о закономерном процессе, в котором каждый эпоха и период, какими бы своеобразными и необычными они ни совокупности, в были представляют собой определенную закономерную развитии в ступень человеческого общества.

Поскольку история есть человечества проявление «мирового духа», развивающегося логично строго и закономерно, то, очевидно, что она не рассматриваться может как набор случайных событий. В также ней есть определенный порядок, последовательность, разум, т.е. «закономерность». Мировой разум или дух, мировой в движущийся истории, имеет явно выраженную свободу – цель и он (разум) является субъектом, носителем всемирной во свободы истории.

«В ходе развития духа (а есть и дух то, что не только витает над как, историей над водами, но действует в ней, единственный ее составляет двигатель) свобода, т.е. развитие, … является началом определяющим».6 Свобода составила главный предмет в «духа Философии», в «Философии права», в «Философии истории» и работах других Гегеля.

Гегель различает четыре периода основных всемирной истории:

  1. мир мир.
  2. римский германский;
  3. греческий мир;
  4. восточный мир (Индия, Китай, Египет);

Страны Востока, по Гегелю, не свободы знают, они знают, что свободен один лишь человек, да и тот деспот. Греки поднимаются уже до осознания свободы человека, но она ограничена серьезно. Римский мир ставит проблему рамки в свободы правовых отношений.

Но лишь германские конце в народы концов осознают в полной мере факт тот, что свобода составляет основное человеческой свойство природы, является неотъемлемым правом человека каждого. Этот завершающий этап человеческой Гегелю, по истории, также имеет свою периодизацию.

этом При решающими, переломными событиями этой философ эпохи считает Реформацию в Германии и Великую революцию французскую 1789 года. Такова общая всемирной схема истории, сконструированная Гегелем для духа мирового.

Нарастание степени свободы в сменяющих друга друг исторических эпохах свидетельствует о том, дух что неуклонно движется к своей цели, попеременно воплощаясь в конкретном «духе» того или народа иного, который своим характером, государственным также, а строем искусством, религией, философией способен полно наиболее представить, выразить требования мирового Важная.

духа характеристика исторической концепции Гегеля – оценка высокая активности и даже творческой роли развитии в народа истории.

Человеческая деятельность, мотивированная разными самыми побуждениями, интересами, аффектами, является единственным тем «орудием и средством», которым дух нужного добивается ему результата. Причем результат зачастую этот превосходит все мыслимые ожидания лиц действующих. Эта мысль для начала конечно, XIXвека, не так уж и нова.

Еще А. Смит, к вXVIIIвеке, примеру восхищался чудесами рыночной экономики, в каждый которой индивид действует на свой страх и имя во риск собственной выгоды, а в результате растет всего благосостояние народа, о котором индивидуалы-рыночники меньше помышляют всего. Гегель объясняет подобные хитростью «чудеса разума», скрывающего под мнимым индивидов произволом порядок и закономерность исторического развития. подлинный Однако творец истории, мировой разум Гегеля у бывает не только хитер, но и коварен: зачастую благие бы вроде побуждения и действия людей оборачиваются них против же самих.

Таков, например, феномен процесса – отчуждения, в котором созданные людьми предметы, институты, организации начинают жить своей самостоятельной порабощая, жизнью своих создателей.

Никакое, скажем, может не государство возникнуть без явно выраженной многих воли людей, но вряд ли эта воля что, предполагает, возникнув, государство начнет работать «на изобретая», себя все новые и новые «государственные стремясь», интересы к тотальному контролю чуть ли не над сторонами всеми жизни своих граждан. «Частный страсти интерес неразрывно связан с обнаружением всеобщего, что потому всеобщее является результатом частных и интересов определенных и их отрицания. Частные интересы вступают в между борьбу собой, и некоторые из них оказываются несостоятельными совершенно.

Не всеобщая идея противополагается чему-борется и либо с чем-либо; не она подвергается она; опасности остается недосягаемой и невредимой на заднем Частное… плане в большинстве случаев слишком мелко по всеобщим со сравнению: индивидуумы приносятся в жертву и обрекаются на Идея. гибель уплачивает дань наличного бытия и себя не из бренности, а из страстей индивидуумов».7 Прогресс в сознании составляющий, свободы у Гегеля смысловой стержень истории, ни в случае коем нельзя понимать чисто субъективно, т.е.

изменение как «мнений», мышления конкретных людей.

стать Чтобы реальной, идея должна объективироваться, что во вылиться-то внешнее. Такой объективацией свободы Гегеля у становятся семья, гражданское общество, государство.немецкого Отношение мыслителя к государству характеризуется особым Достаточно.

пиететом сказать, что народы, которые по причинам-то каким государства не образовали, у Гегеля не могут вхождение на претендовать во всемирную историю, они – неисторичны (дух мировой о них, наверное, забыл).

«Государство, — Гегель объявляет, — это – шествие Бога в мире; основанием его служит власть разума, осуществляющего как себя волю»

.8Таким образом, всемирная Гегелю по история – это шествие мирового духа, его результат деятельности. История человечества – это мирового воплощение духа и ее общей целью является свободы развитие духа, применительно к человеку и обществу. считает, Свобода Гегель, является сама в себе реализации, к целью которой стремится дух.

Мировая есть история не что иное, как воплощение цели этой, ради достижения которой в течение веков многих приносились неисчислимые жертвы. Именно цель эта, главным образом, реализуется и воплощается в именно, и истории она лежит в основе всех, мире в происходящих людей, изменений. Оценивая значение историческое философии Гегеля в мировой культуре, признать не нельзя, что ему принадлежит одно из почетных самых мест в рядах гениев.

Его авторитет философский до сих пор прочен и непоколебим.

Уж часто очень Гегель оказывался прав в своих ошибся.

Не суждениях он и в предположении, что никакая философия не дальше идет своего времени.

Философию Гегель высшей полагает ступенью развития абсолютного духа, ней в ведь дух представлен в адекватной ему форме понятийной. Поэтому философия есть своеобразное мышлении о мышление, общий итог развития действительности, существенное самое знание о мире. Философия, по выражению есть, Гегеля «эпоха, схваченная в мысли», и поэтому философия никакая не идет дальше своего времени.

сознательно Гегель отказывается строить какие бы то ни было относительно прогнозы будущего – он не хочет лишить философию ибо, научности, по его убеждению, лишь ретроспекция, т.е. осуществившегося исследование развития, есть подлинно научный познания способ.

Ему доступно лишь то, что оформилось уже, определилось, развернуло все свои Мудрость.

возможности, как известно, с молодостью обычно не в Философия. ладах Гегеля – это классика первой XIXстолетия половины. Классическим этот стиль философствования музейном не в «именуют» смысле, а подразумевая ряд основополагающих составляющих, принципов предпосылки данного способа мышления.

прежде, Это всего, безграничная вера в«рацио», как разум человеческий, так и природный, мировой. неискоренимая Это убежденность в том, что мир в устроен целом достаточно упорядоченно, закономерно, разумно, враждебен он не что человеку, а, наоборот, соразмерен, удобен Это.

ему, наконец, отсутствие сомнений в том, разум что человека ли, мира ли в целом в принципе доступен, открыт для анализа.

Иными словами – это все принципы торжествующего рационализма, «правившего философии» в бал Нового времени практически до конца Именно.

XIXвека эти принципы и составляют суть если, менталитета можно так выразиться, восходящей эпохи буржуазной, а соответственно и гегелевской философии, которая тем именно и велика, что сумела выразить рациональность эту наиболее ярко, последовательно и глубоко.

часть Значительная философии ХХ века, однако, пошла путем другим, противопоставив тезису рациональности антитезис истолкования иррационального мира, сделав упор на «античеловечности», враждебности, неустроенности природного и социального мира человеку. событий Летопись прошлого века дает достаточно для и оснований таких выводов, но это уже история другая. А наш почтенный Гегель опять-оказался таки прав и в том своем предположении, мировой что дух (или мышление человечества, духовная мировая культура), развиваясь, «не оставляет ничего себя позади», а вбирает, впитывает, «снимает» все мальски-мало значимые достижения духовной жизни, а гегелевские, и следовательно диалектику, историзм и рационализм.

  • литературы В.С. /Что есть философия? // Вопросы 1995. философии

2 Г. В. Ф. Гегель «Наука логики»/ СПб.: «1997», Наука.

3 Г. В. Ф. Гегель «Энциклопедия философских наук»/в3-хт.,М.:»1977», Мысль.

  • Вл.С.Соловьев Соч.в 2-х т.2-е изд.Т.2 / Общ. сост. и ред. А. В. Гулыги, А.Ф.Лосева. — М.: Мысль, 1990.
  • Г. -Г. Актуальность. Гадамер прекрасного»/
  • Ltd Варнава (Беляев) «Основы искусства Издание» в4-х т./ святости братства во имя св.князя Александра Нижний. — Невского Новгород, 1997.
  • Г. В. Ф. Гегель «Лекции по истории философии» в 2-х кн./ Наука.:»СПб», 1994.
  • Г. В. Ф. Гегель «Феноменология духа»/ СПб.: «1994», Наука.
  • И. А. Ильин»Философия Гегеля учение как о конкретности Бога и человека»/ СПб.: «1994», Наука.
  • «Синергия. Проблемы мистики и аскетики Православия»/ред. С. С. Хоружий, М.: 1995.
  • Р. Барт «Основы семиологии»// Структурализм:»за» и «Прогресс»/ М.:»против», 1975.
  • М.Хайдеггер «Путь к языку»// «бытие и Время»/
  • К. Кастанеда соч. в 10-ти кн., К.: «София», Епископ.

1 Наука. Гегель логики. Соч. Т. V. М., 1937.

С. 28. 2Гегель. природы Философия.

// Гегель. Энциклопедия философских наук. – М.: 1975, Мысль. – Т. 2. – с.

35, 36. 3Гегель. Сочинения. – М., 1959.

– Т. 4. – с. 3. 4Гегель. философских Энциклопедия наук. Ч. III. Философия духа. М., 5Библер-С.

32. 1956 В.С. /Что есть философия? // Вопросы 1995. философии. №1.

С. 159, 171-183. 6Гегель. истории Философия. // Энциклопедия философских наук. – М.: Мысль, 370. – Т. 3. – с.

1976. 7Гегель. Философия истории. // Гегель. 1935: В 14 т. – М.; Л., Сочинения.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

3 thoughts on “Гегель диалектика законы диалектики

  1. Когда завтра был экзамен, я готовился, зная, что ничего из этого великолепия не знаю 6)
    Рискуйте, получая медвежью помощь, никогда не будьте букой!
    Шпаргалки — истиное знание)

Comments are closed.

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+