Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Трудовое право - Дисциплинированность к своим трудовым обязанностям социального работника

Дисциплинированность к своим трудовым обязанностям социального работника

Деятельность социальных работников и специалистов социальной работы

В результате изучения главы студент должен: знать

  1. • общие требования к профессиональной компетенции, этические основы деятельности социального работника;
  2. • основные нормативные документы, регламентирующие деятельность социального работника:

уметь

  1. • адаптировать позитивный опыт отечественного и зарубежного управления социальной работой к условиям конкретной социальной службы;
  2. • анализировать систему мотивации персонала социальной службы и предлагать меры по ее совершенствованию;
  3. • использовать в своей деятельности нормативные документы;

владеть навыками

  1. • профессиональной работы с регламентами социальной службы;
  2. • использования на практике основных методов управления организацией социальных служб.

В своей деятельности социальные работники опираются па нормативно-правовую базу, существующую в Российской Федерации, международные правовые документы, ратифицированные РФ. Эти документы носят как общий характер (для всех сфер деятельности), так и специальный (для социальной сферы — регламентирующие деятельность социальных работников). К российским нормативно-правовым документам относятся: Конституция РФ, которая декларирует, что: 1) в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией; 2) основные нрава и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; 3) осуществление нрав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других (ст.

17 Конституции РФ). Трудовой кодекс РФ гарантирует следующие права работникам’.

  1. — полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
  2. — защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
  3. — обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федера.’iьными законами.
  4. — участие в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
  5. — предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
  6. — разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
  7. — отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
  8. — заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
  9. — ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;
  10. — профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
  11. — рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
  12. — возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
  13. — своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
  14. — объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;

Работник обязан:

  1. — соблюдать трудовую дисциплину;
  2. — выполнять установленные нормы труда;
  3. — бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
  4. — добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
  5. — незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя, в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества (ст. 21 ТК РФ).
  6. — соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
  7. — соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г.

№323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гарантирует право на охрану здоровья:

  1. — гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ;
  2. — при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно- ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.
  3. — граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи;
  4. — государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  5. — граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах (информация предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством РФ);
  6. — государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний (лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность);

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» гарантирует право на:

  1. — защиту своих прав и законных интересов, в том числе в суде;
  2. — самостоятельное обращение в лечебно-профилактические учреждения государственной системы здравоохранения и учреждения медико- социальной экспертизы по вопросам медицинского освидетельствования и переосвидетельствования;
  3. — обжалование решений по вопросам расследования страховых случаев в государственную инспекцию труда, профсоюзные органы и в суд;
  4. — получение от страхователя и страховщика бесплатной информации о своих правах и обязанностях по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  5. — бесплатное обучение безопасным методам и приемам работы без отрыва от производства, а также с отрывом от производства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с сохранением среднего заработка и оплатой командировочных расходов;
  6. — обеспечение по страхованию в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;
  7. — участие в расследовании страхового случая, в том числе с участием профсоюзного органа либо своего доверенного лица;
  8. — обращение в профсоюзные или иные уполномоченные представительные органы по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Застрахованный обязан:

  1. — извещать страховщика об изменении места своего жительства или места работы, а также о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера получаемого им обеспечения по страхованию или утрату права на получение обеспечения но страхованию, в десятидневный срок со дня наступления таких обстоятельств;
  2. — соблюдать правила по охране труда и инструкции по охране труда;
  3. — выполнять рекомендации по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации в сроки, установленные программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, проходить медицинские освидетельствования и переосвидетельствования в установленные учреждениями медико-социальной экспертизы сроки, а также по направлению страховщика (ст. 16 Закона).

Федеральный закон от 2 августа 1995 г.

№ 122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» гарантирует социальным работникам:

  1. — право на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания (ст. 34 Закона);
  2. 4) получение квалификационных аттестатов и лицензий на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания,
  3. — право на частную деятельность в сфере социального обслуживания (ст. 35 Закона);
  4. 2) бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении на работу и бесплатное диспансерное наблюдение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующих бюджетных ассигнований,
  5. 3) защиту профессиональной чести, достоинства и деловой репутации, в том числе в судебном порядке,
  6. 5) повышение квалификации за счет работодателя,
  7. 6) бесплатное получение жилой площади и жилищно-коммунальных услуг в случае, если они проживают в сельской местности или поселках городского типа, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  8. 1) работу на условиях трудового договора (контракта),
  9. — нрава социальных работников (ст. 36 Закона), согласно которым социальные работники, занятые в государственном и муниципальных секторах социального обслуживания, имеют право на:
    • 1) работу на условиях трудового договора (контракта),
    • 2) бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении на работу и бесплатное диспансерное наблюдение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующих бюджетных ассигнований,
    • 3) защиту профессиональной чести, достоинства и деловой репутации, в том числе в судебном порядке,
    • 4) получение квалификационных аттестатов и лицензий на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания,
    • 5) повышение квалификации за счет работодателя,
    • 6) бесплатное получение жилой площади и жилищно-коммунальных услуг в случае, если они проживают в сельской местности или поселках городского типа, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При исполнении служебных обязанностей социальные работники, занятые в государственном или муниципальном секторах социального обслуживания, имеют право на:

  1. 5) компенсацию за эксплуатацию личного автотранспорта, используемого для оказания социальных услуг в порядке, определяемом Правительством РФ.
  2. 3) первоочередную установку квартирного телефона и приобретение на льготных условиях автотранспорта в целях обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в порядке, определяемом Правительством РФ;
  3. 4) бесплатный проезд на транспорте общего пользования (кроме такси) социальных работников, чья профессиональная деятельность связана с разъездами;
  4. 1) обеспечение специальной одеждой, обувью и инвентарем или выплату денежной компенсации на их приобретение в порядке, определяемом Правительством РФ;
  5. 2) внеочередное обслуживание государственными и муниципальными предприятиями торговли, общественного питания, быта, связи, отделениями сбербанков и учреждениями, оказывающими юридическую помощь социальным работникам при исполнении служебных обязанностей;

Кроме того, социальные работники имеют право на дополнительные льготы, которые определяются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (ст. 36 Закона). Деятельность по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов подлежит контролю со стороны соответствующих служб (ст. 37 Закона). Социальный работник обязан обслуживать граждан пожилого возраста и инвалидов в следующих формах:

  1. — социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
  2. — иолустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
  3. — срочное социальное обслуживание;
  4. — стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
  5. — социально-консультативная помощь (ст. 16 Закона).

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г.

№ 195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определяет, что:

  1. — эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг;
  2. — работникам учреждений социального обслуживания государственной системы социальных служб, непосредственно осуществляющим социальную реабилитацию несовершеннолетних, могут предусматриваться меры социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ для педагогических кадров образовательных учреждений, для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних;
  3. — меры социальной поддержки работников государственной системы социальных служб определяются органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с их полномочиями;
  4. — медицинским работникам государственной системы социальных служб, непосредственно занятым социально-медицинским обслуживанием, могут предусматриваться меры социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения;

меры социальной поддержки работников социальных служб иных форм собственности устанавливаются их учредителями самостоятельно на договорной основе (ст.

25 Закона). В Законе определяются принципы социального обслуживания, которые должны лежать в основе деятельности социальных работников — адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации (ст.

25 Закона). В Законе определяются принципы социального обслуживания, которые должны лежать в основе деятельности социальных работников — адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации (ст. 5 Закона), а также даются определения понятиям «социальные службы», «клиент социальной службы», «социальные услуги», «трудная жизненная ситуация» (ст.

3 Закона). Согласно Федеральному закону от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» социальный работник как исполнитель определенного вида деятельности обязан: — предоставлять качественные услуги согласно существующим требованиям или заключенному договору (ст.

4 Закона); своевременно предоставлять потребителю (клиенту) необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора (ст.

10 Закона); — нести ответственность за нарушение прав потребителя (ст. 12, 13). В то же время, как потребитель, социальный работник обладает всеми правами потребителя, которые призван гарантировать данный Закон.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» социальные работники как представители социальных служб защиты населения должны осуществлять социально-бытовое обслуживание инвалидов (ст. 28 Закона). Федеральный закон от 24 июля 1998 г.
28 Закона). Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает:

  1. — дает определение «социальные службы для детей» — организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей (ст. 1 Закона).
  2. — государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, которые включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг, в частности, по социальному обслуживанию, социальной защите детей, социальной адаптации и социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст. 8 Закона);

Согласно Закону социальные работники: несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, — но поручению органов опеки и попечительства и других компетентных органов могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка (ст.

7 Закона). На основании Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

  1. — предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта РФ;
  2. — должностные лица учреждений социального обслуживания (социальные работники) имеют право:
    • 1) в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами,
    • 2) запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц (ст. 12 Закона).
  3. — выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;
  4. 1) в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами,
  5. — принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
  6. 2) запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц (ст.

    12 Закона).

Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г.

№ 1151 «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предъявляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» утратило силу после внесения поправок в Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 22 августа 2004 г.
№ 1151

«О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предъявляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания»

утратило силу после внесения поправок в Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 22 августа 2004 г.

№ 122. В Распоряжении Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-Р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2021 года» определены:

  1. — цель — определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008—2021 гг.) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе;
  2. — стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы; формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;
  3. — целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий;
  4. — направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;

цели и приоритеты внешнеэкономической политики; — параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития. В Постановлении Правительства Москвы от 6 сентября 2011 г.

№ 420-ПП «О Государственной программе “Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012—2016 годы”» определены:

  1. — подпрограммы: «Социальная поддержка семей с детьми»; «Социальная поддержка старшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей»; «Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения»; «Профилактика социальной исключенное™»; «Модернизация и развитие системы социальной защиты населения города Москвы»;
  2. — стратегические задачи: улучшение качества социального обслуживания; введение новых форм социальных услуг для населения; повышение эффективности мер социальной поддержки за счет развития и усиления адресного оказания социальной помощи жителям г. Москвы; сокращение уровня бедности и социальной исключенное™;
  3. — стратегические цели: повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке; сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения. Под уровнем жизни понимается уровень доходной, жилищной и имущественной обеспеченности населения, под качеством жизни — доступность и уровень потребления услуг социальной сферы, включая образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру и спорт. К гражданам, нуждающимся в социальной поддержке, относятся семьи и категории граждан, которые в соответствии с федеральным законодательством и законодательством г. Москвы имеют право на социальную поддержку, осуществляемую через институты социальной защиты населения;

этапы: первый этап (2012—2014 гг.) — оптимизация системы социальных выплат, подготовки к модернизационным преобразованиям в системе социальной поддержки в условиях носткризисного развития и создания ресурсной, методологической, нормативно-правовой основы для модерни- зационных преобразований; второй (2014—2016 гг.) — этан модернизаци- онных преобразований, направлениями которого являются оптимизация сети учреждений социального обслуживания, внедрение инновационных социальных технологий в сфере социальных услуг, развитие принципов адресности при предоставлении социальных выплат и услуг, содействие формированию рынка социальных услуг, повышение эффективности и результативности оказываемых населению мер социальной поддержки, содействие активизации собственного ресурсного потенциала семей для преодоления сложных экономических модернизационных преобразований. К международным соглашениям, на которых основываются принципы социальной работы, деятельность социальных работников, ратифицированные Российской Федерацией относятся: Устав ООН (принят 26 июня 1945 г. на Конференции ООН в Сан- Франциско), в котором был провозглашен принцип равенства людей независимо от расы, пола, языка, религии:

«Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии»

(ратифицирован Верховным Советом СССР от 20 августа 1945 г.).

Хартия прав человека: всеобщая декларация прав человека (принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН) провозглашает права человека, независимо от этнической, религиозной, половой принадлежности: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства» (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 марта 1954 г.).

Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 г.) провозглашает права ребенка (10 принципов), которые признаются за всеми детьми без всяких исключений, различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. Международный Пакт о гражданских и политических правах (принят 16 декабря 1966 г.

Генеральной Ассамблеей ООН, вступил в силу 23 марта 1976 г.) провозгласил, что:

«Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в настоящем Пакте»

.

Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин (принята 7 ноября 1967 г. Генеральной Ассамблеей ООН) гарантирует реализацию принципа равенства вне полового различия. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (принята 18 декабря 1979 г. Генеральной Ассамблеей ООН, вступила в силу 3 сентября 1981 г.) впервые раскрыла понятие «дискриминация в отношении женщин» — «любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области».
Генеральной Ассамблеей ООН, вступила в силу 3 сентября 1981 г.) впервые раскрыла понятие «дискриминация в отношении женщин» — «любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области».

Конвенция № 156

«О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями»

(принята 3 июня 1981 г. Генеральной Конференцией Международной организацией труда (МОТ) предусматривает меры, призванные содействовать утверждению подхода к проблеме равенства прав путем разделения трудовых льгот и семейных обязанностей между трудящимися мужчинами и женщинами на основе принципа равных возможностей (ратифицирована Государственной Думой ФС РФ 10 октября 19 октября 1997 г., Указом Президента РФ 30 октября 1997 г. № 137-ФЗ). Декларация об искоренении насилия в отношении женщин (принята 20 декабря 1993 г.

Генеральной Ассамблеей ООН) впервые раскрывает понятие «насилие в отношении женщин» — «любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдания женщинам, а также угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни».

Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) определяет задачи государства, его роль в защите прав детей, а также права ребенка как субъекта международного права, вводит ряд новых прав ребенка: на выживание и развитие; на сохранение индивидуальности; на свободное выражение своих взглядов; на неучастие в военных действиях; на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации.

Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (одобрен 6 октября 1999 г. Генеральной Ассамблеей ООН) допускает право подачи женщинами и женскими неправительственными объединениями индивидуальных жалоб о нарушении Конвенции.

После ратификации и вступления в силу Факультативного протокола в 2004 г. такие жалобы могут направляться в Комиссию ООП по ликвидации дискриминации в отношении женщин отдельными лицами, группой лиц или организациями, понесшими ущерб или в иной форме пострадавшими в результате нарушения прав, предусмотренных Конвенцией.

  1. См.: Конвенция № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихсямужчин и женщин: трудящихся с семейными обязательствами» (принята МОТ в 1981 г.).
  2. 0 См.: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Ч. I,ст. 1—2 (принята ООН в 1979 г.).
  3. См.: Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин (принята ООНв 1967 г.).
  4. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей // Устав ООН.М., 1998.
  5. См.: Международный пакт о гражданских и политических правах. Ч. II. Ст. 3 [Электронный ресурс]. URL: http:www.un.org/russian/document/pactpol.htm.
  6. См.: Хартия прав человека: всеобщая декларация прав человека // Там же. С. 14—17.
  7. См.: Декларация об искоренении насилия в отношении женщин (принята ООНв 1993 г.).
  8. См.: Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминациив отношении женщин (принят ООН в 1999 г.).

Ответственность социального работника

За нарушение трудовой дисциплины социальный работник несет ответственность в соответствии с общими правилами ст. 419 Трудового кодекса Российской Федерации Организация социальной службы предприятия оказалась весьма высокой благодаря своевременному исполнению своих непосредственных обязанностей социального работника и руководства предприятия.

Подобное отношение к работе весьма благоприятно сказывается на интересах сотрудников, их трудоспособности, атмосфере в коллективе и на всем производственном процессе. Также я смогла изучить функциональные обязанности должностных лиц организации и убедилась, что выполнение их работы требует серьезного отношения и ответственности, собранности и высокого уровня профессиональной подготовки. Их отношение к подчиненным вызывает доверие и уважение, это положительно сказывается на производстве.

За время прохождения практики я убедилась, что социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы. Для социального работника важно иметь сформированные нравственные убеждения, они являются более высокой ступенью развития личности, сознания, поскольку основаны на глубокой и всесторонней оценке личностью известных ей моральных норм, проверке их социальной практикой, жизненным и профессиональным опытом, их внутреннем одобрении и органичном принятии как единственно правильных и возможных. На практике я смогла оценить такие качества социального работника как: честность, объективность в оценке проблем клиента и его качеств, справедливость, тактичность, внимательность и наблюдательность, толерантность, выдержка и самообладание, терпение, доброта, гуманность, самокритичность, адекватность самооценки, коммуникабельность, оптимизм, сила воли, эмпатия, творческое мышление.

И, думаю, что с таким положительным наглядным примером, который я увидела на практике у меня успешно получиться формировать и развивать такие важные для социального работника качества.

Социальные работники заняты разными видами деятельности при исполнении своих профессиональных функций.

Их работа характеризуется тремя подходами при решении проблемы:

  1. — воспитательный подход — выступает в роли учителя, консультанта, эксперта. Социальный работник дает советы, обучает умению, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры, как метод обучения;
  2. — адвокативный подход применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени, такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений.
  3. — фасилитативный подход — осуществляет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать самой трудно. Деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов;

Для специалиста по социальной работе выделяется несколько групп умений: Когнитивные. Квалифицированный социальный работник должен уметь:

  1. * анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других;
  2. * анализировать и выявить проблемы и концепции;
  3. * применять на практике исследовательские находки.
  4. * применять на практике свои знания и понимание проблем;

Коммуникативные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

  1. * общаться вербально, невербально и письменно;
  2. * распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность, минимизировать ярость с учетом риска для себя и для других;
  3. * наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;
  4. * ставить себя в роль адвоката своего клиента.
  5. * вести переговоры, выступать по радио, действовать в коллективе с другими социальными работниками;
  6. * выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;
  7. * создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;
  8. * содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;
  9. * выявлять и учитывать в работе различия личностного, национального, социального и культурно-исторического характера;
  10. * организовывать и брать интервью при различных обстоятельствах;

Конструктивные умения.

Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

  1. * вырабатывать решения с индивидами или, при необходимости, от их имени, с семьями, группами или от их имени;
  2. * вырабатывать решения, предусматривающие сотрудничество с другими учреждениями, ведомствами, профессионалами.
  3. * действовать в алгоритме выработки решения;
  4. * выделять решения, требующие предварительного согласования с другими специалистами;

Организаторские умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

  1. * использовать физическое окружение, окрестности дома, микрорайона, учреждения для улучшения качества жизни живущих или работающих в нем;
  2. * организовывать, планировать и контролировать работу;
  3. * нести четкие и лаконичные записи;
  4. * добывать информацию с помощью доступной технологии;
  5. * проводить политику службы относительно конфиденциальности и надлежащего подхода к делу;
  6. * готовить доклады и докладывать;
  7. * расширять сферы своих услуг;
  8. * исследовать и распознавать потребности в услугах;
  9. * оценивать и творчески использовать ресурсы учреждения и социальных коммуникаций.

Социальный работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы.

Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, что способствует более эффективному выполнению профессиональной деятельности. Стремление к самосовершенствованию должно проявляться не только в постоянном стремлении специалиста к профессиональному росту, приобретению практического опыта, навыков, умений и новых теоретических знаний, но и в совершенствовании духовном, повышении своих моральных качеств и преодолении недостатков, особенно тех, которые могут отрицательно сказаться на качестве его работы.

Трудно требовать от клиента активных действий, максимальной реализации личностного потенциала, если он видит, что социальный работник, призывающий его к этому, не предъявляет таких же жестких требований к себе самому.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

2 thoughts on “Дисциплинированность к своим трудовым обязанностям социального работника

  1. Нет, в Европе будет неонацизм и неофашизм, на счёт восстановления СССР в границах 1991 года, если это случится, этнические русские в нём будут составлять 30% всего, со славянами 45%,так что подумай, с нынешней путинской демографией, это приведёт к геополитическому перевороту и последствиям для нынешних коренных народов РФ.

Comments are closed.

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+