Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Алгоритм работы эбу двигателя

Алгоритм работы эбу двигателя

Алгоритм работы эбу двигателя

Электронная система управления двигателем (ЭСУД)

7 ноября 2018Так уж сложилось, что прогресс никогда не стоит на месте. И в погоне за лучшими показателями экономичности и мощности двигателей внутреннего сгорания (ДВС), автомобильным инженерам приходится придумывать новые системы, которые смогли бы оптимизировать работу двигателя до необходимых значений.

Не забывая при всем при этом, укладываться в современные нормы токсичности отработавших газов.Если выразиться проще, то главным условием для лучшей работы двигателя, является точное дозирование топливовоздушной смеси, в зависимости от условий работы двигателя. То есть, в нужный момент времени при работе двигателя, необходимо подать точное количество топлива вместе с воздухом и в нужный момент воспламенить его, для получения хороших показателей мощности, топливной экономичности и норм токсичности.

То есть, в нужный момент времени при работе двигателя, необходимо подать точное количество топлива вместе с воздухом и в нужный момент воспламенить его, для получения хороших показателей мощности, топливной экономичности и норм токсичности. Этот момент, является основополагающим при совершенствовании систем управления двигателем.В прошлом веке, автопроизводители в основном совершенствовали эти системы механическим путем.

Пытались модернизировать систему зажигания, поплавковыми камерами карбюраторов регулировали подачу топлива, но все эти попытки оказались тщетны.Единственно правильным путем оптимизации работы двигателя было создание электронной системы управления двигателем (ЭСУД). Эту систему сейчас используют абсолютно на всех современных автомобилях.ЭСУД состоит из датчиков, электронного блока управления (ЭБУ), и исполнительных механизмов.

То есть ЭСУД нельзя назвать просто компьютером или как его еще называют “инжектором”, так как это в первую очередь система, в которой каждый участник выполняет свою определенную роль.ЭСУД на разных автомобилях могут отличаться друг от друга, по типу работы датчиков, либо исполнительных механизмов. Но суть всегда остается одной, ЭБУ собирает информацию со всех датчиков о текущем состоянии работы двигателя(положение коленчатого вала, положение и скорость открытия дроссельной заслонки и т.д.), в том числе о намерениях водителя, после чего на основе своего программного обеспечения создает управляющий сигнал на исполнительные механизмы (на топливные форсунки, электробензонасос (ЭБН), регулятор холостого хода (РХХ) и т.д.).Рассмотрим вкратце каждый датчик: – является одним из основных датчиков, ЭБУ с его помощью синхронизирует положение коленчатого вала и распределительных валов двигателя.

При его неисправности автомобиль либо вообще не заводится, либо на некоторых марках автомобилей заводится, но работает в аварийном режиме и соответственно автомобиль не развивает своей полной мощности.

– используется для определения положения распределительного вала, соответственно так же как и ДПКВ, участвует в синхронизации коленчатого вала и распределительного вала. Нужен для осуществления фазированного впрыска. — отслеживает угловое положение дроссельной заслонки и преобразует его в сигнал постоянного напряжения.

Используется для стабилизации всех режимов работы двигателя, от холостого хода до полной нагрузки. — определяет количество кислорода в выхлопных газах, после чего ЭБУ корректирует подачу топлива пытаясь достичь стехиометрической смеси.

— один из основных датчиков, измеряет количество воздуха которое попадает в двигатель. На основе этого параметра определяется необходимое количество топлива для соответствующего режима работы двигателя.

Датчик положения педали сцепления — его основная функция заключается в том, что он снижает рывки при переключении передач. Датчик положения педали тормоза — используется для переключения режимов АКПП и для системы ABS. Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе (ДАД либо MAP) – как правило используется либо он, либо ДМРВ.

Назначение у них одинаковое, отличие в принципе работы. МАР измеряет величину разрежения во впускном коллекторе, и на основе этого ЭБУ делает выводы о расходе воздуха в двигателе.Датчик детонации – определяет в двигателе детонацию, и смещает при необходимости угол опережения зажигания в более раннюю сторону, т.е.

искра на контактах свечи зажигания появляется немного раньше во избежание детонации.Из исполнительных механизмов стоит отметить:Регулятор холостого хода (РХХ) – здесь название говорит само за себя, регулирует холостой ход при закрытой дроссельной заслонке.Топливные форсунки – в момент подачи электрического сигнала от ЭБУ, подают топливо в двигатель.Катушка зажигания – также в необходимый момент принимает электрический сигнал от ЭБУ, и подает электрический разряд высокого напряжения на свечи зажигания.Клапан фазорегулятора – на определенных режимах работы двигателя, получает сигнал на смещение шестерни распределительного вала, для получения более высоких показателей мощности двигателя.Электронный дроссельный узел – применяется в паре с электронной педалью акселератора, в котором присутствует электрический мотор изменяющий угол открытия дроссельной заслонки, при его наличии отсутствуют такие компоненты как РХХ и ДПДЗ, так как они встроены в данный узел.Ну и наконец, электронный блок управления (ЭБУ) – это так называемые “мозги” системы управления двигателем, именно он определяет какое количество топлива подать в цилиндры двигателя, в определенный момент времени.Это конечно же не полный список по всем компонентам системы управления двигателем, но наличие каждой из этих деталей является важным условием правильной работы двигателя, более подробно мы их рассмотрим в отдельных статьях.Источник: https://autobran.ru/elektronnaya-sistema-upravleniya-dvigatelem-esud/

ЭБУ: принцип работы, достоинства и недостатки, причины поломок

Электронный блок управления двигателем – без этого компонента современный автомобиль попросту немыслим. Во всей системе управления силовым агрегатом ЭБУ является основным элементом. data-full-width-responsive=»true»> Его назначение состоит в приеме поступающей информации, которую направляют различные датчики.

Эти данные обрабатываются по особому алгоритму, после чего создаются команды для составляющих исполнительного характера. Наличие в конструкции авто ЭБУ дает возможность оптимизировать главные показатели функционирования силового агрегата:

  1. расход и т.д.
  2. крутящий момент;
  3. мощность;
  4. состав отработавших газов;

А еще именно электроника осуществляет диагностику всех систем машины.

Появление электронного блока управления двигателем было обусловлено необходимостью подачи в цилиндры мотора топливной смеси в нужном количестве и требуемой консистенции.

До создания электронного блока эти функции выполнял карбюратор, на совершенствование которого были направлены основные силы конструкторов. Однако, появление доступных и ознаменовало закат карбюраторной эпохи, что произошло в 70-х годах.

Но первые электронные блоки были созданы итальянцами из для их модели 6C2500, что произошло в середине 50-х годов.

Назывался этот блок – «Caproni-Fuscaldo».

Постепенно ЭБУ совершенствовались, «учились» охватывать показания все большего числа датчиков, управлять и зажигания, становились производительнее и т.

д. Современный электронный блок в состоянии создать Controller area network – единую систему управления – обмениваясь данными с другими системами авто. Все составные части блока управлением можно поделить на 2 больших блока:

  • Аппаратное обеспечение.
  • ;

Оно состоит из пары модулей вычислительного характера:

  1. контрольного – он настроен на инспектирование исходящих сигналов, а также их корректировку, если в этом есть необходимость. Причем данный модуль в состоянии даже заглушить силовой агрегат;
  2. функционального – в его задачи входит получение сигналов, поступающих от различных датчиков, дальнейшая их обработка, а также формирование команд для приборов исполнительного характера.

Оно состоит из массы электронных элементов – микропроцессоров и других.

Установленный аналогово-цифровой преобразователь ловит , что идут от разных датчиков, и переводит их в цифровой формат, на который и ориентирован микропроцессор.

Если имеется необходимость обратного преобразования (команд, поступающих от процессора), то преобразователь переводит и их.

Кроме того, на ЭБУ поступают и импульсные сигналы, которые также проходят через преобразователь для изменения их формата в цифровые. Функционирование ЭБУ заключается в приеме информации из различных датчиков, число которых на современных моделях достигает 20-ти и более:

  1. (его положение и частота вращения детали);
  2. сигналы о неровности трассы и т. д.
  3. данные о расходе воздуха;
  4. показатели с лямбда-зонда;

Помимо обработки этих сигналов, ЭБУ отправляет сигналы различным устройствам:

  1. форсунки – посредством них осуществляется впрыск горючего в цилиндры. При этом частота изменения количества этого горючего постоянно меняется, ведь зависит от различных условий.

    В данном случае на первый план выходят характеристики форсунок (реакция их управляющих компонентов на перемены команд из ЭБУ, а также скорость их функционирования).

  2. зажигание – это может быт как одна катушка, так и сразу несколько (зависит от типа силового агрегата). Данный узел отвечает за своевременную в цилиндры мотора.
  3. световой индикатор – его назначение состоит в выдаче уведомлений о наличии ошибок, причем как в двигателе, так и непосредственно в блоке.
  4. тестеры – оборудование диагностического назначения подключается через специальный разъем, если возникает необходимость в проверке мотора и электронного блока управления двигателем.

Несмотря на очевидные достоинства ЭБУ, у него имеются не только сильные стороны.

  1. снижение расхода;
  2. отсутствие потребности в ручной регулировке;
  3. повышение показателей экологической чистоты.
  4. оптимизация динамических показателей;
  5. простота запуска мотора – ЭБУ оперативно адаптируется в непростых условиях функционирования (прогрев мотора зимой или режим холостого хода);
  1. высокие требования относительно показателей надежности в электропитании;
  2. невозможность ремонта – только замена;
  3. дороговизна компонентов;
  4. необходимость в качественном горючем.
  5. потребность в дорогом и сложном оборудовании для диагностики ЭБУ, а еще специально обученных техниках и электриках;

Как правило, поломка ЭБУ характеризуется наличием следующих признаков:

  1. отсутствуют сигналы, свидетельствующие об управлении разными компонентами исполнительного характера – клапаном холостого хода, , топливными форсунками, бензонасосом и т.

    д.

  2. повреждения механического характера – перегоревшие проводники или микросхемы.
  3. блок не реагирует на сигналы с лямбда-зонда – показания датчиков температуры, а также положения дроссельной заслонки;

Обычно выделяют несколько наиболее распространенных случаев, что в состоянии привести к подобной неисправности:

  1. ремонт либо установка сигнализации неквалифицированным электриком;
  2. замыкание проводки вследствие ее обрыва или иного фактора;
  3. активация стартера, когда силовая шина отключена;
  4. неверная полярность во время подключения аккумулятора;
  5. поломки в системе зажигания (ее высоковольтной части) – это могут быть провода, катушки зажигания или распределитель.
  6. когда аккумулятор «прикуривается» от автомобиля, у которого запущен двигатель;
  7. в случае, когда в процессе проведения сварочных работ электрод цепляет проводку машины или ее датчики;
  8. если снимается при работающем моторе;
  9. попадание влаги на поверхность ЭБУ;

При инспектировании необходимо сначала проверить возможности обеспечения, а только потом возможности исполнения.

Причем для авто есть таблицы значимости каждого компонента. Причина такого ранжирования в том, что утрата только одной функции обеспечения, как правило, тянет за собой потерю сразу нескольких функций исполнения.

Как видно, электронный блок управления двигателем играет ключевую роль в процессе функционирования всей системы. Поэтому неисправности данного компонента должны быть устранены.

Ремонт и тюнинг ВАЗ

В ближайших статьях, я попытаюсь вам рассказать про принцип работы эбу, настройку прошивки по логам, создании инженерного эбу и настройку в онлайне. Данные повествования лишь краткая выжимка из разных форумных тем, а так же мои мысли на эту тему.

Эта статья рассказывает основные принципы работы ЭБУ и полезна будет для новичков. Правда картинок там практически нет.

Тем кто считает себя не новичком, тот может пропустить эту статью.

Принцип работы системы впрыска достаточно прост : данные поступают с датчиков (ДФ, ДК, ДС, ДПКВ, ДМРВ, ДД, ДПДЗ, ДТОЖ, ДАД, ДТВ), анализируются процессором согласно алгоритмам хранящимся в флешь памяти ЭБУ и выдаются в виде управляющих команд на исполнительные механизмы, такие как форсунки, РХХ, насос, вентилятор, адсорбер, модуль зажигания. Т.е. 2+2=4 (“2” и “2” это информация с датчиков. “+” это действия ЭБУ. “4” это сигнал на исполнительные механизмы) Я не буду утомлять Вас умными описаниями, а просто вкратце расскажу про основные и самые распространенные датчики и исполнительные механизмы: Датчики: ДПКВ (датчик положения коленвала)– самый главный датчик, показывает положение коленвала.

Он помогает ЭБУ разобраться где ВМТ у первого и остальных цилиндров.

На базе этой информации строится весь основной алгоритм работы. Принцип работы датчика достаточно неплохо описывается на ДМРВ (датчик массового расхода воздуха) – датчик показывает какое количество воздуха проходит в двигатель за единицы времени ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки) – показывает насколько открыт дроссель (педаль газа) ДФ (датчик фаз)– показывает положение распредвала.

Ведь системы бывают разные, бывает одновременный впрыск (все форсунки прыскают одновременно), попарно-параллельный впрыск (форсунки прыскают по две), фазированный (форсунки работают поочередно) ДТОЖ (датчик температуры охлаждающей жидкости) – показывает температуру ОЖ. Очень важный датчик, ведь очень многие алгоритмы работы впрыска зависят от температуры двигателя.

Лишь очень недалекие люди думают что он служит лишь для показания на приборке и включения вентилятора. ДД (датчик детонации) – служит шумы двигателя и корректирует УОЗ в случае возникновения детонации.

Ведь как мы знаем из моей , она есть зло как для мотора, так и для самой динамики автомобиля.

ДС (датчик скорости) – помогает двигателю ориентироваться на то едет ли машина или стоит на месте.

ХХ сейчас или режим малых нагрузок.

Есть еще и другие функции, но они не очень сильно влияют на двигатель. ДК (датчик кислорода) – Датчик показывает насколько хорошо сгорает смесь. Помогает ЭБУ выбирать более правильную топливоподачу.

Я за этот датчик на стандартных машинах. Отключают его или те кто отчетливо понимает зачем он нужен (обычно когда машина настраивается специалистами в онлайне) или идиоты, которые не понимают его предназначение в принципе.

(я исключаю моменты если вы живете в деревне где одна заправка с 92 бензином и бензин такого качества, что ДК умирает сразу. В этом случае его лучше отключить.) Более развернуто я писал об этом ДАД (Датчик абсолютного давления) – штатно на ВАЗ не ставится.

Ставится в связке с ДТВ, как замена ДМРВ. Вместе с ДТВ помогает двигателю определить расход топлива. ДТВ (датчик температуры воздуха) – вместе с ДАД, помогает ЭБУ рассчитывать поступающий в двигатель воздух.

Маленькое отступление: ДМРВ или ДАД+ДТВ ? Это зависит целей. Примерно как спросить – что лучше Внедорожник или низкий седан. ДМРВ менее критичен к настройке, прощает многое, неплохо выполняет свою функцию.

ДАД+ДТВ более точек и быстр, но в тоже время сильно зависит от разных погодных явлений, сложен в настройке.

Как правило при небольшом тюнинге вполне хватает ДМРВ, но при создании достаточно бодрых двигателей и особенно двигателей с турбонаддувом, используют исключительно связку ДАД + ДТВ. Более подробно про ДАД + ДТВ, а также ДФ можно почитать Исполнительные механизмы: Форсунки – ну думаю сами догадываетесь что они делают.
Более подробно про ДАД + ДТВ, а также ДФ можно почитать Исполнительные механизмы: Форсунки – ну думаю сами догадываетесь что они делают.

Если вы меняете на нештатные, то особое внимание стоит обратить на то что они бывают высоокмные и низкоомные.

Они бывают с разными посадочными отверстиями и естественно разной производительности.

Производительность меряют в см3/мин или г/мин (при номинальном давлении) Бензонасос – осуществляет подачу бензина из бака. На Вазе бывает двух типов. Первый обычный, а второй дурной.

Дурной имеет в своем устройстве РДТ (регулятор давления топлива) и подает в рампу определенное неизменное давление. В системах с обычным насосом РДТ стоит на рампе и осуществляет изменения давления в зависимости от разряжения в ресивере.

Модуль зажигания (в новых системах – катушка зажигания или катушки) – осуществляет выработку искры на свечах зажигания.

РХХ (Регулятор холостого хода) — в режиме ХХ дроссель закрыт и в основном воздух подается через канал РХХ.

Регулятор меняет количество поступающего воздуха чтобы обеспечить стабильные обороты ХХ, маленький расход бензина и некоторые другие функции Вентилятор – включается когда ЭБУ фиксирует определенную температуру, охлаждает антифриз и позволяет двигателю работать на номинальных температурах. Клапан Адсорбера – включает проветривание адсорбера. Задача ЭБУ собрать информацию с датчиков и выдать на исполнительные механизмы такие сигналы, чтобы обеспечить оптимальную работу двигателя.

Т.е. плавность, мощность, эластичность, минимальный расход топлива и т.д.

ЭБУ включается в работу в момент поворота ключа в замке зажигания, запускаются алгоритмы и ЭБУ ждет команду от ДПКВ и других датчиков чтобы начать анализировать информация и управлять исполнительными механизмами. Погрузимся чуть глубже в ЭБУ: За обработку всего в ЭБУ отвечает процессор и флешь память.

В флеше храниться прошивка, т.е. данные с алгоритмами работы и наборами разных установочных данных.

Основные алгоритмы прошивки менять никто не может (их устанавливают лишь разработчики прошивок), а вот данные по умолчанию менять можно.

Этим обычно и занимаются все чиптюнеры, т.е. при помощи специальных программ(например ChipTuningPro ) меняют данные в прошивках, заливают прошивки в эбу и смотрят с умным видом в монитор.

ЭБУ при помощи определенных команд можно вывести в два режима: 1.

Режим диагностики. В этом режиме между компьютером (или диагностическим тестером) происходит обмен информацией. Компьютер запрашивает данные и получает ответ о состоянии датчиков и исполнительных механизмов в процессе работы двигателя.

По этому принципу работаю диагностические сканеры, подключенные к ПК адаптеры и бортовые компьютеры.Первые свои опыты по диагностики я описывал еще в самой первой своей статье о 2.

Режим программирования. В этом режиме можно перезаписывать флешь память, т.е. менять прошивку. Делается это специальными программами(Например Combiloader или Chiploader).

Двигатель при этом работать не будет и алгоритмы расчета впрыска не активированы.

Про программирование я писал в Основной вывод по статье : эбу получает информацию с датчиков и управляет исполнительными механизмами, так же он может передавать диагностическую информацию другим устройствам, таким как БК и тестеры.

эбу работает по алгоритмам и данным из прошивки.

Алгоритмы неизменные, а данные калибруется и записывается при помощи специальными программам.

Что такое блок управления двигателем: какие бывают блоки, неисправности и проверка

Начнем с того, что современный автомобиль представляет собой совокупность механических узлов, которые работают под управлением электронных компонентов.

Другими словами, многими процессами во время работы ДВС и других агрегатов управляет сложная . Указанная электронная система имеет в основе электронный блок управления (ЭБУ), датчики, а также электронно-механические исполнительные устройства. При этом именно блоки управления двигателем являются так называемым «мозгом» автомобиля.

Блок управляет работой , осуществляет контроль за состоянием мотора и его систем, постоянно изменяя параметры для создания оптимальных условий с учетом того или иного режима. Далее мы рассмотрим назначение и устройство , ответим на вопрос, как проверить блок управления двигателем и какие симптомы указывают на проблемы с контроллером. Отметим, что электронный блок управления применительно к автоэлектронике является своеобразным «центром», который объединяет разные подсистемы, управляющие по отдельности теми или иными узлами и агрегатами.

Что касается видов электронных блоков управления в авто, их существует достаточно много.

При этом условно их можно разделить на:

  1. отдельные блоки управления двигателем, коробкой передач, системой тормозов, подвеской, системами безопасности, стабилизации и т.д., которые объединены между собой при помощи центрального блока.
  2. электронный блок управления двигателем (ЭБУ, ECU);
  3. блок управления ДВС и трансмиссией;

Фактически, в зависимости от особенностей той или иной модели автомобиля, узлы и агрегаты могут иметь свой отдельный блок-контроллер. Затем указанные блоки объединяются в общую единую систему при помощи центрального модуля.

Становится понятно, что современные авто могут иметь на борту несколько десятков электронных блоков под управлением указанного центрального модуля. Как правило, основным блоком в системе является ЭБУ.

При этом на многих авто ECU управляет не только двигателем, но и выполняет функцию центрального модуля. По этой причине его принято просто называть центральным блоком управления. Интеграция такого устройства в конструкцию автомобиля позволяет значительно оптимизировать работу ДВС, повысить производительность мотора, снизить уровень токсичности выхлопа и т.д.

Также блок фиксирует различные неполадки и отклонения от нормы, своевременно уведомляя об этом водителя. Итак, блок управления представляет собой вычислительное устройство, которое способно обрабатывать информацию. Информация поступает на блок от датчиков.

Далее блок «анализирует» показания датчиков и формирует управляющие команды, передавая их на электронно-механические исполнительные устройства. Сам блок управления имеет аппаратную начинку и программное обеспечение. В основе блока лежит микропроцессор, благодаря которому данные от датчиков анализируются и обрабатываются.

Наличие программного обеспечения позволяет осуществлять вычислительные операции.

Если же говорить о датчиках, на ЭБУ поступает информация о и частоте его вращения, , скорости движения ТС, количестве кислорода в выхлопе, , положении педали газа и степени открытия дроссельной заслонки и т.д. Работа блока состоит в том, чтобы поддерживать и оптимизировать работу двигателя с учетом постоянно изменяющихся условий. На многих авто даже в бюджетном сегменте сегодня устанавливается от 10 и более датчиков.

Кстати, современные электронные блоки управления имеют возможность перепрограммирования. Это значит, что такие , так как имеется возможность изменения заводской программой. На практике это позволяет поставить на , увеличить производительность после ДВС, и т.д. Хотя производители выполняют ЭБУ в виде защищенной коробки, размещая аппаратную начинку в прочном металлическом корпусе, данное устройство также может выйти из строя.

Хотя производители выполняют ЭБУ в виде защищенной коробки, размещая аппаратную начинку в прочном металлическом корпусе, данное устройство также может выйти из строя.

Проблемы с блоком управления могут сопровождаться неустойчивой работой ДВС или невозможностью завести двигатель, отклонениями в процессах смесеобразования, нарушениями в работе трансмиссии (как правило, автоматической) и т.д. Чтобы проверить ЭБУ, начинать следует с визуального осмотра, что позволяет вывить очевидные дефекты (например, трещины в корпусе). Однако если таковых не обнаружено, это все равно не позволяет исключить возможные повреждения микропроцессора, так как причин для выхода из строя данного устройства достаточно много.

Среди самых простых специалисты выделяют:

  1. повреждения в результате ударных нагрузок;
  2. перегрев;
  3. короткое замыкание;
  4. сильную коррозию и попадание влаги;

Также виновником проблем может оказаться не сам ЭБУ, а плохой контакт с датчиками, окисление в месте присоединения проводов. Отметим, что нередко к проблемам с блоком управления приводит банальная безответственность самого автовладельца. Например, во время блок не защищается должным образом от попадания влаги, машина эксплуатируется во влажную погоду со снятыми элементами (без крыльев, капота).

Часто владельцы игнорируют тот факт, что крепление ЭБУ в месте установки недостаточно надежное или имеются проблемы с проводкой, что может привести к короткому замыканию и т.п.

Еще вывести из строя электронный блок может с заведенным двигателем, неквалифицированная установка в автомобиль дополнительного оборудования, проблемы в высоковольтной части . Добавим, что также встречаются случаи полного выведения из строя ЭБУ после попыток непрофессионального или самостоятельного ремонта данного типа устройств, а также чип-тюнинга.
Добавим, что также встречаются случаи полного выведения из строя ЭБУ после попыток непрофессионального или самостоятельного ремонта данного типа устройств, а также чип-тюнинга.

Важно понимать, на некоторых моделях блок является неремонтопригодным, то есть предполагается полная замена блока.

При этом после проведения поверхностной диагностики владелец снимает ЭБУ и пытается его разобрать/отремонтировать. Затем часто выясняется, что причиной проблем все же оказывается какой-либо датчик, однако после попыток ремонта блок для дальнейшей эксплуатации уже не пригоден.

Рекомендуем также прочитать статью о том, .

Из этой статьи вы узнаете о недостатках данного решения, а также какие последствия для двигателя могут возникнут после перепрошивки ЭБУ.

По этой причине важно понимать, что сначала должна быть проведена комплексная профессиональная .

Только после этого можно принимать решение о том, что делать, менять или выполнить ремонт блока управления двигателем.

Если же говорить о доступной проверке, которую может выполнить автолюбитель самостоятельно, это банальная подмена имеющегося блока на точно такой же заведомо рабочий. Например, можно под залог взять ЭБУ от такого же авто на разборке, установить такой блок и проверить работу ДВС. Если машина работает с новым блоком нормально, тогда проблема очевидна.

Также отметим, что не всегда удается устранить поломку только заменой контроллера.

Как уже говорилось выше, часто первопричиной поломки ЭБУ является не сам блок. Простыми словами, если, например, имеется замыкание в проводке, новый блок управления быстро выйдет из строя точно так же, как и предыдущий.

Важно понимать, что ремонт электронного блока управления является сложной и ответственной процедурой, которая требует определенных навыков, оборудования, знаний и понимания принципов работы устройства.

При этом ремонтировать блоки управления рекомендуется только в тех случаях, когда заменить контроллер на исправный нет возможности.

Как правило, не удается заменить ЭБУ на старых и редких автомобилях (возникают трудности с подбором как нового, так и б/у контроллера), а также тогда, когда стоимость блока очень высока.

Что касается попыток сэкономить и отремонтировать ЭБУ самостоятельно, в этом случае риск повреждения электронного устройства высок.

Также результатом попыток установить такой блок после ремонта в автомобиль является выход из строя и других систем на борту транспортного средства. Простыми словами, на обычном СТО блок просто меняется на новый или заведомо рабочий. В остальных случаях попытки ремонта могут не только не принести желаемого результата, но и усугубить ситуацию.

По этой причине ремонтировать блок нужно только в специализированных центрах, которые сами определят, целесообразно или нет проводить ремонтные процедуры с тем или иным типом устройств.

  1. Теперь перейдем к подбору устройства в рамках замены. Как уже говорилось выше, сначала нужно найти возможную причину, которая и привела к выходу блока из строя. Это позволит избежать скорой замены только что установленного ЭБУ.

Итак, необходимо учитывать, что в продаже часто встречаются восстановленные блоки, причем ремонт провел сам завод-изготовитель. Такая практика является нормальной, так как экономически заводу выгоднее восстановить старый блок, чем изготавливать новый.

Естественно, завод не будет ремонтировать полностью залитый водой, разбитый или сожженный ЭБУ. При этом на восстановленную деталь должна даваться гарантия, как на новое устройство.

  1. При выборе нужно понимать, что визуально, а также по разъемам и маркировке электронные блоки управления могут быть одинаковыми, однако ПО в таких устройствах разное. Дело в том, что для каждого типа ДВС на той или иной модели двигателя, а также в зависимости от года выпуска, программное обеспечение может сильно отличаться.

Получается, вполне возможно, что с не подходящим для конкретной машины ЭБУ автомобиль будет работать, однако о стабильности такой работы мотора и других агрегатов и узлов говорить не приходится. Вполне очевидно, что новый электронный блок должен быть точно таким же, как и старый.

Для подбора нужно не только учитывать марку и модель автомобиля, но и объем/тип двигателя, год выпуска авто, VIN-код, а также все маркировки, которые производитель нанес на сам блок.

  1. После того, как нужный блок был подобран, остается только реализовать подключение устройства к соответствующим разъемам. На практике ЭБУ далеко не всегда рассоложен в удобном и легкодоступном месте, так что на том или ином автомобиле. Перед подключением клеммы с следует обязательно снять.

Рекомендуем также прочитать статью о том, . Из этой статьи вы узнаете о чип-боксе, как работает данное устройство и на что можно рассчитывать после его установки.

Еще нужно помнить, что многие электронные блоки управления нуждаются в дополнительной настройке. В одном случае это просто автоматическая подстройка ЭБУ под параметры и особенности работы конкретного авто (самоадаптация).

Для такой подстройки на машине нужно просто поездить в разных режимах. Более сложным случаем является необходимость выполнять перепрограммирование, более известное под названием чип-тюнинг. Такие доработки нужны тогда, когда требуется внести коррективы в работу ДВС, а также отдельных систем автомобиля.

Результата добиваются путем изменения штатного ПО и заводских стандартных настроек, которые «зашиты» в память ЭБУ. Качественно такую процедуру могут выполнить только квалифицированные специалисты, которые имеют подходящее программное обеспечение и оборудование.

Электронный блок управления (контроллер) ДВС

Современный автомобиль невозможно представить без множества электронных систем. Развитие и активное внедрение электроники в конструкцию привело к тому, что работу двигателя контролирует электронный блок управления двигателем ECU (). Модули подобного типа также имеют название контроллер.

Как сам бензиновый или дизельный мотор, так и другие системы транспортного средства управляются посредством специальных блоков управления. Рекомендуем также прочитать статью об. Из этой статьи вы узнаете о видах систем смазки двигателя и основных составляющих элементах в конструкции системы смазки.

ЭБУ взаимодействует с различными датчиками, которые отправляют сигналы в блок управления.

Далее контроллер производит обработку полученных данных по заранее прописанным алгоритмам. ЭБУ в процессе работы двигателя опирается на информацию от датчиков и посылает ответные команды, которые адресованы исполнительным устройствам, интегрированным в конструкцию ДВС. Автомобиль имеет так называемую бортовую сеть, в которой главным элементом является ЭБУ.

По этой причине блок управления называют компьютером автомобиля, а в среде автолюбителей существует обиходное название «мозги». Не только двигатель, но и другие системы автомашины имеют собственный контроллер.

К таким системам относятся: автоматическая коробка передач, управление подушками безопасности, антиблокировочная система тормозов, система курсовой устойчивости, система климат-контроля и т.д.

Каждая из систем имеет свой отдельный электронный модуль: блок управления АКПП, модуль подушек Airbag, блоки-контроллеры ABS, ESP и т.д. Все модули взаимосвязаны между собой.

Главным в бортовой цепи автомобиля является ЭБУ. Электронный блок управления двигателем ведет постоянный и непрерывный обмен данными с модулями управления других систем.

Потоки данных передаются по специальной CAN-шине. Посредством указанной шины реализовано эффективное объединение всех электронно-цифровых систем автомобиля, что и представляет в итоге единую бортовую сеть. Тесная взаимосвязь модулей, контроллеров и блоков позволяет максимально оптимизировать работу силового агрегата.

Так достигается наилучший показатель расхода топлива, динамично корректируются параметры топливного впрыска и подачи воздуха на впуске.

От работы ЭБУ зависит мощность, показатель крутящего момента в том или ином режиме работы двигателя, а также ряд других характеристик. К базовым функциям блока управления двигателем автомобиля относятся:

  1. управление зажиганием;
  2. контроль и
  3. контроль температуры ДВС и ;
  4. управление;
  5. управление ;
  6. анализ положения дроссельной заслонки;

ЭБУ получает от датчиков информацию о частоте вращения и положении двигателя.

Контроллер учитывает скорость движения автомобиля, фиксирует данные о напряжении в бортовой сети и т.п. ЭБУ является электронной платой, которая размещается в корпусе из пластика или металла для надежной защиты контроллера.

ECU может быть установлен в моторном отсеке или в салоне автомобиля (в области центральной панели со стороны водителя или пассажира). Место установки контроллера зачастую указано в руководстве по эксплуатации. Электронная плата ЭБУ включает в себя микропроцессор и запоминающие устройства. Также блок управления имеет специальные внешние разъемы на своем корпусе.
Также блок управления имеет специальные внешние разъемы на своем корпусе.

Обычно таких разъемов два, они представляют собой выведенные наружу корпуса элементы контроллера.

Первый разъем позволяет осуществить подключение блока управления к бортовой сети автомашины. Вторым разъемом (диагностический разъем ЭБУ) становится место для подключения сканирующего устройства (сканера). Электронный блок управления двигателем имеет на своей плате несколько типов памяти.

Существует постоянная память, в которой содержатся базовые микропрограммы и записаны ключевые параметры для нормальной работы ДВС. На плате ЭБУ дополнительно присутствует оперативная память, которая позволяет блоку управления динамично обрабатывать поступающие данные от датчиков, а также кратковременно сохранять определенные результаты. Еще одним элементом является отдельное запоминающее устройство, в котором хранится временная информация о том, сколько времени проработал ДВС, какой километраж был пройден, количество потребленного топлива, коды блокировок или доступа, коды ошибок двигателя и т.д.

Информацию из этого устройства можно удалять (стереть или сбросить код ошибки в ЭБУ). Программы ЭБУ разделяются на два типа модулей.

Присутствует функциональный и контрольный модуль ПО блока управления двигателем. Функциональный модуль принимает и обрабатывает полученные данные, а также отсылает импульсы на исполняющие устройства. Контрольный модуль следит за тем, чтобы сигналы от датчиков находились в допустимых рамках применительно к заданным изначально параметрам.

Если контрольный модуль фиксирует отклонения от прописанных параметров, но они еще находятся в допустимых пределах, тогда осуществляется коррекция.

В случае серьезного сбоя контрольный модуль ЭБУ заблокирует двигатель.

Программное обеспечение ЭБУ поддается коррекции.

Блок управления двигателем можно перепрошить, тем самым заменив штатную программу и внеся изменения в базовые настройки и параметры работы силового агрегата. Данный способ получил название . ЭБУ имеет встроенную систему диагностики.

Если контроллер фиксирует отклонение, ошибку или сбой в работе двигателя, тогда на приборной панели загорается соответствующая пиктограмма (обычно желтого или красного цвета), или же информационная надпись сheck-еngine. Автолюбители в быту данный предупреждающий сигнал определяют как «загорелся чек».

Возникающие ошибки в работе двигателя имеют индивидуальный код. Коды ошибок хранятся в ЭБУ, так как записываются в память запоминающего устройства на плате контроллера.

Для диагностики и выявления неисправностей специалисты подключают к блоку управления двигателем специальный сканер через диагностический разъем ЭБУ. Сканер считывает коды ошибок (расшифровывает) и отображает их на своем дисплее.

По этим данным можно получить представление о том, в каком состоянии находится мотор и какие имеет неисправности.

Блок управления является надежным устройством, но встречаются отдельные случаи его некорректной работы или выхода из строя. Неисправности ЭБУ двигателя могут возникать по следующим причинам:

  1. воздействие влаги на плату и разъемы;
  2. короткое замыкание ЭБУ;
  3. механическое ударное воздействие, вибрации;
  4. сильный перегрев контроллера;
  5. коррозия корпуса и разъемов блока управления;

На поломку ЭБУ указывают сбои в работе двигателя при полностью исправных датчиках и системах ДВС, а также с учетом полного исключения других возможных причин.

Исправная работа блока управления зависит от нормального напряжения в бортовой сети автомобиля, а также от получения рабочих сигналов от датчиков.

Если ЭБУ вышел из строя, тогда двигатель может работать неустойчиво или с большими провалами на разных режимах работы. Часто двигатель с неисправным ЭБУ оказывается заблокирован. На панели приборов высвечивается ошибка (горит «чек»).

Данная ошибка полностью не сбрасывается сканирующими и другими устройствами, или же «чек» снова загорается после сброса ошибки спустя какое-то время. В таких случаях необходимо оценить состояние блока управления двигателем.

Ремонт ЭБУ возможен и обойдется дешевле, но предпочтительнее осуществить замену ЭБУ на новый полностью исправный блок. Подбирать блок управления двигателем на машину необходимо строго в соответствии с маркой и моделью, типом установленного двигателя и другими важными параметрами конкретного транспортного средства.

Дополнительно может потребоваться настройка нового ЭБУ после его установки на автомобиль.

ЭБУ — устройство, принцип работы

ЭБУ — электронный блок управления двигателем автомобиля, его другое название — контроллер.

Он принимает информацию от многочисленных датчиков, обрабатывает ее по особым алгоритмам и, отталкиваясь от полученных данных, отдает команды исполнительным устройствам системы. Электронный блок управления является составным звеном бортовой сети автомобиля, он ведет постоянный обмен данными с другими компонентами системы: антиблокировочной системой, автоматической коробкой передач, системами стабилизации и безопасности автомобиля, круиз-контролем, климат-контролем. Обмен информацией ведется посредством CAN-шины, которая объединяет все электронные и цифровые системы современного автомобиля в одну сеть.

Благодаря такому подходу можно оптимизировать работу двигателя: расход топлива, подачу воздуха, мощность, крутящий момент и др. Основными функциями ЭБУ являются:

  1. управление и контроль за впрыском топлива в инжекторных двигателях;
  2. регулировка и поддержание температуры в охлаждающей системе двигателя;
  3. контроль за зажиганием;
  4. контроль за работой системы рециркуляции отработанных газов.
  5. контроль за положением дроссельной заслонки;
  6. управление фазами газораспределения;
  7. анализ состава выхлопных газов;

Кроме того на контроллер поступает информация о положении и частоте вращения коленчатого вала, текущей скорости движения транспортного средства, о напряжении в бортовой сети автомобиля.

Также ЭБУ оснащен системой диагностики и в случае обнаружения каких-либо неполадок или сбоев информирует о них владельца посредством кнопки Check-Engine. Каждая ошибка имеет свой код и эти коды сохраняются на запоминающем устройстве. При проведении диагностики специалисты подключают к контроллеру через разъем сканирующее устройство, на экран которого выводятся все коды ошибок, а также информация о состоянии двигателя.

Устройство электронного блока управления двигателем.

Контроллер представляет из себя электронную плату с микропроцессором и запоминающим устройством, заключенную в пластиковый или металлический корпус.

На корпусе имеются разъемы для подключения к бортовой сети автомобиля и сканирующему устройству.

ЭБУ обычно устанавливается либо в подкапотном пространстве, либо в переднем торпедо со стороны пассажира, за бардачком. В инструкции обязательно должно быть указано место расположения контроллера. Для нормального функционирования в блоке управления применяется несколько типов памяти:

  1. ОЗУ — оперативная память, используется для обработки всего массива данных, сохранения промежуточных результатов;
  2. ЭРПЗУ — электрически репрограммируемое запоминающее устройство — применяется для хранения различной временной информации: коды доступа и блокировки, а также считывает информацию о пробеге, времени работы двигателя, расходе топлива.
  3. ППЗУ — программируемое постоянное запоминающие устройство — здесь содержатся основные программы и параметры работы двигателя;

Программное обеспечение ЭБУ состоит из двух модулей: функционального и контрольного.

Первый отвечает за прием данных и их обработку, отправляет импульсы на исполняющие устройства.

Контрольный модуль отвечает за корректность входящих сигналов от датчиков и в случае обнаружения каких-либо расхождений с заданными параметрами проводит корректирующие воздействия, либо полностью блокирует работу двигателя. Внести изменения в программное обеспечение ЭБУ можно только в авторизованных сервисных центрах.

Необходимость в перепрограммировании может возникать при проведении чип-тюнинга двигателя для повышения его мощности и улучшения технических характеристик.

Провести данную операцию можно только при наличии сертифицированного программного обеспечения. Однако, производители автомобилей очень неохотно делятся данной информацией, поскольку не в их интересах, чтобы пользователи самостоятельно изменяли настройки. Ремонт и замена ЭБУ. Если контроллер выходит из строя или работает некорректно, то прежде всего это отображается в провалах в работе двигателя, а иногда и в полной его блокировке.

Check Engine может постоянно высвечивать ошибку, которую невозможно удалить. Основные причины выхода ЭБУ из строя это:

  1. влияние внешних факторов — влага, коррозия, удары, вибрация.
  2. перегрузка, воздействие короткого замыкания;

Кроме того любой микропроцессор перегревается, если система охлаждения выходит из строя. Ремонт, равно как и замена блока управления обойдутся не дешево.

Оптимальным вариантом будет приобретение нового блока. Чтобы его подобрать, нужно знать все параметры машины.

Важно также правильно произвести настройку.

ЭБУ будет нормально функционировать при условии, что на него поступают сигналы от всех датчиков и поддерживается нормальный уровень напряжения в сети.

(6 оценок, среднее: 4,17 из 5)

Загрузка.

Устройство и назначение (ЭБУ) электронного блока управления авто

Трудно представить современный автомобиль без электронных устройств управления.

Работоспособность отдельных узлов, целых систем связана с установкой датчиков. Выполняемые процессы столь многочисленны, что назвать область применения, описать работу электронного блока управления (ЭБУ) в нескольких словах непросто даже для узких специалистов.

ECU (англ. Electronic Control Unit) — общий термин. Он служит для обозначения блоков, управляющих:

  1. микроклиматом.
  2. подвеской;
  3. режимами трансмиссионного агрегата, в том числе полного привода (при его наличии);
  4. системами двигателя;
  5. тормозной системой, тормозными ассистентами;

Центральный синхронизирующий блок также входит в понятие ECU. Бортовой компьютер, или мозги автомобиля — термин, который не раскрывает всего многообразия проделываемой электроникой работы.

Во время работы ЭБУ непрерывно получает информацию от различных датчиков, распознает сигналы, выдает команды с учетом результатов анализа.

Так, блок управления двигателем внутреннего сгорания (ДВС) собирает данные сразу по нескольким параметрам работы мотора.

К ним относятся:

  1. моментальный расход топлива;
  2. мощность, крутящий момент.
  3. температура в ;
  4. частота вращения коленчатого вала;
  5. уровень вредных веществ, кислорода в выхлопных газах;

Эта информация позволяет распознавать основные ситуации, с учетом разработанных алгоритмов давать команду на изменение работы отдельных элементов агрегата. Основные процессы, за которые отвечает блок управления двигателем:

  1. Управление топливной аппаратурой и сопутствующими устройствами. Битурбо мотор не всегда работает в режиме максимальной отдачи. Только при необходимости активируется многоступенчатый нагнетатель воздуха, топливо распыляется в рабочую камеру и частично нагнетательный трубопровод. Тонкая настройка работы двигателя доступна только с привлечением электронных механизмов.
  2. , газораспределение. С учетом режима движения, температуры двигателя требуется изменение времени наполнения рабочей камеры цилиндра, подача импульса энергии в срок. По аналогичному принципу в более совершенных конструкциях происходит отключение одного или нескольких цилиндров, остановка двигателя в режиме «старт-стоп».

По аналогичному принципу работают и другие системы. Конструктивное исполнение, схема электронных систем предполагает наличие следующих составных элементов:

  1. Программное обеспечение. Разрабатывается отдельно для авто той или иной модификации, допускается замена, доработка под конкретные условия. Программы ЭБУ двигателя и других систем имеют два контура: функциональный и контрольный. Первый отвечает за прием, обработку информации, формирование управляющих команд. Второй контролирует соответствие параметров нормативным значениям, фиксирует отклонения, принимает решение о приостановке работы отказавших модулей.
  2. Датчик рабочих режимов. Число элементов изменяется с учетом класса автомобиля, его модификации. Даже в базовой версии бюджетного авто их будет не менее 20, в более совершенных машинах — несколько десятков.
  3. Аппаратный блок с вычислительным процессором. Здесь принимаются, обрабатываются приходящие сигналы, выдаются управляющие команды. В памяти фиксируются, анализируются ошибки в работе основных элементов механизма или системы.

В описании устройства обязательно упоминание такого элемента, как CAN-шина.

Ее наличие позволяет передавать большие объемы информации в цифровой форме.

Многочисленные системы, датчики не могут взаимодействовать через обычные провода. Применяется цифровое кодирование сигнала с последующей быстрой передачей. При этом специальное оборудование не только распознает «свой» сигнал, но и различает его по времени поступления.

Также можно считывать информацию о работе электронных систем, подключив к специальному разъему автомобильный сканер для диагностики.

Однако в последних генерациях машин передача сигнала может происходить и по беспроводной связи. Электронный управляющий блок не является неизменной моделью.

Как и обычный компьютер, устройство поддается усовершенствованию. Модифицируются и процессы, которыми он управляет.

Прошивка позволяет:

  1. добавить мощность;
  2. скорректировать концентрацию выхлопных газов.
  3. изменить настройки зажигания;
  4. настроить шум работы выхлопной системы;

Любую работу по тюнингу должен проводить специалист, знакомый с устройством дизельного и бензинового двигателей. Несмотря на надежную защиту систем и агрегатов от поломок, ЭБУ также может выйти из строя.

Это выражается в появлении частых сообщений об ошибках, невозможности запуска или работы двигателя, отдельных агрегатов.

Обесточивание бортового компьютера обычно не помогает.

Не стоит надеяться на самостоятельное излечение. Только диагностика неисправности, причин отказа поможет устранить поломку на раннем этапе. Несмотря на общую надежность электронных блоков, причин выхода из строя много.

Часто неисправности возникают из-за перенапряжения в сети блока.

Действия автолюбителя, вызывающие поломки:

  1. ошибки при подключении сигнализации и иных электронных оборудований;
  2. неправильное подключение полюсов аккумуляторной батареи;
  3. неисправности установленных высоковольтных устройств.
  4. короткое замыкание проводки;
  5. замена АКБ при работающем моторе;
  6. подача напряжения с внешнего источника;

Даже простой ремонт, регулировка узлов при размыкании контактов, повреждении изоляции приводит к нарушению работы электронного блока.

До проведения приборной диагностики нарушения работы нужно вспомнить о расположении ЭБУ. Сначала оценивают возможность перегрева. Нередко расплавление вызывается электрическим нагревом.

Другие причины:

  1. механические повреждения.
  2. воздействие влаги,
  3. коррозия,

Часто после проверки удается восстановить связь управляющего блока с потребителем или запустить инжектор. Если начальный осмотр не помог, проводят восстановительный ремонт только простых изделий.

В других случаях приобретают и устанавливают новый ЭБУ.

Некоторые автовладельцы считают, что после обычной замены деталей можно использовать автосканер или повторную прошивку. Но автосканер имеет совершенно иной принцип действия. Устройство служит для получения информации о состоянии узлов, агрегатов, он может только настраивать исправный блок.

Самостоятельно исправлять ЭБУ автосканер не способен. Выбор нового устройства стоит доверять профессионалам, т.к.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

2 thoughts on “Алгоритм работы эбу двигателя

  1. аха могу.. .

    а вообще этому учатся несколько месяцев и не за дёшево
    в диагностич. колодку втыкаешь разъём диагностичес. оборуд. вкл. зажигание, включ. дагностичес. программу и на компе и снимаешь показания ЭБУ.

Comments are closed.

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+